11.06.2010 г. Решение по жалобе на незаконные действия должностного лица



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2010г.

Забайкальский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.А.

при секретаре Болдыревой Т.И.

с участием заявительницы Николаевой Е.И., представителей заинтересованного лица по доверенности Якиповой Н.А., Аксенова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Забайкальск гражданское дело (№ 000) по жалобе Николаевой Елены Ивановны к Забайкальской таможне о признании действий должностного лица таможенного органа неправомерными,

У С Т А Н О В И Л:

Николаева Е.И. обратилась в суд с жалобой на действия должностного лица таможенного органа в которой указала, что 11 мая 2010г. она как физическое лицо следовала из КНР в РФ и перемещала в сопровождаемом багаже товары народного потребления для личных целей. В поданной в таможенный орган пассажирской таможенной декларации она указала об отсутствии у нее товаров, подлежащих обложению таможенными платежами. В ходе производства таможенного оформления сотрудником Забайкальской таможни Ходюковой Ю.А. перемещаемый ею багаж был подвергнут визуальному осмотру через ренгенустановку. После этого инспектор потребовала ее написать письменное пояснение, однако она отказалась, считая эти действия незаконными. После этого инспектор подвергла перемещаемый ею товар таможенному досмотру, по результатам которого был составлен акт таможенного досмотра. Перемещаемые ею товар был направлен сотрудником таможни на склад временного хранения, а ей было выдано уведомление о предоставлении в таможенный орган документов, подтверждающих предназначение перемещаемого товара. Данные действия сотрудника таможни и составленные инспектором документы она считает незаконными, поскольку в соответствии со ст. 126 ТК РФ она не является декларантом, а является физическим лицом, перемещающим товары для личного пользования, к которому все формы таможенного контроля, кроме осмотра, не применяются. В связи с этим просила признать действия старшего государственного таможенного инспектора Забайкальской таможни Ходюковой Ю.А. о выдаче уведомления о проведении таможенного досмотра, составлении акта таможенного досмотра, направление товаров на Склад временного хранения, вручения уведомления и требования неправомерными. Составленные инспектором документы - уведомление о проведении таможенного досмотра от 11.05.2010г., требование о предъявлении товаров для проверки от 11.05.2010г., акт таможенного досмотра (№ 000), направление на СВХ (№ 000), требование и уведомление от 12.05.2010г. незаконными. А также просила обязать Забайкальскую таможню возвратить ей товар со склада временного хранения без оплаты денежных средств за хранение товара.

В судебном заседании Николаева Е.И. свои требования поддержала, дала суду объяснения аналогичные изложенным в жалобе, добавив, что при прохождении таможенного контроля она не подавала таможенную декларацию, а подала пассажирскую таможенную декларацию, где данные о наименовании перемещаемого ей товара, количестве, размере, фасоне отсутствуют. Поэтому она не является декларантом и применение к ней формы таможенного контроля, как таможенный досмотр товаров и направление ее товара на склад временного хранения является незаконным.

Представители заинтересованного лица по доверенности Аксенов В.В. и Якипова Н.А. заявленные Николаевой требования не признали, указав на то, что сотрудником Забайкальской таможни Ходюковой Ю.А. при производстве таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемого заявительницей товара каких-либо нарушений закона допущено не было. Николаева, перемещая 11 мая 2010г. через таможенную границу товары народного потребления, как физическое лицо по смыслу п. 15 ст. 11, ст. 126 ТК РФ является декларантом, поскольку имела право пользования и распоряжения перемещаемого ею товара. Соответственно такие формы таможенного контроля, как пояснение и таможенный досмотр согласно ст. 366 ТК РФ к ней были применены законно. Учитывая, что в результате досмотра с учетом качества и количества перемещаемых заявительницей товаров, частоты перемещения товаров, обстоятельств поездки сотрудником таможни в полномочия которого согласно Приказа ГТК РФ № 815 от 24.11.1999г. «Об утверждении Правил перемещения товаров в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» входит установление предназначения перемещаемых через таможенную границу товаров, было принято решение о ввозе товара на территорию РФ не предназначенного для личных целей. В связи с этим инспектором правомерно было выставлено заявительнице требование о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих предназначение товара. В связи с этим просили в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании 11 мая 2010г. Николаева Е.Н. перемещала через таможенную границу РФ в сопровождаемом багаже товары народного потребления. В таможенный орган Николаевой была подана пассажирская таможенная декларация, в которой она указала на отсутствие у нее товара, который требует обязательного письменного декларирования и перемещение которого через границу производится по разрешительным документам соответствующих компетентных органов. В ходе проведения таможенного контроля на устный опрос о перемещаемом товаре Николаева отказалась давать какие-либо объяснения. На предложение сотрудника таможни, проводившего таможенный контроль дать письменное пояснение о перевозимом товаре, Николаева также ответила отказом, что заявительница в суде подтвердила. На основании решения заместителя начальника таможенного поста МАПП Забайкальск Аксенова В.В., оформленного поручением л.д. 46) сотрудником таможни Ходюковой Ю.А. был проведен таможенный досмотр перемещаемого заявительницей товара. Перед досмотром заявительница была уведомлена о проведении таможенного досмотра л.д. 47), ей было предъявлено требование о предъявление товаров для проверки л.д. 48). В результате таможенного досмотра сотрудником таможни установлено, что Николаева перемещает 87 наименований товаров народного потребления, вес которых составил 35 килограмм. О проведении таможенного досмотра сотрудником таможни был составлен акт установленной формы л.д. 49-48).

