Защита права на назначение и выплату пенсии



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 01 ноября 2010 года

Южский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Соболева А.А.,

при секретаре Шальновой О.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатариной Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> о признании необоснованным отказ в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Сатарина Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> <данные изъяты> о признании необоснованным отказ в назначении пенсии, полагая, что ей неправомерно было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с выработкой специального стажа работы, на основании п. 20 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании Сатарина Г.В. свои исковые требования поддержала и суду пояснила, что она 06 августа 2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с выработкой необходимого стажа. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 31 августа 2010 года ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку для начисления указанной пенсии у нее отсутствует требуемый стаж работы. В специальный стаж необоснованно не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, проходивших на базе Ивановской государственной медицинской академии. При исключении указанных периодов комиссия руководствовалась Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из ее специального стажа работы, поскольку действующим пенсионным законодательством включение периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено. С данным решением она не согласна, поскольку курсы повышения квалификации она проходила по направлению лечебного учреждения, в котором работает. На указанных курсах она продолжала заниматься практической лечебной деятельностью по своей специальности в течение полного рабочего дня, а по месту ее основной работы сохранялась заработная плата, из которой уплачивались соответствующие страховые взносы.

Считает, что невключением в специальный стаж работы указанных выше периодов трудовой деятельности было нарушено ее право на получение льготной пенсии в связи с 30-летним стажем лечебной деятельности, и просит признать в этой части решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> незаконным, а также обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионные органы.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> - по доверенности - Овчинникова И.Г. исковые требования Сатариной Г.В. не признала, считает, что решение комиссии об отказе в назначении пенсии Сатариной Г.В. является законным и обоснованным. В судебном заседании Овчинникова И.Г. показала, что истице обоснованно исключены из специального стажа работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку действующим пенсионным законодательством включение периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено. Таким образом, специальный стаж работы Сатариной Г.В. в общей сложности на момент ее обращения в пенсионные органы составил 29 лет 6 месяцев 7 дней, что менее требуемых 30лет, и в связи с этими обстоятельствами у истицы не наступил страховой случай, влекущий обязанность Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> назначить и выплачивать ей пенсионное обеспечение.

Выслушав стороны, проанализировав и оценив в совокупности собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к убеждению, что заявленные Сатариной Г.В. требования о признании незаконным отказ в назначении пенсии являются обоснованными и должны быть удовлетворены.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом. Данное обстоятельство означает, что любое обращение за назначением пенсии после 1января 2002 года влечет назначение и выплату трудовой пенсии при возникновении на неё права в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона. В этой связи, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав на законных основаниях руководствовалось данным нормативным актом при рассмотрении поступившего заявления Сатариной Г.В.

В соответствии с ч.1 ст. 3, ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом женщины имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении ими возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Поэтому суд считает состоятельным и утверждение представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> относительно того, что для назначения и выплаты пенсионного обеспечения необходимо наступление у гражданина страхового случая.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, в том числе и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правила исчисления периодов работы, и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из записей в трудовой книжке Сатариной Г.В., с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она работает в муниципальном учреждении здравоохранения <данные изъяты>

Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> от 31 августа 2010 года Сатариной Г.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Отказ комиссией мотивирован тем, что в специальный стаж не включены периоды прохождения Сатариной Г.В. курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В рассматриваемой ситуации суд считает, что положения Конституции РФ (ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18-19, ч.1 ст.55 Конституции) предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены врачи-специалисты всех наименований.

Согласно представленной копии диплома, Сатарина Г.В. в 1980 году окончила Ивановский государственный медицинский институт по специальности «педиатрия», ей присвоена квалификация «врач-педиатр».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4июля 2002 года № 499 «О лицензировании медицинской деятельности» курсы повышения квалификации медицинских работников являются обязательными для прохождения работы по специальности и присвоения квалификационной категории и должны проходить один раз в пять лет. Отсутствие свидетельства о прохождении указанных курсов и подтверждении квалификационной категории является одним из оснований для расторжения с работником трудового договора.

Факт нахождения Сатариной Г.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден имеющимися в материалах дела документами и ответной стороной по делу не оспаривается.

Согласно справке подтверждающего характера, выданной ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия», Сатарина Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила курсы повышения квалификации на базе Ивановской государственной медицинской академии, которые включали в себя занятие практической врачебной деятельностью в отделениях с больными детьми в течение полного рабочего дня.

Ранее действовавшим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397) курсы повышения квалификации засчитывались в специальный трудовой стаж.

Указанное положение действовало до 1 октября 1993 года, то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Статьей 112 КЗОТ РСФСР также были предусмотрены гарантии при направлении работников для повышения квалификации. За ними сохранялось место работы, и производились все выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе заработная плата, из которой отчислялись страховые взносы.

Учитывая положение ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации о непротиворечии издаваемых законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не вправе самостоятельно регулировать пенсионные отношения и по своему усмотрению устанавливать пенсионные права работников учреждений здравоохранения, вводить дополнительные по сравнению с ранее действовавшим законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет и обязано учитывать принцип всеобщности пенсионного обеспечения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не установлены прямые указания о запрещении включения в специальный трудовой стаж времени нахождения работников на курсах повышения квалификации.

Коме того, в п.4 Постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002года указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из записей в трудовой книжке Сатариной Г.В., во все периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации она состояла в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения и за ней, как за работником, направленным работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы в соответствии с положениями ст. 187 ТК РФ, и, соответственно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное обстоятельство подтверждается справкой МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д.9).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» связывает возникновение права на пенсионное обеспечение работников государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с особыми условиями труда и их занятостью на работах по охране здоровья населения постоянно в течение полного рабочего дня.

Факт занятости Сатариной Г.В. во время прохождения ею курсов повышения квалификации практической деятельностью в течение полного рабочего дня нашел свое подтверждение в указанных выше справках подтверждающего характера.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что новые положения, зафиксированные в ныне действующих правовых актах о труде и пенсионном обеспечении, в отношении Сатариной Г.В. применяться не должны, так как иное повлекло бы ограничение её конституционного права на социальное обеспечение, и которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, суд считает, что страховой случай у Сатариной Г.В. для получения пенсионного обеспечения на льготных условиях наступил, и она реализовала свое право на назначение ей льготной пенсии путем обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> с соответствующим заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Сатариной Г.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> о признании необоснованным отказ в назначении пенсии удовлетворить.

Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> включить в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды нахождения Сатариной Г.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> назначить Сатариной Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости на основании Федерального закона №173?ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением истицей лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения со дня ее обращения в пенсионные органы, то есть с 06 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Южский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Соболев А.А.

Решение в окончательной форме вынесено 02 ноября 2010 года.