решение о включении в специальный стаж периодов работы Селиванова Э.В.



Дело № 2-160/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области                         04 мая 2012 года

Южский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Соболева А.А.,

при секретаре Шальновой О.П.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Селивановой Э.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области о признании отказа в назначении пенсии необоснованным и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

    Селиванова Э.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Южском муниципальном районе Ивановской области (далее УПФР) о признании отказа в назначении пенсии необоснованным и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии, полагая, что ей, как отработавшей не менее 25 лет по профессиям, связанным с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, неправомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании Селиванова Э.В. свои исковые требования поддержала, суду пояснила, что она длительное время занимается педагогической деятельностью, имеет специальный стаж не менее 25 лет, который дает право на досрочное назначении пенсии. 16 ноября 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Южском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 30 января 2012 года ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. В протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Южском муниципальном районе Ивановской области от 30 января 2012 года указано, что продолжительность специального трудового стажа составляет всего 16 лет 10 месяцев. Просит суд обязать УПФР включить в специальный трудовой стаж периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя детского комбината <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве руководителя физического воспитания детского сада <адрес>;

- периоды учебных отпусков: в 2004 году 13 дней, в 2005 году 1 месяц 27 дней, в 2006 году 1 месяц 20 дней, в 2007 году 1 месяц 14 дней,

и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФР.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Южском муниципальном районе Ивановской области - по доверенности Чиркова Е.В. - иск Селивановой Э.В. не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Южском муниципальном районе Ивановской области об отказе в назначении пенсии Селивановой Э.В. является законным и обоснованным. В судебном заседании Чиркова Е.В. показала, что истице обоснованно не включили в специальный стаж периоды ее работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя детского комбината <данные изъяты>, поскольку учреждение «детский комбинат» не предусмотрено Списком № 463 от 06 сентября 1991 года, Списком № 1067 от 22 сентября 1999 года, Списком № 781 от 29 октября 2002 года и перечнем от 17 декабря № 1397;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве руководителя физического воспитания детского сада <адрес>, поскольку данная должность не предусмотрена Списком № 463 от 06 сентября 1991 года;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве руководителя физического воспитания детского сада <адрес>, поскольку за данный период работодатель представил индивидуальные сведения, в которых не подтверждает право на досрочную пенсию;

- периоды учебных отпусков: в 2004 году 13 дней, в 2005 году 1 месяц 27 дней, в 2006 году 1 месяц 20 дней, в 2007 году 1 месяц 14 дней, поскольку согласно п. 5 Правил № 516 в специальный стаж включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Учебные отпуска не являются ежегодными дополнительными.

На день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости специальный педагогический стаж Селивановой Э.В. составил 16 лет 10 месяцев при требуемом 25 лет.

    

Выслушав стороны, проанализировав и оценив в совокупности собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования Селивановой Э.В. подлежат частичному удовлетворению.

    

    В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Основной закон государства ориентирует законотворчество, в том числе о пенсионном обеспечении граждан, использовать все возможные правовые средства, которые гарантировали бы в условиях стабильной экономики достойную жизнь пенсионерам, что позволит в значительной мере смягчить негативное воздействие резкого обострения экономической ситуации на уровень их жизни.

    

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом. Данное обстоятельство означает, что любое обращение за назначением пенсии после 1 января 2002 года влечет назначение и выплату трудовой пенсии при возникновении на неё права в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона. В этой связи комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Южском муниципальном районе Ивановской области обоснованно руководствовалось данным нормативным актом при рассмотрении поступившего 16 ноября 2011 года заявления Селивановой Э.В.

В соответствии с ч.1 ст.3, ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом женщины имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении ими возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Поэтому суд считает состоятельным и утверждение представителя УПФР в Южском муниципальном районе относительно того, что для назначения и выплаты пенсионного обеспечения необходимо наступление у гражданина страхового случая.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного закона, в том числе, и лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список № 781).

Как следует из записей трудовой книжки Селивановой Э.В., с 01 августа 1983 года по 24 марта 1986 года она работала в учреждении образования в должности воспитателя детского комбината Ламненско-Куракинского торфопредприятия, который входил наряду с другими учреждениями в число детских дошкольных учреждений Южского района. Решением комиссии УПФР от 30 января 2012 года указанный период времени не был включен в льготный стаж при решении вопроса о назначении Селивановой Э.В. досрочной трудовой пенсии по старости.

    Оценивая документальные данные в совокупности с доводами истицы, суд считает установленным, что занимаемая истицей должность воспитателя детского комбината Ламненско-Куракинского торфопредприятия тождественна должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, поименованной в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Работа в указанной должности в оспариваемый период времени подлежит включению истице в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно записям в трудовой книжке Селиванова Э.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве руководителя физического воспитания детского сада <адрес>.

Списком № 781 в дошкольных учреждениях предусмотрена должность «воспитатель по физической культуре», а не «руководитель физического воспитания».

Тем не менее, в архивной справке от 14 марта 2011 года № 32, представленной комитетом по образованию администрации <адрес>, содержаться следующие сведения: Селиванова Э.В. действительно работала в детском саду с ДД.ММ.ГГГГ (основанием являются лицевые счета по выплате заработной платы за 1994 год) по ДД.ММ.ГГГГ (основанием является книга приказов по личному составу по д/с за 2001 года). Селиванову Э.В., воспитателя физо уволить ДД.ММ.ГГГГ по ст. 31 КЗОТ (собственное желание).

В представленной суду карточке-справке комитета по образованию <адрес> должность Селивановой Э.В. указана как воспитатель физо детского сада .

Таким образом, работа в указанной должности в оспариваемый период времени подлежит включению истице в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

    

Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод, без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

    В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей и других педагогических работников также лежат равенство всех перед законом (ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.ст. 9 и 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя указанные принципы, ст.132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 5 октября 1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

    Суд считает, что указанные выше положения международных правовых актов применимы и к труду педагогических работников детских дошкольных учреждений, так как они наравне с учителями трудятся в сфере образования.

    Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в п.2 ст.1 предусматривает, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

     Ратифицированные Российской Федерацией указанные выше международные правовые акты не ограничивают право на получение пенсии педагогических работников, работающих не в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поэтому суд, при разрешении дела, считает применимыми акты международного права.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Истицей суду не представлено достоверных сведений о том, что она обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении, и в спорные периоды истице по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, в справке, уточняющей право на досрочное назначение трудовой пенсии от 18 января 2012 года № 96, указано, что в специальный стаж Селивановой Э.В. не подлежат включению периоды учебных отпусков в 2004, 2005, 2006, 2007 годах.

В соответствии со ст.94, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

    Расходы по оплате Селивановой Э.В. государственной пошлины в сумме 200 рублей и услуг адвоката за составление искового заявления в сумме 2000 рублей подтверждены соответствующими квитанциями, приобщенными к делу.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Иск Селивановой Э.В. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области включить Селивановой Э.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя детского комбината <данные изъяты>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве руководителя физического воспитания детского сада <адрес>

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области в пользу Селивановой Э.В. сумму судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей и затрат на оказание юридической помощи в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Соболев А.А.

Решение вынесено в окончательной форме в связи с выходными днями вынесено 10 мая 2012 года.