Решение о признании незаконным и отмене приказа



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2010г.

Забайкальский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.А.

при секретаре Болдыревой Т.И.

с участием представителя истицы по доверенности Ерохиной О.А., представителя ответчика по доверенности Дашиевой Ж.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Забайкальск гражданское дело № 2-12/10 по иску Кадочниковой Елены Олеговны к Забайкальской таможне о признании приказа незаконным и его отмене

У с т а н о в и л:

Кадочникова Е.О. исполнявшая в декабре 2008г. обязанности заместителя начальника правового отдела Забайкальской таможни обратилась в суд с иском о признании незаконным приказа Забайкальской таможни № 69 от 23 января 2009г., которыми была установлена ее вина в совершении нарушений служебной дисциплины, выразившейся в неосуществлении контроля законности и обоснованности решений, действий должностного лица таможенного поста. Данным приказом ей вменено нарушение п. 10.33 должностного регламента. Приказ она считает незаконным, поскольку несвоевременная выдача гр-ну Алексееву В.В. транспортного средства по вступившему в законную силу решению суда произошла по вине сотрудника таможни Григорьевой О.М., за действиями и решениями которой она ведомственный контроль осуществить не может, поскольку Григорьева не находится в ее прямом подчинении. В связи с этим просит данный приказ признать незаконным и отменить наложенное на нее дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила отменить п. 4 приказа Забайкальской таможни № 69 от 23.01.2009г. Кроме того, истица дополнила свои исковые требования сославшись на то, что в связи с незаконным применением к ней дисциплинарного взыскания она недополучила выплаты денежного довольствия в сумме 129260 рублей 24 копейки. В связи с этим она просит обязать Забайкальскую таможню произвести выплату ей данной суммы. Также просила обязать Забайкальскую таможню произвести перерасчет всех выплат (таких как пособие по временной нетрудоспособности, отпускные), произведенных Кадочниковой Е.О. исходя из расчета ее среднего заработка с учетом недополученного денежного содержания в размере 129260 рублей 24 копейки и выплатить ей сумму получившуюся в результате перерасчета. Также просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей.

Истица в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суд не известила. Ходатайство представителя истицы Ерохиной О.А. об отложении судебного разбирательства в связи с болезнью истицы оставлено судом без удовлетворения, поскольку документов, подтверждающих невозможность участия истицы в судебном заседании по состоянию здоровья, ни истица, ни ее представитель суду не представили. Учитывая данное обстоятельство, суд в соответствии с ч 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы Ерохина О.А. от исковых требований о признании п. 4 приказа Забайкальской таможни № 69 от 23 января 2009г. незаконным и отмене дисциплинарного взыскания отказалась в связи с отменой ответчиком названного приказа. Дело в этой части судом прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.

Остальную часть исковых требований уточнила и просила обязать Забайкальскую таможню произвести выплату истице недополученного в результате применения незаконного дисциплинарного взыскания денежного довольствия в сумме 129260 рублей 24 копейки. Просила обязать Забайкальскую таможню произвести перерасчет пособия по временной нетрудоспособности за период нахождения Кадочниковой на больничном с 27 августа по октябрь 2009г. и перерасчет денежного содержания за период нахождения в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске с 10 июня по 28 июля 2009г. с учетом недополученного истицей денежного содержания в сумме 129260 рублей 24 копейки. Кроме того, просила обязать ответчика выплатить истице средства материального стимулирования в виде премий за 1, 2, 3 и 4 квартал, которых та была лишена в связи с имеющимся у нее дисциплинарным взысканием, учитывая при расчете коэффициент «2».

