Дело № 5-62/2011 (Дело № 10113000-396/2011) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении «14» июля 2011г. г.Смоленск Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска (г.Смоленск, проспект Гагарина, д.15) Хлебников А.Е., при секретаре Терентьевой А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД»), расположенного по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ, в 16 часов 30 минут, поездом № 1111 индекс 1700-544-1600 в зону деятельности Новомосковского таможенного поста Смоленской таможни (г.Смоленск, ул.Новомосковская, д.1) прибыли железнодорожные цистерны №, следовавшие в Белоруссию по железнодорожным накладным № с товаром «ацетон технический». Названный товар принят перевозчиком ОАО «РЖД» к перевозке ДД.ММ.ГГГГ на ст.Комбинатская Западно – Сибирской ж.д. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011г. №181 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» вывоз прекурсоров юридическим лицом осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров. Товар - ацетон, перечислен в Таблице 3 постановления Правительства Российской Федерации № 181 от 21 марта 2011 года «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», в соответствии с которым вывоз ацетона из РФ ограничен, осуществляется только при наличии соответствующего разрешения. Представитель перевозчика (ОАО «РЖД») ДД.ММ.ГГГГ, для получения разрешения на выпуск ацетона за пределы РФ, представил сотрудникам Смоленской таможни вместе с сопроводительными документами разрешение № ПР/2-487/10, выданное Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков Закрытому Акционерному Обществу «Группа компаний «<данные изъяты>»» на право вывоза наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что на момент прибытия цистерн с ацетоном на ст. Смоленск-Сортировочный разрешение на его вывоз утратило силу, сотрудниками Смоленской таможни ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело в отношении ОАО «РЖД» о нарушении таможенных правил, в связи с нарушением правил вывоза прекурсоров. В ходе рассмотрения дела в суде представитель ОАО «РЖД» П. пояснил, что отправителем товара является ОАО «<данные изъяты>», которое и обязано было получить разрешение на вывоз ацетона. ОАО «РЖД» не наделено функциями по контролю и надзору за соблюдением правил вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Просил прекратить дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Представитель ОАО «РЖД» С. полагала, что ОАО «РЖД» руководствуется в своей работе Соглашением о Международном грузовом сообщении от 01.11.1951г. (далее СМГС), которое имеет приоритет над национальным законодательством. Положения постановления Правительства РФ № 181 обязует грузоотправителя получить Разрешение для вывоза прекурсоров за пределы РФ. ОАО «РЖД» не является заявителем на выдачу разрешительных документов на вывоз прекурсоров от Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. В соответствии с пар. 2 ст.12 СМГС, перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной, в связи с чем не обязан проверять срок действия документов, прилагаемых грузоотправителем, в том числе разрешений на вывоз прекурсоров. Поэтому ОАО «РЖД» не является субъектом правонарушения. Представитель ОАО «РЖД» Ж. подтвердила доводы П. и С.. Вину предприятия в правонарушении представители перевозчика не признали, считая, что ответственность должен нести грузоотправитель. Заслушав представителей ОАО «РЖД», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 5 ст. 195 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ, вывоз товаров, имеющих статус товаров Таможенного Союза в соответствии с ТК ТС, из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза осуществляется без ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождает лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 3 и 4 ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ, таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при вывозе товаров из Российской Федерации. В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного Союза, актами органов Таможенного Союза, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Таможенного Союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер. В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ в обязанности таможенных органов входит обеспечение, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдения установленных в соответствии с международными договорами государств членов Таможенного Союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации. Под вывозом товаров из Российской Федерации, согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ, понимается фактическое пересечение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического перемещения товарами Государственной границы Российской Федерации. Вина ОАО «РЖД» (в форме бездействия со стороны сотрудников предприятия, не исполнивших надлежащим образом свои обязанности) подтверждается: - копиями железнодорожных накладных №, в графах «документы, приложенные отправителем» которых указаны - паспорт, разрешение на ввоз прекурсоров № ПРЗ/1331-10, разрешение № ПР/2-487/10 (л.д. 9, 12, 15, 18, 21), - копиями паспортов, из которых следует, что в вагонах № перевозился ацетон (л.д. 10, 13, 16, 19, 22), - копиями разрешения № ПР/2-487/10, из содержания которого следует, что разрешение действительно до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 14, 17, 20, 23), - письмом заместителя начальника станции Смоленск-Сортировочный Д., из которого следует, что перевозчиком товара «ацетон», перемещаемого в цистернах №, по территории РФ является ОАО «РЖД» (л.д. 33), - протоколом об аресте товаров от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на товар «ацетон», находящийся в цистернах № наложен арест (л.д. 36-37), - протоколом опроса К., пояснившего, что работник ОАО «РЖД» Б. на ст.Комбинатская приняла на основании заявки отправителя ОАО «<данные изъяты>» цистерны с ацетоном. О том, что вывоз ацетон с территории РФ ограничен, К. узнал после возбуждения настоящего дела об административном правонарушении. К. пояснил, что проверка документов при принятии грузов к перевозке входит в обязанности товарного кассира и проводится в соответствии с правилами перевозок грузов (СМГС), согласно которым в обязанности кассира не входит осуществление контроля за наличием разрешения на вывоз товаров, ограниченных или запрещенных к вывозу с территории РФ (л.