оспаривание отказа о включении в список граждан пострадавших в результате лесных пожаров



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Бекетова А.В.

при секретаре Зверевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Южа Ивановской области 10 марта 2011года дело по иску Павлова Э.Н. к Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области об оспаривании отказа включения в реестр граждан, пострадавших в результате лесных пожаров на территории Ивановской области в 2010 году, понуждении к выполнению определенных действий и компенсации морального вреда, и по встречному иску Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области к Павлова Э.Н. о признании лицом, не вступившим в установленном законом порядке в права нанимателя жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма,

установил:

Павлов Э.Н. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области о признании незаконным отказа во внесении его в реестр граждан, пострадавших в результате лесных пожаров на территории Ивановской области в 2010 году, понуждении к включению его в указанный реестр и предоставлении ему, в связи с названными обстоятельствами, жилого помещения в соответствии с нормами, установленными действующим жилищным законодательством. В обосновании требований по заявлению ПавловымЭ.Н. указано, что с 22 июля 2002 года он является ответственным квартиросъемщиком по договору социального найма жилого помещения по адресу <адрес>, где и зарегистрирован по месту жительства. В период произошедшего летом 2010 года на территории Ивановской области лесного пожара жилой дом, в котором располагалась его квартира, был полностью уничтожен огнем. В результате указанного стихийного бедствия им было утрачено жилое помещение, являющееся для него таковым единственным, поскольку иного жилья, пригодного для проживания он не имеет. Несмотря на указанные обстоятельства, его обращения в Администрацию <данные изъяты> сельского поселения, как орган местного самоуправления, о включении в реестр граждан, пострадавших в результате лесных пожаров на территории Ивановской области в 2010 году, были рассмотрены не в его пользу.

В судебном заседании, состоявшемся 31 января 2011 года, Павлов Э.Н. свои исковые требования поддержал.

Представитель Павлова Э.Н. по доверенности – Солодова С.В., в судебном заседании уточнила исковые требования своего доверителя, и в обоснование иска указала, что, являясь с 2002 года нанимателем по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, Павлов Э.Н. надлежащим образом вселился в указанную квартиру, и принял на себя обязательства по охране и содержанию жилья. Так, примерно в 2004 году, она вместе с Павловым Э.Н. приезжала в д<адрес> осматривать квартиру, привезли и установили в ней стол и стулья. Квартира, которой владел истец и был зарегистрирован на протяжении всего времени с момента её предоставления по ордеру и до дня уничтожения огнем, была в хорошем состоянии, пригодном для проживания в ней. По поручению Павлова Э.Н. и за счет средств последнего она производила все платежи за содержание жилого помещения и предоставления коммунальных услуг. Действительно, Павлов Э.Н., работая вахтовым методом сначала в <адрес>, а затем в <адрес>, редко приезжал в квартиру по месту своей регистрации, и, фактически всегда останавливался в короткие отпуска у неё, поскольку в квартире её доверителя кроме стола и стульев из мебели и предметов домашнего обихода ничего более не было. Во время произошедшего в <адрес> пожара летом 2010года Павлов Э.Н. находился на вахте в <адрес>. Узнав о том, что жилой дом, в котором находилась квартира истца, был уничтожен огнем она, по просьбе Павлова Э.Н., пришла в первых числах августа 2010 года в Администрацию <данные изъяты> сельского поселения и заявила о том, чтобы того включили в список лиц, пострадавших от того пожара. Тогда же её просьбу оставили без рассмотрения, указав, что она не имеет доверенности на представление интересов Павлова Э.Н., а последний вообще не значится по данным МУП <данные изъяты> жителем д.<адрес>. Понимая, что вопрос о предоставлении компенсационных выплат и иной помощи, установленных специальными нормативными актами, необходимо решать с личного приема, Павлов Э.Н. приехал в <адрес>, обратился к главе Администрации данного поселения ФИО7 для решения возникшего жилищного вопроса, где ему предложили написать заявление с указанием формулировки о перерегистрации по месту фактического проживания, то есть в <адрес>. Такое заявление было написано Павловым Э.Н. в надежде, что по нему будет принято решение, как и в отношении других граждан, утративших жилье во время стихийного бедствия. Однако, по итогам рассмотрения его заявления, не без участия схода жителей д<адрес> рекомендаций специально созданной комиссии при Администрации Южского муниципального района, вопрос о включении его в список лиц, пострадавших в результате лесного пожара, так и не был решен положительно. В результате указанных действий Администрации <адрес> сельского поселения Павлов Э.Н. до настоящего времени остается быть зарегистрированным в <адрес>, то есть по адресу, который не существует, и его проблему указанный орган местного самоуправления не решил. Просит суд понудить Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района включить Павлова Э.Н. в реестр граждан, пострадавших в результате лесного пожара на территории Ивановской области летом 2010 года, как лишившегося жилого помещения, и взыскать с ответчика в пользу Павлова Э.Н. компенсацию морального вреда в сумме 50.000рублей, выразившегося в отказе рассмотрения вопроса о признании истца лицом, пострадавшим в результате лесного пожара летом 2010 года, и появившихся на этой почве расстройств здоровья.

