Дело №2-212/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 15 июля 2011 года
Южский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего Семибратова В.Н.,
при секретаре Часовских Т.В.,
с участием истца Цуканова В.Ю.,
представителя истца – Денисова А.В.,
представителей ответчиков: администрации <данные изъяты> муниципального района Ивановской области и муниципального учреждения «Финансовый отдел администрации <данные изъяты> муниципального района» Еличевой Т.А., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, и Буровнина Д.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Цуканова В.Ю. к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> и муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес>» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Цуканов В.Ю. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района Ивановской области и муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации <данные изъяты> муниципального района» о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 рублей в связи с тем, что Южским районным судом 17 февраля 2011 года было признано незаконным решение комиссии администрации <данные изъяты> муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приёме от Цуканова В.Ю. документов на предоставление компенсационной выплаты гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихийных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области. По мнению истца, его право на получение единовременной компенсационной выплаты возникло 11 ноября 2010 года с момента подачи заявления в администрацию <данные изъяты> муниципального района, до сих пор не реализовано. Осенью 2010 года должностные лица органов местного самоуправления неоднократно отказывали ему в принятии заявления о предоставлении компенсационной выплаты с приложенными к нему документами, в связи с чем, он был вынужден в судебном порядке доказывать тот факт, что принадлежащий ему дом сгорел в результате природного пожара, для чего отпрашивался с работы, нёс транспортные расходы для поездок в судебные заседания. Принятое в его пользу судом первой инстанции решение ответной стороной было обжаловано в кассационном порядке. Указанные обстоятельства вызывали у него большие нравственные страдания от осознания того, что органы местного самоуправления вместо того, чтобы защищать его права, умышленно и незаконно отказывали ему в их осуществлении. Администрация <данные изъяты> муниципального района необоснованно затягивала установленные Постановлением Правительства Ивановской области №322-П от 15.09.2010 сроки направления списка получателей выплат в Департамент социальной защиты Ивановской области, что произвело на него сильное потрясение. Орган местного самоуправления демонстративно стремился создать препятствия к осуществлению возникшего у него права на получение выплаты за сгоревший дом, подрывая тем самым доверие к органам власти различных уровней.
В судебном заседании Цуканов В.Ю. заявленные исковые требования поддержал, однако не смог пояснить суду какие его личные неимущественные права были нарушены в результате принятого ДД.ММ.ГГГГ комиссией решения об отказе в приёме документов на предоставление компенсационной выплаты и направленного ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> муниципального района письма по результатам рассмотрения его заявления.
Представитель истца Денисов А.В. заявленные Цукановым В.Ю. исковые требования поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в деревне <адрес> сгорел принадлежащий Цуканову В.Ю. дом, доставшийся ему по наследству после смерти родителей. Оформить правоустанавливающие документы на дом его доверитель не успел, фактически приняв часть наследства – земельную долю на землях сельскохозяйственного назначения СПК «<данные изъяты>». В сентябре 2010 года Цуканов В.Ю. обращался сначала в администрацию <данные изъяты> сельского поселения, а затем в администрацию <адрес> с целью выяснения перечня документов необходимых для включения его в список лиц, пострадавших в результате природного пожара, произошедшего в августе 2010 года на территории <адрес>. Заместитель главы администрации ФИО5 пояснила Цуканову В.Ю., что такая компенсация ему не положена, так как он не является жителем деревни <адрес>. В конце октября 2011 года Цуканов В.Ю. собрал необходимый пакет документов, однако документы у него в администрации не приняли и лишь после обращения к нему за юридической помощью, документы ДД.ММ.ГГГГ были сданы в администрацию <адрес> муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии заявление Цуканова В.Ю. было рассмотрено, но во включении в список лиц, пострадавших от природного пожара на территории <адрес> ему было отказано. На заседание комиссии его доверитель приглашен не был, его известили о принятом решении по почте. Как ему известно, основанием для отказа в приеме документов стал тот факт, что был представлен неполный пакет документов, в частности в справке, выданной госпожнадзором было указано, что причиной пожара стал переход открытого огня на строения, а не природный пожар. Считает, что заявление Цуканова В.Ю. было рассмотрено с нарушением установленного постановлением Правительства Ивановской области №322-п трехдневного срока, в связи с чем, его доверитель испытывал нравственные страдания, поскольку ему приходилось несколько раз обращаться в администрацию <данные изъяты> муниципального района и доказывать, что дом сгорел в результате природного лесного пожара. Данный факт в судебном заседании подтвердили приглашенные по ходатайству истца свидетели. Просит суд взыскать с казны <данные изъяты> муниципального района в пользу Цуканова В.Ю. в счёт компенсации морального вреда 20000 рублей.
Представитель ответчиков Еличева Т.А. иск Цуканова В.Ю. не признала, суду пояснила, что заявление Цуканова В.Ю. администрацией <адрес> было рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Заявление было рассмотрено на заседании комиссии по вопросам оказания помощи гражданам, утратившим имущество в результате пожара в деревне <адрес> и урегулированию споров, созданной по распоряжению главы администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО7 В состав комиссии наряду с муниципальными служащими администрации <данные изъяты> муниципального района входили муниципальные должностные лица сельских поселений и органов федеральной власти, в том числе начальник ОГПН <адрес> и <адрес> ФИО8 На заседании комиссии ФИО8 задавался вопрос был ли пожар, уничтоживший в деревне Чеусово жилой дом Цуканова В.Ю. природным. Однако, подтвердить или опровергнуть этот факт он не смог. Члены комиссии не имели право вести дознание по делу и допрашивать свидетелей, принятое ими решение основывалось на представленных Цукановым В.Ю. документах, в которых отсутствовали сведения о природном характере пожара. Только в судебном заседании, на основании показаний свидетелей, допрошенных по ходатайству истца и его доверителя, суд пришел к выводу о природном характере пожара. Цуканов В.Ю. на заседании комиссии не приглашали, поскольку решение принималось по результатам изучения представленных документов.
