(резолютивная часть) г. Южа Ивановской области 9 февраля 2011 года Южский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего Матвеева Н.А., при секретаре Шальновой О.П., с участием прокурора Селюнина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об обязании ФБУ ОИК-11 обеспечить водоснабжение общежитий осужденных исправительной колонии №, установил: Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об обязании ФБУ ОИК-11 обеспечить водоснабжение общежитий осужденных исправительной колонии №. Требованием прокурора мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки организации водоснабжения общежитий осужденных установлено, что источником водоснабжения учреждения является артезианская скважина с дебетом 25 м3/час и колодец. Потребность воды на хозяйственно-бытовые нужды для спецконтингента составляет 282 м3/сутки, общая потребность 286 м3/сутки. Вода в краны общежитий подается из артезианской скважины. Вместе с тем, на третьих этажах четырех зданий общежитий, где располагаются отряды осужденных и проживает в среднем 480 человек, вода отсутствует по причине недостаточной высоты водонапорной башни данной скважины, из-за чего не создается необходимого давления в системе водоснабжения. Согласно требованиям ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Требования ст.19 ФЗ от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывают юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обеспечить население водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Отсутствие водоснабжения нарушает права осужденных на надлежащее коммунально-бытовое обеспечение. 2 декабря 2010 года прокуратурой в связи с выявленными нарушениями законодательства начальнику ФБУ ОИК-11 внесено представление, которое администрацией учреждения рассмотрено, но требование об организации надлежащего водоснабжения общежитий спецконтингента не исполнено. Категория лиц, являющихся потребителями питьевой воды, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области Селюнин Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что из беседы со специалистами по водоснабжению было установлено, что для надлежащего обеспечения осужденных водой необходима более высокая водонапорная башня, чем та, что имеется, а для того, чтобы возвести такую башню, требуются значительные финансовые вложения. Раньше ставились насосы, повышающие давление воды, но это улучшало ситуацию только временно. В настоящее время такой насос тоже стоит, но вода подается на третьи этажи с перебоями, и она не отвечает санитарным нормам и правилам. Вода должна подаваться не только в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, но и быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имеющей благоприятные органолептические свойства. Подаваемая же вода имеет желтоватый оттенок, а должна быть прозрачной. Просит суд обязать ответчика обеспечить осужденных качественной водой и в достаточном количестве в течение 18 месяцев. Представители ответчика – ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Филиппова Г.А. и Завьялов Н.В. исковые требования признали полностью. Представитель ответчика Филиппова Г.А. пояснила, что для решения данной проблемы необходимо реконструировать систему водоснабжения, а для этого требуются значительные денежные вложения. Для решения данного вопроса было направлено письмо о выделении денежных средств из средств УФСИН России по Ивановской области, ответ до настоящего времени не получен. В настоящее время на уровне Южского муниципального района решается вопрос о водоснабжении поселка Талицы. Учреждение будет решать вопрос о врезании в систему общего водоснабжения, о чем были направлены письма в МУП «Талицкое ЖКХ» и администрацию Талицкого сельского поселения. Кроме этого, пояснила, что в случае удовлетворения исковых требований решение суда либо останется не исполненным, либо УФСИН будет просить о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Представитель ответчика Завьялов Н.В. пояснил, что водоснабжение осужденных, действительно, осуществляется с перебоями. Что касается качества подаваемой воды, то для его улучшения необходимо установить специальные фильтры. В воде большое содержание железа, но в поселке такая вода везде. Для понижения содержания железа нужна специальная установка. Но так как денежные средства отсутствуют, то заявку на проект отправить не представляется возможным. Выслушав прокурора, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему. Согласно ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем питьевой воды санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Данные законодательные положения реализованы в утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 года №24 санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в соответствии с которыми, на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды с ее согласованием с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данным нормативно-правовым актом установлены гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды, согласно которым питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а также соответствовать нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. В силу ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Вопреки требованиям закона и санитарным нормам и правилам вода на 3-их этажах четырех зданий общежитий, находящихся в оперативном управлении ответчика, не поступает в достаточном для осужденных количестве. Данный факт подтверждается атом обследования жилой зоны на предмет водоснабжения, утвержденный начальником ФБУ ОИК-11 21.12.2010 года ( л.д.56) и не оспаривается представителями ответчиков. Кроме того, согласно протокола лабораторных испытаний №220/436д-437д от 26 октября 2010 года, проведенного специалистами филиала ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» (ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО») в артезианских скважинах №21/67070а и 23/71024а, принадлежащих ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области, вода (л.д.32-37) не отвечает, установленным нормативам по требованиям по содержанию железа. (л.д.14-15). Содержание железа в двух скважинах составило 8,6 и 6,6 мг/ куб. дм, тогда как в соответствии с СаН ПиН 2.1.4 1074-01 содержание железа не должно превышать 0,3 мг/ куб дм. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно договора №17-09 о передаче бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к договору артезианские скважины №21/67070а и 23/71024а находятся в оперативном управлении ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области, поэтому администрация ФБУ ОИК-11 обязана обеспечить соответствие количества, достаточного для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, и качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание иска соответствует закону, не нарушает чьи-либо права и законные интересы, поэтому принимается судом. В соответствии с подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявленным требованиям, в связи с чем и на основании подп.1,3 п.1 ст.333.19, п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ с ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 4000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд решил: Иск Ивановского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить. Обязать ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области в срок до 9 августа 2012 года обеспечить водоснабжение общежитий <адрес> ФБУ ОИК-11 в достаточном объеме и надлежащего качества в соответствии с ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Взыскать ФБУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области в бюджет Южского муниципального района 4000 рублей в счет возмещения понесенных расходов по оплате государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Южский районный суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме. Председательствующий: подпись Матвеев Н.А. В окончательной форме решение изготовлено 14 февраля 2011 года