В обоснование своих доводов представителем истицы представлена справка, подписанная начальником таможни и главным бухгалтером (т. 2 л.д. 7), где указано, что в связи с наложением на истицу дисциплинарного взыскания, та не получила следующие выплаты: в январе 2009г. - 14375 рублей 64 копейки, марте 2009г. - 4000 рублей, апреле 2009г. - 29695 рублей, июле 2009г. - 7702 рубля 09 копеек, октябре 2009г. - 31914 рублей 51 копейка.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Дашиева Ж.Б. уточненные исковые требования признала в части невыплаты Кадочниковой Е.А. ежемесячного денежного поощрения за январь 2009 г. в сумме 14374 рубля 64 копейки, средств материального стимулирования за 1 квартал 2009г. в сумме 3353 рубля 30 копеек и средств материального стимулирования за 3 квартал 2009г. в сумме 1297 рублей 94 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований просила отказать, указав на то, что справка на которую ссылается истица была выдана ошибочно, так как не начисленные истице денежные суммы за март, апрель, июль, октябрь и ноябрь 2009г. указанные в справке являются единовременными поощрениями, носят разовый характер и выплачиваются государственному служащему по решению начальника таможни в соответствии с Приказом ФТС РФ от 30.10.2006г. № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным служащим таможенных органов РФ» и не связаны с наложением на истицу дисциплинарного взыскания. Материальное стимулирование за 1 и 3 квартал, неполученное Кадочниковой Е.О. в связи с имеющимся у нее дисциплинарным взысканием, после издания приказа о его снятии было рассчитано исходя из коэффициента «1» за фактически отработанное время и размера суммы доведенной на главного инспектора. На выплату средств материального стимулирования за 2 квартал 2009г. истица не имеет права, поскольку не отработала в этот период времени ни одного дня. За 4 квартал 2009г. материальное стимулирование истице не выплачено в связи установлением случаев нарушения Кадочниковой служебной дисциплины, зафиксированных в приказах Забайкальской таможни. Исковые требования о перерасчете пособия по временной нетрудоспособности и денежного содержания за ежегодный отпуск просит оставить без удовлетворения, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав стороны, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании приказом Забайкальской таможни № 69 от 23 января 2009г. за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в неосуществлении контроля законности и обоснованности решений, действий должностного лица таможенного поста Григорьевой, что является нарушением п. 10.33 должностного регламента истица была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (т.1 л.д. 69). В ходе рассмотрения дела приказом Забайкальской таможни № 821 от 10.06.2010г.(т. 2 л.д. 206) п. 4 оспариваемого истицей приказа ответчиком был отменен. С целью восстановления имущественных прав Кадочниковой предписано выплатить средства материального стимулирования за 1 квартал 2009г. в размере 3353 рубля 30 копеек, средства материального стимулирования за 3 квартал 2009г. в размере 1297 рублей 94 копейки, и ежемесячное денежное поощрение за январь 2009г. в сумме 14 375 рублей 64 копейки.

Полагая, что в результате наложения дисциплинарного взыскания истица не получила денежного довольствия в сумме 129260 рублей 24 копейки, из которых ей не было начислено в январе 2009г. - 14375 рублей 64 копейки, марте 2009г. - 4000 рублей, апреле 2009г. - 29695 рублей, июле 2009г. - 7702 рубля 09 копеек, октябре 2009г. - 31914 рублей 51 копейка, Кадочникова просила взыскать данные суммы с ответчика. Вышеуказанные суммы она указала, сославшись на справку начальника Забайкальской таможни № 03-49/02400 от 12.02.2010г (т. 2 л.д. 7).

Однако представители ответчика указали на ошибочность сведений, содержащихся в данной справке, за исключением ежемесячного денежного поощрения за январь 2009г. не начисленного и невыплаченного истице в связи с наложением на нее дисциплинарного взыскания.

Как следует из объяснений представителя таможни по доверенности Литвинцевой Ю.Г. справка от 12.02.2010г. о недоплате Кадочниковой Е.О. денежного довольствия в сумме 129260 рублей 24 копейки была подготовлена ей ошибочно на основании приказов Забайкальской таможни о выплате денежных единовременных поощрений другим государственным служащим правового отдела Забайкальской таможни, изданных согласно Приказа ФТС РФ от 30.10.2006г. № 1058 «Об утверждении порядка выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных сообщений федеральным государственным служащим таможенных органов Российской Федерации». Данные выплаты являются дополнительными, выплачиваются по решению начальника таможни за безупречное и качественное исполнение своих должностных обязанностей и к числу обязательных выплат не относятся. Невыплата истице денежных сумм за исключением указанного в справке ежемесячного денежного поощрения за январь 2009г. в сумме 14 375 рублей 64 копейки не связана с наложением на истицу дисциплинарного взыскания.

Это же обстоятельство подтверждено письмом начальника таможни от 12.03.2010г. (т. 2 л.д. 26).

