понуждении к назначению и выплате пенсии Комарова И.С.



Дело №2-156/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Южа Ивановская область 21 мая 2012 года

Южский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего Семибратова В.Н.,

при секретаре Часовских Т.В.,

с участием истицы Комаровой И.С.,

представителя ответчика - управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области Чирковой Е.В., действующей на основании доверенности № от 05.05.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУомаровой И.С. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области о понуждении к назначению и выплате пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Комарова И.С. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области о признании необоснованным отказа в назначении ей льготной трудовой пенсии. По мнению истицы, ей неправомерно было отказано в назначении пенсии по старости в связи с выработкой специального стажа работы на основании п.20 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании Комарова И.С. заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что, проработав 25 лет фельдшером сельского фельдшерско-акушерского пункта, 20 декабря 2011 года она обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с выработкой необходимого стажа для назначении досрочной трудовой пенсии. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 16 февраля 2012 года ей было отказано в этом, в связи с тем, что, по мнению комиссии, у неё отсутствует требуемый трудовой стаж, при этом комиссией в специальный стаж работы необоснованно не были включены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации в Шуйском медицинском училище в период с 13 февраля 1995 года по 29 марта 1995 года, а также в Ивановской государственной медицинской академии в периоды: с 06 сентября 2000 года по 04 октября 2000 года; с 12 сентября 2005 года по 7 октября 2005 года; с 1 по 12 октября 2007 года; с 5 по 30 апреля 2010 года. Принимая решение об исключении указанных периодов работы, комиссия руководствовалась Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного пенсионного возраста имеют лица, осуществляющие рабочую деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из ее специального стажа работы, поскольку действующим пенсионным законодательством включение периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено. С данным решением она также не согласна, поскольку прохождение курсов повышения квалификации является обязательным, проходила она их по направлению лечебного учреждения – Южской центральной районной больницы, в котором работала в тот период, на курсах наряду с теоретическими занятиями занималась практической лечебной деятельностью по своей специальности в течение полного рабочего дня, а по месту основной работы за ней сохранялась заработная плата, из которой уплачивались соответствующие страховые взносы. Считает, что отказ включить в специальный стаж работы указанные выше периоды трудовой деятельности нарушает её право на получение льготной пенсии, поскольку фактически необходимый тридцатилетний стаж лечебной деятельности ею выработан, в связи с чем, просит признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области незаконным и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионные органы.

Представитель ответчика – управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области Чиркова Е.В. заявленные Комаровой И.С. исковые требования не признала, суду показала, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав заявительнице обоснованно исключены из специального стажа работы периоды её нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с чем, специальный стаж работы Комаровой И.С. в общей сложности на момент ее обращения в пенсионные органы составил 24 года 7 месяцев 12 дней, что менее требуемых 25 лет, и в связи с этими обстоятельствами у заявительницы не наступил страховой случай, влекущий обязанность управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области назначить и производить выплату ей пенсионного обеспечения.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив в совокупности, собранные и исследованные в судебном заседании, доказательства, суд пришел к убеждению, что заявленные требования Комаровой И.С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии являются обоснованными и должны быть удовлетворены.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом. Данное обстоятельство означает, что любое обращение за назначением пенсии после 1 января 2002 года влечет назначение и выплату трудовой пенсии при возникновении на неё права в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона. В этой связи, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при УПФР по Южскому району на законных основаниях руководствовалось данным нормативным актом при рассмотрении поступившего заявления Комаровой И.С.

В соответствии с ч.1 ст.3 и ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом женщины имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении ими возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На основании ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.3 указанного закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Поэтому суд соглашается с утверждением ответной стороны о том, что для назначения и выплаты пенсионного обеспечения необходимо наступление у гражданина страхового случая.

Согласно п./п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного закона, в том числе и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п./п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из записей в трудовой книжке Комаровой И.С., истица, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, работает фельдшером в сельских фельдшерско-акушерских пунктах лечебного учреждения - муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения <данные изъяты>

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области от 16 февраля 2012 года Комаровой И.С. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Данный отказ комиссии мотивирован тем, что в специальный трудовой стаж Комаровой И.С. не включены периоды прохождения ею курсов повышения квалификации: с 13 февраля 1995 года по 29 марта 1995 года; с 6 сентября 2000 года по 4 октября 2000 года; с 12 сентября 2005 года по 7 октября 2005 года; с 1 октября 2007 года по 12 октября 2007 года; с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В рассматриваемой ситуации суд считает, что положения Конституции РФ (ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18-19, ч.1 ст.55 Конституции) предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, указана должность фельдшера.

Согласно представленной трудовой книжки АТ-V Комарова И.С. ДД.ММ.ГГГГ окончила Шуйское медицинское училище по специальности «фельдшер».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 499 «О лицензировании медицинской деятельности» курсы повышения квалификации медицинских работников являются обязательными для прохождения работы по специальности и присвоения квалификационной категории и должны проходить один раз в пять лет. Отсутствие свидетельства о прохождении указанных курсов и подтверждении квалификационной категории является одним из оснований для расторжения с работником трудового договора.