В судебном заседании Солодова С.В. встречный иск Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> муниципального района Ивановской области к своему доверителю не признала, считая его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, полностью подтвердила позицию Павлова Э.Н. по нему, изложенную в его отзыве на встречный иск от 11 февраля 2011 года, приобщенном к материалам гражданского дела. Обосновывая свои возражения относительно исковых требований, предъявленных к своему доверителю, Солодова С.В. пояснила суду, что Павлов Э.Н. в действительности вселился в предоставленное ему жилое помещение, завез в квартиру свое имущество, и надлежащим образом исполнял свои обязательства по договору найма жилого помещения, в том числе, посредством внесения платежей за пользование жилым помещением и за предоставленные коммунальные услуги. Тот факт, что за период с 2009года до дня уничтожения квартиры огнем квартплата Павловым Э.Н. не вносилась, объясняет непредставлением последнему, в том числе и ей, как его представителю, со стороны коммунальных служб <адрес> соответствующих квитанций на оплату.

Представители ответчика – Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Ивановской области Лебедев П.В. – Глава поселения, и по доверенности Жуков А.А. – ведущий специалист-юрист Администрации поселения, исковые требования Павлова Э.Н. не признали. В обоснование своей позиции Лебедев П.В. и ЖуковА.А. пояснили, что Павлов Э.Н. не может быть включен в список граждан, пострадавших в результате пожара в <адрес>, поскольку в квартире, которая была предоставлена ему по договору социального найма и уничтожена огнем во время стихийного бедствия, он постоянно не проживал, а был лишь зарегистрирован по месту жительства, то есть формально числился жителем той деревни, и какого-либо иного имущества ПавловымЭ.Н. также не было утрачено. На право получения компенсации за утраченное жилье Павлов Э.Н. также не может претендовать, поскольку он не являлся собственником квартиры, уничтоженной во время пожара. Кроме того, на момент составления реестра пострадавших от стихийного бедствия, сведений о Павлова Э.Н., как жителе д.Большое, ни в Администрации поселения, ни в <адрес> не имелось. Свои доводы представители Администрации <адрес> сельского поселения также мотивировали тем, что Павлов Э.Н. не обращался с соответствующим заявлением в администрацию поселения о включении его в список граждан, пострадавших в результате лесного пожара, его обращение от ДД.ММ.ГГГГ содержит лишь просьбу о перерегистрации по причине произошедшего пожара по другому адресу, а потому предмет спора по требованию истца отсутствует вовсе. Постановлением Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Павлову Э.Н. выделено муниципальное жилое помещение из маневренного фонда по договору социального найма в д<адрес>. Учитывая обращение Павлова Э.Н. в суд, Администрация <адрес> сельского поселения обратилась со встречным исковым заявлением к Павлову Э.Н. о признании его не вступившим в установленном законом порядке в права нанимателя жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> <адрес> не являющимся нанимателем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, мотивируя требования отсутствием такого Договора с Павловым Э.Н., составленного в письменном виде, как этого требует действующее законодательство. Кроме того, в обоснование своих исковых требований представители Администрации <адрес> сельского поселения указали, что Павлов Э.Н. не вселялся в предоставленное ему жилое помещение, и никогда не проживал в нем.

