05.07.2010 г. Решение об обязывании



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Забайкальск 5 июля 2010 г.

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего - судьи Ходюкова Д.С.,

при секретаре Рукавишниковой И.Л.,

с участием истца - представителя Забайкальской прокуратуры Мерзлякова И.В.,

представителя ответчика МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» Фалилеева Л.А. действующего на основании доверенности от 14 мая 2010 г.,

представителя ответчика администрации муниципального района «Забайкальский район» Простакишина В.Б. действующий на основании доверенности от 28 апреля 2010 г.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» и к Администрации муниципального района «Забайкальский район» об обязывании МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» по 25 аттестованным рабочим местам направить материалы для получения заключения в Министерство трудовых ресурсов Забайкальского края; об обязывании МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» провести аттестацию 231 рабочего места (издать приказ о создании аттестационной комиссии, создать карты и ведомости рабочих мест, протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) в срок до 01.07.2010 г. В случае недостаточности финансовых средств у МУЗ «Забайкальская ЦРБ» возложить обязанности по проведению аттестации рабочих мест на администрацию муниципального района «Забайкальский район»

установил:

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

По результатам проведения проверки по соблюдению законодательства об охране труда в МУЗ «Забайкальская ЦРБ» прокуратурой выявлены нарушения трудового законодательства.

По состоянию на 01.03.2010 г. в МУЗ «Забайкальская ЦРБ» количество рабочих мест составляет 256 единиц.

Вместе с тем в нарушении ч. 1 ст. 209 ТК РФ приказа Минздравсоцразвития от 31.08.200 7. № 569 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в указанном учреждении работодателем проведена аттестация 25 рабочих мест, по 231 рабочему месту аттестация не проведена.

Нарушение требований законодательства в области охраны труда влечет невозможность определения фактического состояния условий и охраны труда, невозможность принятия работодателем обоснованных решений по обеспечению безопасности работающих.

В соответствии со ст. 22 и абз. 2 ч. 9 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность и условия труда, провести аттестацию рабочих мест.

В соответствии с ч.2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

Следовательно, в случае недостаточности собственника финансовых средств, названная обязанность возлагается на собственника имущества - администрацию муниципального района «Забайкальский район».

На основании изложенного прокурор просит обязать МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» по 25 аттестованным рабочим местам направить материалы для получения заключения в Министерство трудовых ресурсов Забайкальского края; об обязать МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» провести аттестацию 231 рабочего места (издать приказ о создании аттестационной комиссии, создать карты и ведомости рабочих мест, протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) в срок до 01.07.2010 г. В случае недостаточности финансовых средств у МУЗ «Забайкальская ЦРБ» возложить обязанности по проведению аттестации рабочих мест на администрацию муниципального района «Забайкальский район».

В судебном заседании представитель Забайкальской прокуратуры Мерзляков И.В. исковые требования поддержал, дал пояснения вышеописанным, дополнительно пояснив, что аттестация рабочих мест необходима для определения рабочих мест с вредными условиями, чтобы в дальнейшем установить дополнительные выплаты лицам работающих на данных местах. Кроме того, представителем прокуратуры, в суд были предоставлены: частичный отказ от исковых требований в части направления материалов по аттестации для получения заключения в Министерстве трудовых ресурсов и уточнения исковых требований, в которых прокурор просит провести аттестацию 55 рабочих мест в срок до 1 сентября 2010 г., а в случае недостаточности финансовых средств у МУЗ «Забайкальская ЦРБ» возложить обязанности по финансированию аттестации рабочих мест на администрацию муниципального района «Забайкальский район».

Представитель ответчика - Забайкальской центральной районной больницы Фалилеев Л.А. действующий на основании доверенности не признал исковые требования, указав, что прокурор района не может обратиться в суд с данным исковыми требованиями в защиту не определенного круга лиц, так как круг лиц определен, что указано, в самом иске, о необходимости проведения аттестации в отношении 231 рабочего места.

Одновременно представитель ответчика Фалилеев Л.А. счёл требования прокурора обоснованным пояснив, что действительно необходимо провести аттестацию рабочих мест в больнице, однако в виду недостаточного финансирования и переезда здания больницы в ближайшем будущем в другое здание, провести аттестацию не представляется возможным.