Как следует из письменных объяснений представителя ответчика Дашиевой Ж.Б. основания для выплаты истице денежной суммы за март 2009 в сумме 4000 рублей отсутствуют, поскольку данная выплата является разовой и производилась должностным лицам Забайкальской таможни на основании приказа № 29П от 06.03.2009г. изданного в соответствии с Приказам ФТС РФ от 30.10.2006г. № 1058. Оснований для выплаты истице за апрель 2009г. денежной суммы в размере 29695 рублей, за октябрь 2009г. - 41573 рубля, за ноябрь 2009г. в сумме 31914 рублей также не имеется, так как выплата данных сумм производилась другим должностным лицам Забайкальской таможни на основании приказов Забайкальской таможни № 66П от 14.04.2009г., № 193П от 15.10.2009г., № 210 П от 12.11.2009г. изданных в соответствии с приказом ФТС РФ от 30.10.2006г. № 1058.

Как следует из текста вышеуказанных приказов (т. 2 л.д. 96-99, 53-64, 77-95, 238-254 соответственно), выплата денежных премий должностным лицам Забайкальской таможни производилась за добросовестное исполнение должностных обязанностей, безупречную и эффективную службу, профессионализм при выполнении особо важных и сложных заданий, а также в связи с праздником - Международным женским днем 8 марта, с празднованием Дня таможенника Российской Федерации и к Дню образования Забайкальской таможни. Какие либо ссылки на лишение истицы денежных премий в связи с наличием у нее дисциплинарного взыскания, в вышеуказанных приказах отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу, что невыплата истице денежных сумм, указанных в справке, за исключением ежемесячного денежного поощрения за январь 2009г. в размере 14375 рублей 64 копейки, не связана с наложением на нее дисциплинарного взыскания, а произошла по решению начальника таможни по иным основаниям, которые не являются предметом спора и рассмотрению в рамках данного гражданского дела не подлежат.

Учитывая это, исковые требования Кадочниковой в части выплаты ей ежемесячного денежного поощрения за январь 2009г. в размере 14375 рублей 64 копейки подлежат удовлетворению.

Как следует из представленного Ерохиной О.А. письма Сибирского таможенного управления № 10.02-20/к-73 (т. 2 л.д. 186-189) в связи с наличием у Кадочниковой дисциплинарного взыскания ей не производилось выплата средств материального стимулирования за 1,2 3 и 4 кварталы 2009г.

Материальное стимулирование должностных лиц осуществляется ежеквартально в виде премии в соответствии с Порядком, установленным приказом ФТС РФ от 11.10.2007г. № 1258. Согласно данному Порядку размер премии должностному лицу определяется с учетом коэффициента, соответствующего критериям оценки эффективности работы должностного лица. Размер премии конкретного должностного лица определяется непосредственным начальником в зависимости от личного вклада должностного лица в выполнение показателей эффективности, результативности, качества и сложности выполненных в отчетном периоде заданий, исполнения должностной инструкцией (должностного регламента) с учетом коэффициентов, соответствующих критериям оценки эффективности работы должностных лиц.

В связи самостоятельной отменой оспариваемого истицей дисциплинарного взыскания ответчиком были рассчитаны и приказом таможни № 821 от 10.06.2010г. определены к выплате средства материального стимулирования за 1 квартал 2009г. при коэффициенте 1 при доведенной денежной сумме в размере 9629 рублей 98 копеек на главного государственного таможенного инспектора с учетом фактически отработанных истицей в отчетном периоде 39 рабочих дней (при норе 56 дней) - 3 353 рубля 30 копеек. За 3 квартал 2009г. определены к выплате средства материального стимулирования за 1 квартал 2009г. при коэффициенте 1 при доведенной денежной сумме в размере 8138 рублей 51 копеек на главного государственного таможенного инспектора с учетом фактически отработанных истицей в отчетном периоде 21 рабочих дней (при норме 66 дней) - 1297 рублей 94 копейки.

Согласно письма и.о. начальника таможни от 11.06.2010г. (т.2 л.д. 205) за 2 квартал 2009г. Кадочниковой был установлен коэффициент «0» в связи с тем, что в данный период времени она не отработала ни одного дня. Это обстоятельство подтверждается табелями учета рабочего времени (т.2 л.д. 36 -33). За 4 квартал 2009г. истице также определен коэффициент 0, поскольку в отчетном периоде ответчиком установлены случаи нарушения Кадочниковой служебной дисциплины, установленные приказом начальника таможни № 1728 от 09.12.2009г.

Суд полагает возможным согласится с представленным ответчиком размером материального стимулирования определенного к выплате истице за 1 и 3 квартал 2009г., а также мотивами ответчика, установившего истице нулевой коэффициент материального стимулирования за 2 и 4 квартал 2009г., поскольку критерии работы истицы, имеющие значение для определения размера выплат являются исключительной прерогативой начальника таможни согласно его должностных полномочий, и не могут быть определены судом.