Представитель Администрации <данные изъяты> муниципального района Ивановской области, привлеченной в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – по доверенности ФИО15, полагала исковые требования Павлова Э.Н. необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Отношение Администрации <адрес> муниципального района к иску Павлова Э.Н., в части признания его пострадавшим от лесного пожара, ФИО9 позиционировала к возражениям по нему со стороны представителей ответчика – Администрации <адрес> сельского поселения, дополнительно пояснив суду, что требования Павлова Э.Н. о включении его в составляемый органами местного самоуправления список граждан, пострадавших в результате лесного пожара в июле 2010года, не могут быть удовлетворены и потому, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих утрату им какого-либо имущества, как условие определения такой категории граждан, прописанное в постановлениях Правительства Ивановской области №№ 280-п и 281-п от 5 августа 2010 года. Один лишь факт регистрации Павлова Э.Н. по адресу <адрес> <адрес> не является основанием для признания его лицом, пострадавшим от лесного пожара. Считает, что принятие решения по формированию реестра граждан, пострадавших от лесного пожара в <адрес> являлось прерогативой органов исполнительной власти субъекта РФ, а не органа местного самоуправления. Не могут быть, по мнению представителя третьего лица, удовлетворены и требования Павлова Э.Н. о компенсации морального вреда, поскольку тот никак не пострадал от стихийного бедствия, не пострадало его имущество, а взамен сгоревшей квартиры ему предоставлено другое жилое помещение, из маневренного фонда. Вместе с тем, встречные исковые требования Администрации <адрес> сельского поселения к Павлову Э.Н. о признании его не вступившим в установленном законом порядке в права нанимателя жилого помещения по адресу <адрес> <адрес>, и не являющимся нанимателем жилого помещения, ФИО9 считала обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2010 года №1400-р «Об оказании финансовой помощи бюджетам Республики Мордовия, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Московской, Пензенской, Рязанской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областей» бюджету Ивановской области была оказана финансовая помощь в размере 83,4 миллиона рублей для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году.

В соответствии с указанным Распоряжением, Правительством Ивановской области было принято постановление № 322-п от 15 сентября 2010 года «О предоставлении единовременной компенсационной выплаты гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области». Данным постановлением утвержден порядок предоставления указанной выплаты. Порядком определены условия предоставления единовременной компенсационной выплаты гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области, проживающим в муниципальных образованиях Ивановской области, в которых восстановление, строительство и приобретение жилья взамен утраченного в целях предоставления его гражданам за счет средств федерального бюджета не производилось.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1286-р «О выделении субъектам Российской Федерации средств для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году», бюджету Ивановской области была оказана финансовая помощь в размере 32 миллионов рублей. Указанная дотация предоставлена для восстановления, строительства и приобретения жилья взамен утраченного в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам, в связи с утратой ими имущества, из расчета 100 тысяч рублей каждому гражданину. Указанным Распоряжением также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить дополнительные выплаты в связи утратой имущества из расчета 100 тысяч рублей каждому гражданину.

В соответствии с данным распоряжением Правительством Ивановской области было принято постановление от 5 августа 2010 года № 280-п «О реализации распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010 года № 1286-р», согласно которому департаменту социальной защиты населения Ивановской области было поручено организовать выплату материальной помощи в размере 100 тысяч рублей каждому гражданину в связи с утратой имущества в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области, согласно реестрам пострадавших от пожара, представленным органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в территориальные исполнительные органы государственной власти Ивановской области по социальной защите населения.

Согласно постановлению Правительства Ивановской области от 5 августа 2010 года №281-п «Об осуществлении дополнительной выплаты (единовременной материальной помощи) гражданам в связи с утратой имущества в результате лесных пожаров, произошедших в 2010году на территории Ивановской области, за счет средств резервного фонда Правительства Ивановской области», департаменту социальной защиты населения Ивановской области было поручено осуществить дополнительную выплату (единовременную материальную помощь) в размере 100 тысяч рублей каждому гражданину в связи с утратой имущества в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области, согласно реестрам пострадавших от пожара, представленным органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в территориальные исполнительные органы государственной власти Ивановской области по социальной защите населения.

Исходя из положений указанных нормативных актов, обязанность по составлению реестров граждан, пострадавших от пожара на территории Ивановской области, возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области с последующим их предоставлением в территориальные исполнительные органы государственной власти Ивановской области по социальной защите населения.

Таким образом, обязанность по составлению реестра граждан, пострадавших в результате пожара, произошедшего <адрес> района, и ответственность за точность сведений, содержащихся в нем, лежала на Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района.

Из постановления начальника ОГПН <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что 26 июля 2010 года произошло возгорание домов <адрес>, и в результате пожара огнем были уничтожены строения жилых домов, в том числе, строение <адрес>.

Как следует из представленных суду материалов, <адрес> поселковой администрацией <адрес> района Ивановской области Павлову Э.Н. был выдан ордер за от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение в виде отдельной квартиры по адресу <адрес>, копия которого приобщена к делу.

