Дело № 2-155/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Южский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Бекетова А.В.
при секретаре Демидовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Южа Ивановской области 1 августа 2011 года дело по иску Дорофеевой С.А. к Дорофеевой В.П. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании отсутствующим право собственности на объект недвижимого имущества и об исключении из наследственной массы недвижимого имущества,
установил:
Дорофеева С.А. обратилась в суд с иском к Дорофеевой В.П. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру № № дома № № по <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ в г.Южа исполняющей обязанности нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области ФИО11 на имя Дорофеевой В.П., признании отсутствующим право собственности Дорофеевой В.П. на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру № № дома № № по <адрес> и об исключении из наследственной массы указанного недвижимого имущества, оставшегося после смерти ФИО 4, умершего 27 ноября 2003 года.
В судебном заседании истица Дорофеева С.А. свои исковые требования к Дорофеевой В.П. поддержала в полном объеме, и в обоснование требований просила суд учесть доводы, изложенные её представителями.
Представители истицы Дорофеевой С.А. – адвокаты Юрина Г.Р. и Кудинова М.Н., исковые требования их доверительницы поддержали в полном объеме.
В обоснование исковых требований Дорофеевой С.А. адвокат Кудинова М.Н. суду пояснила, что её доверительница является собственником в целом недвижимого имущества в виде квартиры, расположенной по адресу <адрес>, на основании договора дарения, заключенного 11 июня 1997 года между истицей и её покойным отцом – ФИО 4 Указанный договор не признан ничтожным. Вместе с тем, 5 мая 2011 года исполняющей обязанности нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области ФИО11 на имя Дорофеевой В.П. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на принадлежащую Дорофеевой С.А. квартиру. Данное обстоятельство нарушает право истицы, как единоличного владельца недвижимого имущества, по распоряжению им по своему усмотрению. Полагая ничтожность последствий принятия в порядке наследования имущества, не принадлежащего наследодателю ко дню его смерти, Кудинова М.Н. просила суд признать недействительным Свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, выданного на имя Дорофеевой В.П. 5 мая 2011 года, и исключить из наследственной массы имущество в виде квартиры, расположенной по адресу <адрес>, как оставшегося после смерти ФИО 4. Кроме того, Кудинова М.Н. просила суд признать отсутствие права собственности Дорофеевой В.П. на недвижимое имущество в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, регистрация которого была произведена 1 июня 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, о чем регистратором ФИО12 выдано соответствующее свидетельство.
Представитель истицы Юрина Г.Р. в обоснование иска своей доверительницы полностью подтвердила доводы коллеги – Кудиновой М.Н., дополнительно пояснила, что удовлетворением иска Дорофеевой С.А. права ответчика Дорофеевой В.П. на проживание в спорной квартире будут сохранены в силу положений ст.19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Ответчик Дорофеева В.П., извещенная о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, возражений относительно рассмотрения дела в её отсутствие суду не представила.
Представитель ответчика по доверенности – Горячева Н.П., в ходе исследования доказательств по делу просила суд отказать в удовлетворении иска Дорофеевой С.А. в полном объеме. В обоснование позиции своей доверительницы Горячева Н.П. пояснила, что квартира, расположенная по адресу <адрес>, в которой проживает Дорофеева В.П., является наследственным имуществом, ставшее таковым после смерти ДД.ММ.ГГГГ законного супруга её доверительницы – Дорофеева А.В. Решением суда, вступившим в законную силу, было установлено отсутствие права собственности Дорофеевой С.А. на спорную квартиру, а потому утверждение последней об обратном считает несостоятельным. В настоящее время Дорофеева В.П. реализовала свое право наследника первой очереди к имуществу умершего супруга, получила свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, зарегистрировала переход права на указанное недвижимое имущество и открыто пользуется им. Право Дорофеевой С.А. на оставшуюся ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, как наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО 4., не оспаривает.
Исполняющая обязанности нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области ФИО10 – ФИО11, а также представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились.
И.о.нотариуса ФИО11 и Государственный регистратор Южского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области ФИО12 суду представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В деле имеется копия свидетельства о смерти серии I-ФО № выданного отделом ЗАГС Администрации Южского района Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО 4 умер ДД.ММ.ГГГГ в г.Южа Ивановской области.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст.1142 ГК РФ).