Представитель ответчика Буровнин Д.Е. иск Цуканова В.Ю. не признал, доводы представителя Еличевой Т.А. поддержал, обратив внимание суда на то, что Цуканов В.Ю. в судебном заседании не смог пояснить какие личные неимущественные права были нарушены в результате принятого ДД.ММ.ГГГГ комиссией решения об отказе в приёме у него документов на предоставление компенсационной выплаты.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела № Южского районного суда Ивановской области и представленные письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст.151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину такой вред (физические или нравственные страдания) причинен действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальны блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, при нарушении имущественных прав гражданин имеет право на компенсацию морального вреда лишь при наличии указания об этом в законе. Поскольку ответственность на невыплату денежных средств лицу, имеющему право на единую компенсационную выплату за утрату жилья в результате природного пожара, действующим законодательством не предусмотрена, Цуканов В.Ю. не имеет право на компенсацию морального вреда. Доказательств, подтверждающих факт причинения морального вреда, истцом в суд не представлено.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вступившим в законную силу решением Южского районного суда Ивановской области от 17 февраля 2011 года, решение комиссии администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приёме от Цуканова В.Ю. документов на предоставление компенсационной выплаты гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихийных пожаров, произошедших в 2010 году на территории Ивановской области, было признано незаконным. Однако при принятии данного решения суд учитывал показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО10, ФИО16., ФИО11 и ФИО12 Именно на основании показаний указанных лиц, суд не согласился с доводами представителя третьего лица – Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ ФИО8 и свидетеля – начальника отряда № ФПС России по <адрес> ФИО13, которые придерживались мнения о том, что пожар, в результате которого сгорел находящийся в дер. Чеусова дом истца, не был природным. Таким образом, принимая решение по гражданскому делу, суд принял во внимание доказательства, которые не могли быть учтены членами комиссии по вопросам оказания помощи гражданам, утратившим имущество в результате пожара в дер. <адрес> и урегулированию споров, которая была создана распоряжением главы администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма первого заместителя председателя Правительства Ивановской области Хасбулатовой О.А. от 07.06.2011, Правительством Ивановской области совместно с Департаментом финансов Ивановской области рассматривается вопрос о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Ивановской области для предоставления единовременной материальной помощи Цуканову В.Ю. в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 05.08.2010 №281-п.
Довод представителя истца Денисова А.В. о нарушении администрацией <данные изъяты> муниципального района положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» является несостоятельным. В соответствии со ст.12 указанного закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Поскольку Цуканов В.Ю. с письменным заявлением на имя главы администрации <данные изъяты> муниципального района и копиями необходимых документов обратился 11 ноября 2010 года, а письменный ответ исполняющего обязанности главы администрации района ему был направлен 3 декабря 2010 года, установленный законом срок рассмотрения письменного обращения гражданина, нарушен не был. Не основана на действующем законодательстве и ссылка представителя истца на то, что нарушение должностными лицами администрации указанного в постановлении трёхдневного срока рассмотрения заявления его доверителя, является основанием для взыскания компенсации морального вреда с ответчика. Согласно п.4 постановления Правительства Ивановской области от 15.09.2010 №322-п, в трёхдневный срок подлежат направлению лишь списки граждан-получателей единовременной компенсационной выплаты. Поскольку решение о включении Цуканова В.Ю. в указанные списки граждан принято не было, какие-либо специальные сроки извещения заявителя в данном постановлении не предусмотрены, при рассмотрении заявления необходимо руководствоваться общими нормами Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ.
Довод истца о том, что при разрешении его заявления должностными лицами администрации <данные изъяты> муниципального района обязательно было быть принято положительное решение, противоречит Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». По результатам рассмотрения обращения граждан уполномоченное должностное лицо вправе принять решение и об удовлетворении обращения, и об отказе в его удовлетворении. Тот факт, что заявитель не был приглашен на заседание комиссии, не противоречит статье 10 Закона. Кроме этого, истцом не опровергаются доводы представителей ответной стороны о том, что на момент рассмотрения заявления Цуканова В.Ю. Еще до 23 ноября 2011 года выделенные денежные средства на выплату единовременной компенсационной выплаты пострадавшим гражданам уже были израсходованы, в связи с чем, выплатить ему в 2010 году деньги не было возможности.
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, возникает у лица на основании решения суда лишь при установлении вины соответствующего органа или должностного лица. Однако противоправность действий (бездействий) должностных лиц администрации <данные изъяты> муниципального района в судебном заседании не была установлена.
Необходимость обращения гражданина в суд за защитой своих прав, само по себе не может являться основанием для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Цуканова В.Ю.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Цуканова В.Ю. к администрации Южского муниципального района Ивановской области и муниципальному учреждению «Финансовый отдел администрации <данные изъяты> муниципального района Ивановской области» о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.Н. Семибратов
Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2011 года.