Регистрация Павлова Э.Н. по месту жительства по указанному адресу указана в его паспорте гражданина РФ, ксерокопия которого приобщена к материалам дела, и сторонами по делу не оспаривается.

Утверждение представителей Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> района о том, что Павлов Э.Н. не вселился в предоставленное ему жилое помещение в установленном законом порядке, не нашло своего подтверждения в ходе исследования доказательств по делу.

Сам Павлов Э.Н. и его представитель Солодова С.В. пояснили, что в период с июля 2002 года по 2010 года они несколько раз приезжали в <адрес> с целью проверки состояния квартиры Павлова Э.Н., а примерно в 2004 году привезли и установили в квартире предметы первой необходимости – стол и стулья. Их показания в этой части не были опровергнуты кем-либо из лиц, допрошенных судом. Кроме того, Павлов Э.Н. с момента получения им ордера на жилое помещение по адресу <адрес> до начала 2009 года своевременно вносил все коммунальные платежи за квартиру и предоставляемые услуги, что нашло подтверждение представленными стороной истца квитанциями о совершении их оплаты.

Неосуществление Павловым Э.Н. платежей по договору найма и обслуживания жилого помещения за периоды 2009 – 2010 годов обусловлено не отказом нанимателя от взятых на себя обязательств по оплате коммунальных услуг, как об этом свидетельствовали оппоненты Павлова Э.Н. по делу, а отсутствием со стороны предприятия, осуществляющего содержание жилья на территории <адрес> сельского поселения, как порядка ведения документации по учету нанимателей муниципального жилья и собственников квартир, расположенных на территории поселения, так и порядка доставления квитанций на оплату коммунальных услуг их потребителям.

Так, в ходе рассмотрения дела по существу, судом в качестве свидетеля была допрошена ФИО10, мастер МУП <данные изъяты> ЖКХ», пояснившая суду о том, что до 2009 года, когда жилые дома муниципального жилищного фонда, расположенные на территории <адрес>, находились в ведении <адрес> поселковой Администрации, Павлов Э.Н., владеющий квартирой в <адрес>, своевременно вносил все начисленные коммунальные платежи. Ей известно, что квартира Павлова Э.Н. была в пригодном для проживания состоянии, и за ней, в отсутствие нанимателя, работающего вахтовым методом в северных районах страны, следили соседи по подъезду. С 2009 года вся документация по жилью, в том числе и поквартирные карточки, были переданы в МУП «<адрес> ЖКХ». Договор социального найма жилого помещения с ПавловымЭ.Н. в письменном виде заключен не был, поскольку данные требования закона начали исполнять с 2005 года. Почему в Администрации <адрес> поселения и МУП «<данные изъяты> ЖКХ» своевременно не оказалось сведений о Павлове Э.Н., как владельце квартиры в <адрес>, она пояснить не может.

О том, что сотрудниками Администрации <адрес> сельского поселения и МУП «<данные изъяты> ЖКХ» была допущена халатность по ведению учетной документации на лиц, проживающих в муниципальном жилье, были подтверждены в ходе рассмотрения дела представителем Администрации <адрес> поселения Жуковым А.А.

Утверждение представителей Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о том, что Павлов Э.Н. не обращался с соответствующим заявлением о включении его в список граждан, пострадавших от лесного пожара, не может быть принят судом во внимание при разрешении настоящего дела.

Так, в судебном заседании было установлено, что 1 сентября 2010 года Павлов Э.Н. обратился в Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> о перерегистрации его по месту жительства в связи с тем, что его жилое помещение в <адрес> было уничтожено пожаром.

Данное заявление Павлова Э.Н. было рассмотрено на собрании жителей <адрес>, состоявшегося 3 сентября 2010 года. Как следует из протокола собрания, имеющегося в материалах дела, представителем Администрации Жуковым А.А. всем присутствующим на собрании было озвучено заявление Павлова Э.Н., и поставлен на голосование вопрос о предоставлении заявителю компенсации и жилья взамен утраченного в результате лесного пожара. Таким образом, именно представители Администрации <адрес> сельского поселения рассматривали данное заявление ПавловаЭ.Н. как просьбу о включении его в реестр граждан, пострадавших в результате произошедшего 26 июля 2010года пожара в <адрес> <адрес>.

Результатом рассмотрения заявления был отказ схода граждан жителей <адрес> о включении Павлова Э.Н. в список на получение компенсации в связи с утратой жилья в результате лесных пожаров за счет средств резервного фонда Правительства Ивановской области.