Как следует из представленного на обозрение суда наследственного дела № № находящегося в производстве нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области, наследниками по закону к имуществу умершего ФИО 4 призваны: супруга – Дорофеева В.П., по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также дочь – Дорофеева С.А., по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При формировании наследственной массы установлено, что в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО 4 включена, в том числе, квартира, расположенная по адресу <адрес>, и принадлежащая наследодателю на основании Договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ г.Южа 12 февраля 1993 года, и Свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Южского нотариального округа Ивановской области 7 июля 1994 года, зарегистрированного в БТИ г.Южа 2 июня 1997 года.
Копии указанных правоустанавливающих документов приобщены к материалам дела.
О фактическом признании заинтересованными лицами квартиры, расположенной по адресу <адрес>, наследственным имуществом, и признании наследником к указанному имуществу Дорофеевой В.П., ответчика по делу, свидетельствует и заявление самой Дорофеевой С.А. от 4 апреля 2011 года, поданное на имя исполняющей обязанности нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области ФИО10 – ФИО11, и находящееся в материалах наследственного дела № 181/2004, копия которого приобщена к материалам гражданского дела.
Утверждение истицы Дорофеевой С.А. и её представителей о том, что ко дню смерти наследодателя ФИО 4 (ДД.ММ.ГГГГ) последнему не принадлежало право собственности на квартиру № № в доме № № по <адрес>, и такое право (собственности) на указанную квартиру к тому времени в целом принадлежало истице Дорофеевой С.А. на основании договора дарения, заключенного 11 июня 1997 года между ней и ФИО 4, а потому названное имущество не могло входить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО 4, является несостоятельным.
В соответствии с ч.2 ст.61 и ч.2 ст.209 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Южского районного суда Ивановской области от 14 мая 2010 года по иску Дорофеевой С.А. к Дорофеевой В.П. о признании права собственности на квартиру № № в доме № № по <адрес> на основании договора дарения, заключенного 11 июня 1997 года между ней и Дорофеевым А.В., истице было отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указанным решением суда также установлено, что спорная квартира, принадлежащая ФИО 4 на момент его смерти, является наследственным имуществом.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 16 июня 2010 года выводы суда первой инстанции признаны верными.
Копии названных судебных постановлении приобщены к материалам дела в качестве доказательств.
При рассмотрении указанного выше гражданского дела принимали участие те же лица, что и при рассмотрении настоящего дела. Учитывая изложенное и в силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные названными судебными актами, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию сторонами.
Таким образом, законных оснований для исключения квартиры № № в доме № № по <адрес> из наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО 4, суд не усматривает.
Согласно ст.1154 ГК РФ, может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.п.
Как установлено в суде, ответчик Дорофеева В.П. в течение шестимесячного срока со дня открытия наследства приняла его, подав 28 апреля 2004 года соответствующее заявление нотариусу Южского нотариального округа Ивановской области. В тот же день на имя Дорофеевой В.П. было выдано Свидетельство о праве на наследство по закону, которое сторонами не оспаривается. Кроме того, 5 мая 2011 года исполняющей обязанности нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области ФИО11 на имя Дорофеевой В.П. было выдано свидетельство (серии 37 АА № №) о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу <адрес>. В дальнейшем, 1 июня 2011 года право собственности Дорофеевой В.П. на указанный объект недвижимого имущества было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 37-сс № 039900.
Копии указанных документов приобщены к материалам гражданского дела.
Принятие наследства Дорофеевой В.П. в указанном порядке и объеме не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Впоследствии Дорофеева В.П. производила за свой счет расходы на содержание наследственного имущества в виде ? части квартиры по адресу <адрес>, что подтверждается фактом ее регистрации по указанному адресу и длительным проживанием в данной квартире, договорами на коммунальное обслуживание квартиры, заключенных от имени Дорофеевой В.П. с предприятиями – поставщиками услуг, и платежными документами от имени ответчика об их оплате.
Истица Дорофеева С.А., являясь наследником первой очереди по закону на день открытия наследства, и фактически принявшая наследство, заявила о своих правах нотариусу Южского нотариального округа путем подачи 4 апреля 2011 года соответствующего заявления.
Проанализировав вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска Дорофеевой С.А. о признании недействительным Свидетельства о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру № № дома № № по <адрес>, выданного 5 мая 2011 года в г.Южа исполняющей обязанности нотариуса Южского нотариального округа Ивановской области ФИО11 на имя Дорофеевой В.П., признании отсутствующим права собственности Дорофеевой В.П. на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру № № дома № № по <адрес> и об исключении из наследственной массы указанного недвижимого имущества, оставшегося после смерти ФИО 4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Дорофеевой С.А. к Дорофеевой В.П. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании отсутствующим право собственности на объект недвижимого имущества и об исключении из наследственной массы недвижимого имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Южский районный суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий: Бекетов А.В.