Факт нахождения Комаровой И.С. на курсах повышения квалификации в периоды: с 13 февраля 1995 года по 29 марта 1995 года; с 6 сентября 2000 года по 4 октября 2000 года; с 12 сентября 2005 года по 7 октября 2005 года; с 1 октября 2007 года по 12 октября 2007 года; с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, подтвержден имеющимися в материалах дела документами – свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации, удостоверением и ответной стороной не оспаривается.

Согласно справки ОБОУ СПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Комарова И.С. в период с 13.02. по 29.03.1995 года проходила повышение квалификации на базе <данные изъяты> медицинского училища, которое проводилось согласно учебным планам и учебным программам и включало лекционные и практические занятия, продолжительность учебного дня соответствовала 6-8 часам.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБОУ ВПО «<данные изъяты>» следует, что Комарова И.С. проходила обучение на циклах повышения квалификации в Ивановской государственной медицинской академии с 6 сентября 2000 года по 4 октября 2000 года, с 12 сентября 2005 года по 7 октября 2005 года, с 1 октября 2007 года по 12 октября 2007 года и с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года. Занятия на циклах повышения квалификации проводились ежедневно с 9.00 до 16.12, в течение пятидневной учебной недели в соответствии с образовательными программами дополнительного профессионального образования, при этом обязательным видом учебных занятий являются практические занятия на клинических базах <адрес> в лечебно-профилактических учреждениях. Повышение квалификации медицинских работников является обязательным условием работы по специальности и присвоения квалификационной категории, и должно проводиться не реже одного раза в пять лет.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области от 16 февраля 2012 года указанные периоды времени не были включены в льготный стаж при решении вопроса о назначении Комаровой И.С. досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие указаний в действующем пенсионном законодательстве о включении курсов повышения квалификации в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ранее действовавшим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) курсы повышения квалификации засчитывались в специальный трудовой стаж. Указанное положение действовало до 1 октября 1993 года, то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Статьей 112 КЗоТ РСФСР также были предусмотрены гарантии при направлении работников для повышения квалификации. За ними сохранялось место работы, и производились все выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе, и заработная плата, из которой отчислялись страховые взносы.

Учитывая положение ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации о том издаваемые законы и иные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации, суд считает, что Правительство Российской Федерации не вправе самостоятельно регулировать пенсионные отношения и по своему усмотрению устанавливать пенсионные права работников учреждений здравоохранения, вводить дополнительные по сравнению с ранее действовавшим законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет и обязано учитывать принцип всеобщности пенсионного обеспечения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не установлены прямые указания о запрещении включения в специальный трудовой стаж времени нахождения работников на курсах повышения квалификации.

Кроме того, в п.4 Постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из записей в трудовой книжке Комаровой И.С., во все периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации она состояла в трудовых отношениях с учреждениями здравоохранения, при этом за ней, как за работником, направленным работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, что подтверждается справкой <адрес> ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в соответствии с положениями ст.187 ТК РФ за работника работодателем выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» связывает возникновение права на пенсионное обеспечение работников государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с особыми условиями труда и их занятостью на работах по охране здоровья населения постоянно в течение полного рабочего дня.

Факт занятости Комаровой И.С. во время прохождения ею курсов повышения квалификации практической деятельностью в течение полного рабочего дня нашел свое подтверждение в указанных выше справках.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что новые положения, зафиксированные в ныне действующих правовых актах о труде и пенсионном обеспечении, в отношении Комаровой И.С. применяться не должны, так как иное повлекло бы ограничение её конституционного права на социальное обеспечение, и которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, суд считает, что страховой случай у Комаровой И.С. для получения пенсионного обеспечения на льготных условиях наступил, и она реализовала свое право на назначение ей льготной пенсии путем обращения 20 декабря 2011 года в управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

Понесённые Комаровой И.С. расходы состоят из: государственной пошлины в размере 200 рублей оплаченной истицей при подаче иска в суд, что подтверждается представленной ею квитанцией; расходов в сумме 1000 рублей за составление адвокатом ФИО7. в её интересах искового заявления, что подтверждается приобщенным к делу приходным кассовым ордером от 22.03.2012.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск КУомаровой И.С. удовлетворить.

Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области включить в льготный стаж КУомаровой И.С. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды нахождения её на курсах (циклах) повышения квалификации: на базе Шуйского медицинского училища с 13 февраля 1995 года по 29 марта 1995 года; в Ивановской государственной медицинской академии с 6 сентября 2000 года по 4 октября 2000 года, с 12 сентября 2005 года по 7 октября 2005 года, с 1 октября 2007 года по 12 октября 2007 года, с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области назначить КУомаровой И.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня возникновения у неё права на досрочную трудовую пенсию, то есть с 20 декабря 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области в пользу КУомаровой И.С. понесённые истицей судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двухсот) рублей и составлению искового заявления в суд в размере 1000 (одной тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месячного срока со дня его принятия.

Председательствующий подпись В.Н. Семибратов