Допрошенная с качестве свидетеля ФИО11, староста <адрес>, суду пояснила, что возглавляемому ею собранию жителей пострадавшей от пожара деревни было поручено со стороны Администрации <адрес> сельского поселения принимать решения по вопросу включения граждан, зарегистрированных по месту жительства в <адрес>, в списки лиц, пострадавших от лесного пожара, и имеющих на этом основании право на материальные выплаты и соответствующие компенсации, а также получения нового жилья. Когда обсуждался вопрос по Павлову Э.Н., который был лишь зарегистрирован в <адрес>, но не проживал в ней, сходом единогласно было принято решение об отказе включения его в список пострадавших.

В последующем, 6 сентября 2010 года указанное заявление Павлова Э.Н. было предметом рассмотрения Комиссии по вопросам оказания помощи гражданам, утратившим имущество в результате пожара в д.<адрес> и урегулированию споров, созданной распоряжением Главы Администрации <адрес> муниципального района. Из протокола заседания Комиссии следует, что принято решение «…рекомендовать Администрации <адрес> сельского поселения не включать Павлова Э.Н. в список граждан, имеющих право на получение компенсационной выплаты за утраченное имущество, в связи с непроживанием Павлова Э.Н. в сгоревшем доме, где он зарегистрирован.»

На основании принятого сходом жителей <адрес> решения и указанной рекомендации районной комиссии Павлов Э.Н. не был включен органами местного самоуправления, то есть Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, с последующим утверждением Администрацией <адрес> муниципального района Ивановской области, в реестр граждан, пострадавших в результате лесных пожаров летом 2010 года.

Об обстоятельствах разрешения заявления Павлова Э.Н., явившихся предметом спора, в качестве свидетеля судом была допрошена ФИО12 – заместитель Главы Администрации <адрес> муниципального района, пояснившая, что реестр граждан, лишившихся жилого помещения в результате природного пожара в 2010 году на территории Ивановской области, был составлен незамедлительно по спискам лиц, пострадавших в результате лесного пожара в <адрес>, которые были представлены Администрацией <адрес> сельского поселения при участии схода граждан <адрес> и лично старосты деревни ФИО13, а также по сведениям, представленным соответствующими службами района – ТП УФМС, МЧС, ТО СЗН. Какой-либо информации по гражданину Павлову Э.Н. в районную комиссию по разрешению спорных вопросов предоставлено не было, а сход жителей <адрес> интересы ПавловаЭ.Н. не защитил. Вместе с тем, свидетель ФИО12 в суде выразила свое мнение о том, что Павлов Э.Н. не может претендовать на включение его в список пострадавших от пожара граждан, поскольку он не проживал в <адрес>, имущество не утратил, и не находился во время стихийного бедствия в пострадавшем населенном пункте. Сам Павлов Э.Н. обратился к ней с вопросом предоставления нового жилья уже после утверждения реестра пострадавших от пожара граждан, а потому его вопрос будет решаться на общих основаниях наряду с лицами, жилое помещение которых пришло в состояние, негодное для проживания.

Суд считает, что доводы представителей Администрации <адрес> сельского поселения, а так же представителя третьего лица о том, что Павлов Э.Н. не может быть включен в реестр граждан, пострадавших от лесного пожара, произошедшего в <адрес> летом 2010 года, по причине того, что тот постоянно не проживал в сгоревшей квартире, являются несостоятельными, поскольку нормы принятых Правительством Ивановской области постановлений №№ 280-п, 281-п, 322-п не связывают оказание какой-либо материальной помощи пострадавшему, утратившему жилье и имущество, с постоянным проживанием в сгоревшем жилом помещении, с его состоянием, а также наличием в нем имущества определенной стоимости и ценности.

Ссылки представителей тех же участников процесса в обоснование своей позиции по рассматриваемому спору на решение схода жителей д.Большое, которым Павлову Э.Н. было отказано во внесении в список пострадавших в результате пожара, суд также считает несостоятельными, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства РФ решение схода жителей населенного пункта не может являться основанием для ограничения прав гражданина на получение компенсационных выплат как лицу, пострадавшему от природного пожара.

Суд также не соглашается и с доводами представителя третьего лица ФИО9 о том, что принятие решения по формированию реестра граждан, пострадавших от лесного пожара в <адрес>, являлось прерогативой органов исполнительной власти субъекта РФ, то есть Правительства Ивановской области, а не органа местного самоуправления– Администрации <адрес> сельского поселения.