д. 76-77). - протоколом опроса А., пояснившего, что руководству станции Комбинатская не было известно о том, что вывоз ацетона с территории РФ ограничен. Кроме того, А. пояснил, что оформлением договоров перевозки возложено на линейное агентство фирменного транспортного обслуживания ст.Комбинатская, на которое и возложена обязанность контроля за приложением сопроводительных документов (л.д. 74-76), - протоколом о взятии проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому из цистерн №, взяты пробы прозрачной жидкости с характерным запахом ацетона (л.д. 86-87), - заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ в представленной на исследование пробе массовая доля ацетона – 99,20 %, массовая доля примесей – 0,80 %. Представленная на исследование проба товара является ацетоном (л.д. 95-98), - протоколом опроса Т., из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ, около 16 часов 30 минут, на ст. «Смоленск-Сортировочный» прибыл железнодорожный поезд, в состав которого входили цистерны №. На вывоз данных цистерн работниками ОАО «РЖД» было представлено разрешение № ПР/2-487/10 на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Согласно товаросопроводительным документам в цистернах перевозился ацетон. В ходе документальной проверки представленных документов было установлено, что срок действия названного разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ Иных разрешительных документов перевозчик не представил. Поскольку станция «Смоленск-Сортировочный» последняя отправная станция, расположенная на территории РФ, представление документов в таможенный орган свидетельствует о совершении действий, непосредственно направленных на фактический вывоз товара с территории РФ (л.д. 99-102). Суд, оценив представленные вышеуказанные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что вина предприятия ОАО «РЖД» в нарушении правил вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров из РФ является доказанной. Довод представителей ОАО «РЖД» о том, что деятельность железной дороги по осуществлению международных перевозок регламентируются положениями Соглашения о Международном грузовом сообщении от 01.11.1951г., а не постановлением Правительства РФ № 181 от 21 марта 2011г., несостоятелен, поскольку СМГС не регулирует вопросы ввоза и вывоза прекурсоров. В этой ситуации, согласно ст.36 СМГС, при отсутствии в СМГС, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к СМГС необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего СМГС. Аргументы представителей ОАО «РЖД» о том, что ответственность за правонарушение должен нести грузоотправитель, поскольку ОАО «РЖД» не нарушало положений СМГС, неубедительны. Согласно пар. 1 ст.2 СМГС, Положения СМГС имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки, т.е не распространяется на правоотношения между перевозчиком и таможенными органами, регулируя лишь отношения в сфере гражданско-правового оборота, в частности – между перевозчиком и отправителем груза. Положения пар.1 ст.12 СМГС, обязывающие отправителя груза до его передачи присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей, возлагают на отправителя ответственность перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, регулируя отношения между перевозчиком и грузоотправителем и предусматривают возможность предъявления в данном случае регрессного требования со стороны перевозчика к отправителю груза о взыскании убытков, причиненных перевозчику вследствие производства по настоящему делу (пар 2 ст.11, пар. 1 ст.12, ст.23). Ответственность же перед таможенными органами РФ должно нести ОАО «РЖД», поскольку именно данное юридическое лицо, представив таможенному органу Разрешение на вывоз прекурсоров, срок действия которого истек, пыталось противоправно вывезти три цистерны с ацетоном за пределы РФ. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В силу пар.2 ст.12 СМГС работники ОАО«РЖД» как на ст.Комбинатская, так и на ст.Смоленск были вправе проверить сведения в накладной и приложенных к ней документах, однако данным правом не воспользовались и не отказали в приеме груза на основании пар.1 ст.11 СМГС, что повлекло нарушение правил вывоза за пределы РФ прекурсора. За действия работников отвечает организация, с которой он состоит в трудовых отношениях. Оснований для освобождения перевозчика от административной ответственности по настоящему делу не установлено. При таком положении, противоправное бездействие ОАО “РЖД” правильно квалифицировано по ст.6.16 КоАП РФ, как нарушение правил вывоза прекурсоров. Правонарушение совершено по неосторожности. Вредных последствий совершенного ОАО «РЖД» правонарушения не наступило. Позже, ДД.ММ.ГГГГ, от грузоотправителя – ОАО «<данные изъяты>», в Смоленскую таможню поступило разрешение Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков № ПР/2-273/11, выданное ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Группа компаний «<данные изъяты>»» на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Указанные обстоятельства суд признает смягчающими ответственность правонарушителя. Отягчающих обстоятельств не имеется. С учетом обстоятельств совершения правонарушения, отсутствием вреда экономическим интересам РФ, возможности в настоящее время законного вывоза прекурсора за пределы РФ в связи с получением Разрешения на вывоз, суд считает, что данное правонарушение является малозначительным. В связи с изложенным, в силу ст.2.9 КоАП РФ, следует прекратить производство по делу, освободив ОАО “РЖД” от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием. Издержки по делу отсутствуют Руководствуясь ст.29.1-29.9 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л : Признать ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.16 КоАП РФ. В связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения освободить данное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Производство по делу об административном правонарушении прекратить. Сложить арест с ацетона в количестве 267 531 кг, находящегося в железнодорожных цистернах № (протокол об аресте товаров от ДД.ММ.ГГГГ), явившегося предметом правонарушения, и возвратить его владельцу в соответствии с таможенным законодательством. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Заднепровский районный суд <адрес>. Судья