Представитель ответчика Администрации Муниципального района «Забайкальский район» Простакишин В.Б. действующий на основании доверенности исковые требования не признал, поддержал ранее приставленные отзывы на исковое заявление согласно которым прокурор не может обратиться в суд с данным исковыми требованиями в защиту не определенного круга лиц, так как круг лиц определен, что указано, в самом иске, что аттестацию необходимо провести в отношении 231 рабочего места. Работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест, а не администрация района, которая работодателем не является. Проведения аттестации рабочих мест проводится за счёт сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Однако проаттестованных 25 рабочих мест в МУЗ Забайкальская ЦРБ было профинансировано Администрацией муниципального района «Забайкальский район».

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 3 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Из изложенного следует, что прокурор имеет право выступать представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

При этом ссылка ответчиков на то, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, невозможно определить, несостоятельна. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Статья 209 Трудового Кодекса РФ определяет понятие аттестации рабочих мест по условиям труда, это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Пунктом 1 приказа Министерства Здравоохранения и Социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден порядок проведения аттестации, согласно которому порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно пункту 2 указанного приказа аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм обязанность по проведению аттестации рабочих мест лежит на работодателе в данном случае на МУЗ «Забайкальская центральная районная больница».

При этом судом установлено, что в МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» по состоянию на 24 мая 2010 г. имела 113 рабочих мест, из которых 58 рабочих мест аттестовано. Для заключения государственной экспертизы по условиям труда все документы по проведенной аттестации 25 рабочих мест направлены в Министерство трудовых ресурсов Забайкальского края. На момент рассмотрения дела не аттестовано ещё 55 рабочих мест. Согласно пункту 1.5. устава МУЗ «Забайкальская Центральная районная больница» л.д.14) учредителем Учреждения является Администрация муниципального района «Забайкальский район. Согласно пункту 4.1. устава МУЗ «Забайкальская Центральная районная больница» л.д.16) имущество Учреждения является муниципальной собственностью муниципального района «Забайкальский район». Изложенные факты сторонами не оспаривались.

При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности по проведению аттестации на ответчика - больницу провести аттестацию рабочих мест, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как требования прокурора направлены на понуждение исполнить ответчиком, возложенные на него законом обязанности.

Доводы ответчика об отсутствии денежных средств на проведение аттестации, согласно законодательству не освобождают его от обязанности провести аттестацию рабочих мест.

Также не основаны на законе доводы ответчика, о том, что в связи с переездом больницы в другое здание аттестацию рабочих мест не представляется возможным провести.

Доводы представителя ответчика - Администрации Забайкальского района о том, что именно работодатель обязан проводить аттестацию, и том, что аттестация проводится за счёт сумм страховых взносов судом не ставится под сомнения, однако данные доводы не являются основанием для освобождения Администрации района профинансировать проведение аттестации, по следующим основаниям.

В своих уточнениях прокурор просит Администрацию района профинансировать аттестацию, а не проводить её. При этом судом установлено что учредителем и собственником МУЗ «Забайкальская ЦРБ» является Администрация Забайкальского района.

Из части 2 ст. 120 ГК РФ следует, что частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Изложенные нормы закона указывают на обоснованные требования прокурора, о том, что в случае недостаточности денежных средств у МУЗ «Забайкальская ЦРБ» обязанность по финансированию проведения аттестации будет возложена на Администрацию муниципального района «Забайкальский район».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья,

решил:

Исковое заявление прокурора Забайкальского района об обязывании МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» провести аттестацию 55 рабочего места (издать приказ о создании аттестационной комиссии, создать карты и ведомости рабочих мест, протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) в срок до 01.09.2010 г. и случае недостаточности финансовых средств у МУЗ «Забайкальская ЦРБ» возложить обязанности по финансированию аттестации рабочих мест на Администрацию муниципального района «Забайкальский район» - удовлетворить

Обязать МУЗ «Забайкальская центральная районная больница» провести аттестацию 55 рабочего места (издать приказ о создании аттестационной комиссии, создать карты и ведомости рабочих мест, протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) в срок до 01.09.2010 г.

В случае недостаточности финансовых средств у МУЗ «Забайкальская ЦРБ» возложить обязанности по финансированию аттестации рабочих мест на Администрацию муниципального района «Забайкальский район».

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья Д.С. Ходюков