Как следует из содержания писем руководителей структурных подразделений Правительства Ивановской области, направленных как в адрес Администрации <адрес> муниципального района, так и в адрес заявителя Павлова Э.Н., положительное решение вопроса предоставления последнему жилья взамен утраченного во время стихийного бедствия могло быть осуществлено лишь при условии своевременного включения его (ПавловаЭ.Н.) в реестр граждан, пострадавших от лесных пожаров летом 2010 года, формирование которого было поручено Администрации <адрес> сельского поселения с последующим утверждением Администрацией <адрес> муниципального района, и, в свою очередь, предоставленного в Департамент социальной защиты населения Ивановской области.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу том, что исковые требования Павлова Э.Н. о понуждении Администрации <адрес> сельского поселения к включению его в реестр граждан, пострадавших в результате природного пожара, подлежат удовлетворению. Удовлетворение исковых требований в этой части и включение истца в указанный реестр, порождает приобретение Павловым Э.Н. статуса лица, лишившегося жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области.

Исковые требования Павлова Э.Н. о компенсации морального вреда, заявленные по его поручению представителем Солодовой С.В., суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Вне зависимости от вины причинителя вреда моральный вред компенсируется по основаниям, предусмотренным ст.1100 ГК РФ, когда:

- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Причинение Павлову Э.Н. морального вреда связывается с многочисленными его обращениями в органы власти по поводу нарушенных прав, а также с привлечением его к участию в разбирательстве данных обращений на протяжении длительного времени, что, по мнению автора, отразилось на его отношениях с работодателем. Данные утверждения Павлова Э.Н. и его представителя Солодовой С.В. суд считает необоснованными, поскольку само по себе обращение в компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов, не является нарушением условий трудового контракта, дающим работодателю право на его расторжение в одностороннем порядке, и быть расценено как действия, способные причинению морального вреда.

Таким образом, стороной истца Павлова Э.Н. не представлено суду доказательств, подтверждающих потерю работы, а также его нравственные или физические страдания по поводу несвоевременного разрешения жилищного вопроса. Основания, предусмотренные ст.1100 ГК РФ, к рассматриваемому спору не применимы.

Рассматривая встречные исковые требования Администрации <адрес> сельского поселения к Павлову Э.Н. о признании его лицом, не вступившим в установленном законом порядке в права нанимателя жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, суд считает их не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Как следует из представленных сторонами доказательств, в июле 2002 года <адрес> поселковой администрацией <адрес> муниципального района Ивановской области ПавловуЭ.Н. на законных основаниях по договору найма было предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры по адресу <адрес>.

Обстоятельства того, что, Павлов Э.Н. фактически не проживал в предоставленной ему квартире, и что с ним не был заключен в письменном виде Договор социального найма жилого помещения, не могут расцениваться судом при рассмотрении данного спора как отказ Павлова Э.Н. от вступления в права нанимателя жилого помещения, на чем настаивали представители Администрации <адрес> сельского поселения.

По своему определению вселение гражданина в жилое помещение включает в себя обеспечение ему беспрепятственного входа в указанное помещение и его проживание (пребывание) в нем.

В ходе рассмотрения дела по существу заявленных сторонами требований доказательств того, что кто-либо из заинтересованных лиц оспаривал право Павлова Э.Н. на проживание в жилом помещении по адресу <адрес>., представлено не было, и его право на беспрепятственный вход в указанную квартиру и пребывание в ней никем не было ограничено. И наоборот, судом установлено, что на протяжении многих лет Павлов Э.Н. добросовестно исполнял обязательства по договору найма жилого помещения, оплачивая предоставленные ему жилищные услуги, а также беспрепятственно приходил в квартиру, и пребывал в ней столько времени, сколько ему было необходимо.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

Расходы по оплате Павловым Э.Н. государственной пошлины в сумме 200 рублей при подаче иска подтверждены соответствующей квитанцией, приобщенной к делу в качестве документа.

Оснований для освобождения Администрации Талицкого сельского поселения Южского муниципального района от возмещения истцу Павлову Э.Н. понесенных им судебных расходов суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Павлова Э.Н. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Ивановской области включить Павлова Э.Н. в реестр граждан, пострадавших в результате природного пожара на территории <адрес> летом 2010 года в <адрес> муниципального района.

В удовлетворении остальной части исковых требований Павлова Э.Н. отказать.

Взыскать с Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Ивановской области в пользу Павлова Э.Н. сумму судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Ивановской области отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Южский районный суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме.

Председательствующий: Бекетов А.В.