Доводы представителя о том, что размер премии истице должен быть рассчитан исходя из коэффициента «2», а не «1», который определен ответчиком, суд находит несостоятельными, поскольку коэффициенты, соответствующие критериям оценки эффективности работы должностных лиц согласно п. 13 Порядка осуществления материального стимулирования определяется непосредственным начальником таможенного органа, а ее самим должностным лицом. Кроме того, истицей не представлено каких-либо доказательств бесспорно свидетельствующих о том, что степень ее участия в решении поставленных перед таможней задач, качество и сложность выполненных ею функциональных обязанностей должна соответствовать максимальному коэффициенту «2».

Не находит суд оснований для удовлетворения требований истицы о перерасчете ей денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске с 10 июня 2009г. по 28 июля 2009г. по следующим основаниям.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не содержит понятия "средний заработок" для государственных гражданских служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562. Согласно пункта 6 вышеуказанных 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Таким образом, денежное содержание за время отпуска гражданскому служащему исчисляется на момент ухода в отпуск. При исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются только премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Поскольку в связи с наложением на истицу дисциплинарного взыскания она не была лишена премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи, то денежное содержание, исчисленное ей на период очередного отпуска перерасчету не подлежит.

Исковые требования истицы о перерасчете ей пособия по временной нетрудоспособности, начисленное ей по листам нетрудоспособности: серии ВХ 8291154 за период с 27 августа по 24 сентября 2009г., серии ВХ 8291183 за период с 25 сентября по 9 октября 2009г., серии ВХ 8291525 за период с 12 по 22 октября 2009г. (т. 2 л.д. 207-209) с учетом невыплаченных ей денежных сумм - ежемесячного денежного поощрения за январь 2009г. в размере 14375 рублей 64 копейки и материального стимулирования за 1 квартал 2009г. в сумме 3353 рубля 30 копеек в связи с наложением дисциплинарного взыскания подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии с п. 9 вышеназванных Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащихна период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Согласно ч 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 225-ФЗ от 29.12.2006г. пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления, предусмотренный ст. 139 ТК РФ. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Таким образом, расчет по листу нетрудоспособности должен быть произведен исходя из среднего заработка истицы.

Остальная часть исковых требований о понуждении ответчика произвести выплату денежного содержания в сумме 111531 рубль 30 копеек (129260, 24 рубля - 14375,64 рубля - 3353, 30 рублей), а также понуждении ответчика произвести перерасчет пособия по временной нетрудоспособности и очередного отпуска исходя из расчета среднего заработка истицы с учетом недополученного денежного содержания в размере 111531 рубль 30 копеек является необоснованной и удовлетворению не подлежит, поскольку ответчиком данная сумма истице к выплате не определялась по основаниям не связаны с наложением на нее дисциплинарного взыскания.

Согласно представленного истицей договора об оказании юридической помощи от 5.02.2010г. и квитанции серии 23059 истица заплатила представителю Ерохиной О.А. денежную сумму в размере 20000 рублей. Согласно ч 1 ст. 100 ГПК РФ принципа разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Исковые требования Кадочниковой Елены Олеговны удовлетворить частично.

Обязать Забайкальскую таможню выплатить Кадочниковой Елене Олеговне в соответствии с приказом Забайкальской таможни № 821 от 10 июня 2010г. ежемесячное денежное поощрение за январь 2009г. в размере 14375 рублей 64 копейки, средства материального стимулирования за 1 квартал 2009г. в размере 3353 рубля 30 копеек, средства материального стимулирования за 3 квартал 2009г. в размере 1297 рублей 94 копейки.

Обязать Забайкальскую таможню произвести перерасчет и выплатить денежное содержание Кадочниковой Елене Олеговне по листам нетрудоспособности серии ВХ 8291154 за период с 27 августа по 24 сентября 2009г., серии ВХ 8291183 за период с 25 сентября по 9 октября 2009г., серии ВХ 8291525 за период с 12 по 22 октября 2009г. с учетом неполученного Кадочниковой Е.О. ежемесячного денежного поощрения за январь 2009г. в размере 14375 рублей 64 копейки и средств материального стимулирования за 1 квартал 2009г. в размере 3353 рубля 30 копеек.

Взыскать с Забайкальской таможни в пользу Кадочниковой Елены Олеговны расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Забайкальского районного суда Е А. Изюмова