отказ в улучшении жилищных условий



Дело №2-100/2010

                                                                                                                           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Южа Ивановской области                                                            « 20 » апреля 2010 года

Южский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Браткова А.С.,

при секретаре Шальновой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО3 об оспаривании отказа в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

            Дата обезличена года постановлением Главы администрации Южского городского поселения Номер обезличен было отказано семье ФИО3, состоящей из трех человек, проживающей по адресу: ..., ..., ..., ..., в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

             Не согласившись с решением администрации, ФИО3 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным вышеуказанное постановление Главы администрации Южского городского поселения, утвердившее протокол заседания комиссии по решению вопросов о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий от Дата обезличена года, мотивируя тем, что положения части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, послужившие основанием к отказу, в её отношении неприменимы.

            В судебном заседании ФИО3 поддержала своё заявление и доводы, в нём изложенные, просила удовлетворить заявление: признать постановление Главы администрации Южского городского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года, утвердившее протокол №1 заседания комиссии по решению вопросов о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий от Дата обезличена года, незаконными; признать также её семью, состоящую их трёх человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения, то есть с Дата обезличена года.

            Представитель администрации Южского городского поселения по доверенности ФИО4, считает, что отказ администрации в признании семьи ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и обоснован наличием в собственности матери заявительницы квартиры, площадь которой, в совокупности с площадью квартиры, в которой проживает ФИО3 с детьми и родителями, не позволяет признать ФИО3 с детьми, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Утверждение ФИО3 о том, что она не является членом семьи ФИО3, считает необоснованным. ФИО3 проживает в одной квартире с ФИО3, является её дочерью, какого-либо раздела лицевых счетов не производилось. 

             Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Свой отказ в признании семьи ФИО3, состоящей из трёх человек, зарегистрированной по месту жительства, по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., нуждающейся в улучшении жилищных условий, Комиссия по решению вопросов о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и участников подпрограммы «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» областной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года при администрации Южского городского поселения (далее – Комиссия) мотивировала тем, что ФИО3 и её дети являются членом семьи нанимателя жилого помещения ФИО3 и, с учетом площади квартиры, находящейся в собственности ФИО3, на каждого члена её семьи приходится более учетной нормы, то есть более 10 квадратных метров.

             Утверждение Комиссии о том, что ФИО3 и её дети являются членом семьи собственника жилого помещения ФИО3, суд находит необоснованным.

Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию (часть 4 ст.31 ЖК РФ)

По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника (нанимателя) жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.

Как следует из показаний свидетелей ФИО3, ФИО7, ФИО6, ФИО5, проживая в одной квартире со своими родителями, ФИО3 совместного хозяйства с ними не ведёт.

            Согласно свидетельским показаниям вышеназванных лиц, ФИО3 и её двое детей занимают одну изолированную комнату из трёх комнат квартиры. В комнате ФИО3 имеется холодильник, телевизор, стиральная машина, а также вся необходимая мебель (платяной шкаф, кровать, диван, стол, стулья). В огороде, расположенном возле дома, ФИО3 имеет грядки, которые обрабатывает отдельно от матери. Расходы, связанные с содержанием квартиры (квартплата, оплата коммунальных услуг, ремонт), ФИО3 и ФИО3 несут в равных долях. В квартире, в которой проживает семья её старшей сестры, ФИО3 не проживала. С момента приобретения указанной квартиры в ней проживает семья ФИО7.

             Учитывая вышеизложенное, суд считает, что семейные отношения между ФИО3 и ФИО3 прекращены и ФИО3, как и её дети, не может рассматриваться, как член семьи ФИО3, являющейся нанимателем квартиры, в которой проживает ФИО3 с детьми, а также - собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ....

            Наличие у ФИО3, нанимателя квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., общей площадью 45 квадратных метров, в собственности другого жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., не может служить основанием к отказу ФИО3 в признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. 

Согласно п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права на имущество ребенка. Возможность проживания ребенка в квартире родителей, как и пользования иным имуществом родителей, обусловлена исключительно согласием родителей, поскольку СК не возлагает на родителей обязанность содержать совершеннолетних трудоспособных детей.

 В постановлении главы администрации Южского городского поселения Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе ФИО3 в признании её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий содержится ссылка на положения п.2 ч.1 ст.52 ЖК РФ, согласно которым предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Тем самым право дочери ФИО3 и её детей на улучшение жилищных условий поставлено в зависимость от независящего от него обстоятельства - имущественного положения ее матери.

 Такое положение противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (в том числе предусмотренного ст. 40 Конституции РФ права на жилище) независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет прямое действие на территории Российской Федерации.

  Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

   Как следует из представленных материалов (Сообщения УФРС об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), ФИО3, как и её дети Яна и Ангелина, каких-либо жилых помещений на праве собственности не имеют.

   Согласно сведений, содержащихся в поквартирной карточке, Договоре социального найма, общая площадь квартиры, в которой проживает семья ФИО3 составляет 45 квадратных метров. Таким образом, учитывая количество проживающих в квартире лиц (пять человек), на каждого из проживающих приходится 9 квадратных метров общей площади, что менее учетной нормы, составляющей 10 квадратных метров общей площади.

   Учитывая изложенное, семья ФИО3 имеет право быть признанной нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Принимая во внимание, что постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер (ст.52 ЖК РФ), данное право (быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий) за семьей ФИО3 должно быть признано с момента подачи заявления, то есть с Дата обезличена года.

Утверждение представителя администрации Южского городского поселения о том, что отсутствие раздела лицевых счетов является подтверждением обоснованности признания ФИО3 и её детей членами семьи собственника жилого помещения ФИО3, суд считает неверным.

   Жилищный кодекс Российской Федерации, введённый в действие с Дата обезличена года, не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма, служащего основанием для открытия нового лицевого счета по оплате за квартиру.

   ФИО3, таким образом, с учетом положений статьи 5 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в отношении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма до 1 марта 2005 года, исходя из объема жилищных прав нанимателя и членов его семьи, определенных статьей 67 ЖК РФ и пунктом 6 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, лишена права требовать от наймодателя заключения с ней отдельного договора социального найма.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

            Признать незаконным отказ администрации Южского городского поселения в признании семьи ФИО3, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

            Обязать администрацию Южского городского поселения признать семью ФИО3, а именно: ФИО3, Дата обезличена года рождения, ФИО8, Дата обезличена года рождения, ФИО9, Дата обезличена года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий со времени обращения, то есть с 15 февраля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Южский районный суд Ивановской области в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:   подпись   Братков А.С.

Решение вынесено в окончательной форме 23 апреля 2010 года

Копия верна:       судья Братков А.С.

                       секретарь Шальнова О.П.