В ходе проведения таможенного контроля перемещаемых заявительницей товаров сотрудником таможни было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, так как по количественным и качественным характеристикам товара, сотрудником таможни было установлено, что товар перемещается не для личного пользования Николевой. В связи с этим Николаевой было выдано уведомление о необходимости в срок до 12 июля 2010г. в целях осуществления выпуска товаров предоставить в таможенный орган документы, которыми может быть подтверждено перемещение товаров для личного пользования л.д. 20). Перемещаемый Николаевой товар сотрудником таможни был направлен на склад временного хранения, куда и был по договору хранения и складской квитанцией заявительницей помещен.

Согласно ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим кодексом. В случае, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если не установлено иное ТК РФ несет лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации (п. 2 ст. 16 ТК РФ).

Главой 23 Таможенного кодекса РФ установлены правила перемещения товаров физическими лицами. В силу ст. 281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части неурегулированной настоящей главой, - в соответствии с общим порядком, установленным настоящим кодексом.

По смыслу вышеперечисленных норм закона, товар, перемещаемый физическим лицом для личного пользования, подлежит таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, предусмотренным главой 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной данной главой ТК РФ - в соответствии с общим порядком, установленным таможенным кодексом РФ.

Статья 286 главы 23 Таможенного кодекса устанавливает, что декларирование товаров перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при следовании через Государственную границу РФ. Данная статья также определяет, какие товары подлежат письменному декларированию, а также определяет случаи, когда декларирование товаров может производиться в конклюдентной форме.

Однако в главе 23 ТК РФ отсутствуют правовые нормы о порядке декларирования перемещаемых товаров, и не дается понятия «декларанта». Соответственно в данном случае применяются общие положения, установленные Таможенным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 247,391 ТК РФ. В силу ч 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений необходимых для таможенных целей.

Согласно понятий, используемых в Таможенном кодексе РФ, «декларант» - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 15 ст. 11 ТК РФ).

В качестве декларанта на основании ч 1 ст. 126 ТК РФ имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 настоящего Кодекса, а также любые лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ.

В силу ч 2 ст. 126 ТК РФ декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исходя из буквального толкования данной нормы закона в случае перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, декларантом в данном случае будет являться не только российское лицо.

Таким образом доводы заявительницы о том, что она, являясь физическим лицом, перемещающим через таможенную границу товар для личного пользования не могла быть декларантом основаны на неправильном понимании ч 2 ст. 126 ТК РФ.

В отношении товара, предъявленного Николаевой к таможенному оформлению она, имела право владения и пользования этим товаром, произвела декларирование перемещаемого товара, подав в таможенный орган пассажирскую таможенную декларацию, т.е. по смыслу вышеперечисленных норм закона являлась декларантом, на котором лежит обязанность по совершению таможенных операций необходимых для выпуска товаров в соответствии с заявленным Николаевой таможенным режимом.

Доводы Николаевой о том, что к ней как к физическому лицу, перемещающему через таможенную границу товары для личного пользования, незаконно были применены формы таможенного контроля как получение письменного пояснения, таможенный досмотр, помещение товаров на склад временного хранение и выдача уведомления о предоставлении дополнительных документов не основаны на законе.

Согласно ч 3 ст. 281 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Данная статья указывает на определенные льготы для физических лиц, перемещающих товары для личного пользования. Однако в данной норме отсутствуют какие-либо указания на неприменение к физическим лицам форм таможенного контроля, установленных Таможенным кодексом РФ. Учитывая, что глава 23 Таможенного кодекса РФ не содержит каких-либо положений о формах таможенного контроля, которые применяются к физическим лицам, перемещающим товар для личного пользования, то согласно ч 1 ст. 281 ТК РФ в этой части применяются нормы Таможенного кодекса РФ, регулирующие общий порядок проведения таможенного контроля.

Так ст. 369 ТК РФ устанавливает форму таможенного контроля - как получение пояснений, т. е. получение сведений об обстоятельствах имеющих значение для проведения таможенного контроля, которые в соответствии с данной статьей могут быть получены должностными лицами таможенного органа от лиц, указанных в статьях 16 ТК РФ, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями. Учитывая положения данной статьи, должностное лицо таможенного органа вправе получить пояснение от физического лица, перемещающего через таможенную границу товары для личного пользования.

Статья 372 ТК РФ определяет понятия такой формы таможенного контроля - как таможенный досмотр, регламентирует порядок его проведения и не содержит запретов на применение к физическим лицам, перемещающим через таможенную границу РФ товары для личного пользования данной формы таможенного контроля. Соответственно действия должностного лица таможенного органа по применению к Николаевой такой формы таможенного контроля - как таможенный досмотр соответствуют закону и оснований для признания документов, составленных сотрудником таможни Ходюковой Ю.А. в ходе проведения таможенного досмотра, у суда не имеется.

Действия должностного лица таможенного органа о выдаче уведомления о предоставлении дополнительных документов л.д. 20), суд также полагает законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 281 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу РФ в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ.

Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу РФ, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу (ч. 2 ст. 281 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования. В соответствии с п.4 указанного Положения без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов.

Согласно пункту 2.3. Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 815 (далее - Правила перемещения товаров) при установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:

а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования;

б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;

в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;

г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, её продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;

д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.

В соответствии с п. 2.4 Правил перемещения товаров при необходимости лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности.

Часть 3 ст. 131 ТК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым в случае если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, декларант обязан предоставить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Согласно п. 7 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства от 27.11.2003 г. № 715, оформляя товар в льготном упрощенном порядке, декларант обязан предоставить документы и сведения, подтверждающие достоверность заявленных в таможенной декларации сведений. При декларировании в устной форме указанные документы и сведения предоставляются по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа.

Частью 1 ст. 153 ТК РФ установлено, что таможенный орган при выявлении несоблюдения условий выпуска товара должен незамедлительно уведомить декларанта о том, какие именно условия выпуска товара не соблюдены и какие именно действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, должен совершить декларант.

Как следует из объяснения Аксенова В.В. сотрудником таможни Ходюковой Ю.А. заявительнице было выдано уведомление о предоставлении документов, подтверждающих факт приобретения товаров, их стоимость, других документов и сведений, представление которых в соответствии с законодательством РФ необходимо при перемещении через таможенную границу РФ, а также предназначении товаров, поскольку должностным лицом таможенного органа был определен характер перемещаемого товара, как не предназначенный для личных целей.

В соответствии с п.2 ч.3 и ч. 4 ст. 285 ТК РФ товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, подлежат помещению на склад временного хранения (далее - СВХ), если немедленное таможенное оформление товаров не представляется возможным по причинам, независящим от таможенного органа. Временное хранение товаров осуществляется за счёт лица, товары которого помещены на СВХ.

Согласно ст. 99, ч.1 ст. 101 ТК РФ, временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещение их под иную таможенную процедуру.

В данном случае произвести немедленное таможенное оформление не представилось возможным по независящим от таможенного органа причинам, а именно в связи с отсутствием у Николаевой Е.И. документов, подтверждающих некоммерческий характер ввозимого ею товара. Именно это обстоятельство не позволило инспектору закончить таможенное оформление перемещаемых заявительницей товаров.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что должностным лицом Забайкальской таможни на законных основаниях было выдано уведомление о предоставлении документов и принято решение о помещении товаров, перемещаемых заявительницей на склад временного хранения, до момента подтверждения предназначения товара.

Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что требования заявителя о признании действий должностного лица неправомерными и признании документов, составленных должностным лицом в ходе производства таможенного контроля перемещаемого Николаевой Е.И. товара незаконными, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Требования Николаевой Елены Ивановны к Забайкальской таможне о признании неправомерным действий старшего государственного таможенного инспектора Забайкальской таможни Ходюковой Ю.А. о выдаче уведомления о проведении таможенного досмотра, составлении акта таможенного досмотра, направление товаров на склад временного хранения, вручения уведомления и требования, а также признании незаконным уведомления о проведении таможенного досмотра от 11.05.2010г., требования о предъявлении товаров для проверки от 11.05.2010г., акта таможенного досмотра (№ 000), направления на СВХ (№ 000), требования и уведомления от 12.05.2010г. и об обязывании возвратить товар со склада временного хранения без оплаты денежных средств за хранение товара, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Забайкальского районного суда Е А. Изюмова