понуждение к назначению и выплате пенсии



Дело № ----------/2010                                                                                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Южа Ивановской области 01 июля 2010 года

Южский районный суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Соболева А.А.,

при секретаре Ш.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области о признании необоснованным отказ в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

            Ш.,  « » года рождения, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области о признании необоснованным отказа в назначении пенсии, полагая, что ей неправомерно было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с выработкой специального стажа работы, на основании п. 20 ст. 27 Федерального закона  № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании Ш. свои исковые требования поддержала и суду пояснила, что она 16 апреля 2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с выработкой необходимого стажа. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 25 мая 2010 года ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку для начисления указанной пенсии у нее отсутствует требуемый стаж работы. В специальный стаж необоснованно не включены периоды работы: с 24 января 2000 года по 24 февраля 2000 года; с 20 сентября 2004 года по 19 октября 2004 года; с 21 сентября 2009 года по 20 октября 2009 года – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, проходивших на базе Шуйского медицинского училища. При исключении указанных периодов комиссия руководствовалась Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из ее специального стажа работы, поскольку действующим пенсионным законодательством включение периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено. С данным решением она не согласна, поскольку курсы повышения квалификации она проходила по направлению лечебного учреждения, в котором работает. На указанных курсах она продолжала заниматься практической лечебной деятельностью по своей специальности в течение полного рабочего дня, а по месту ее основной работы сохранялась заработная плата, из которой уплачивались соответствующие страховые взносы.

Считает, что невключением в специальный стаж работы указанных выше периодов трудовой деятельности было нарушено ее право на получение льготной пенсии в связи с 30-летним стажем лечебной деятельности, и просит признать в этой части решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области незаконным, а также обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения в пенсионные органы.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области - по доверенности – О. просила суд в удовлетворении иска отказать, считает, что решение комиссии об отказе в назначении пенсии Ш. является законным и обоснованным. В судебном заседании О. показала, что истице обоснованно исключены из специального стажа работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку действующим пенсионным законодательством включение периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено. Таким образом, специальный стаж работы Ш. в общей сложности на момент ее обращения в пенсионные органы составил 29 лет 9 месяцев 8 дней, что менее требуемых 30 лет, и в связи с этими обстоятельствами у истицы не наступил страховой случай, влекущий обязанность Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области назначить и выплачивать ей пенсионное обеспечение.

            Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив в совокупности собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к убеждению, что заявленные Ш. требования о признании незаконным отказ в назначении пенсии являются обоснованными и должны быть удовлетворены.

            В соответствии со ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом. Данное обстоятельство означает, что любое обращение за назначением пенсии после 1 января 2002 года влечет назначение и выплату трудовой пенсии при возникновении на неё права в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона. В этой связи, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав на законных основаниях руководствовалось данным нормативным актом при рассмотрении поступившего заявления Ш.

            В соответствии с ч.1 ст. 3, ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом женщины имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении ими возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

            В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Поэтому суд считает состоятельным и утверждение представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области относительно того, что для назначения и выплаты пенсионного обеспечения необходимо наступление у гражданина страхового случая.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, в том числе и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правила исчисления периодов работы, и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.

            Как следует из записей в трудовой книжке Ш., с 01 августа 1980 года и по настоящее время она работает в муниципальном учреждении здравоохранения «Южская центральная районная больница» (ранее Южская ЦРБ).

            Решением комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области от 25 мая 2010 года Ш. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Отказ комиссией мотивирован тем, что в специальный стаж не включены периоды прохождения Ш. курсов повышения квалификации с 24 января 2000 года по 24 февраля 2000 года; с 20 сентября 2004 года по 19 октября 2004 года; с 21 сентября 2009 года по 20 октября 2009 года, поскольку включение указанных периодов не предусмотрено в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

            В рассматриваемой ситуации суд считает, что положения Конституции РФ (ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18-19, ч.1 ст.55 Конституции) предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены медсёстры и палатные медсёстры.

             Согласно представленной копии диплома, И. в 1980 году окончила Шуйское медицинское училище по специальности «медсестра». 

             Согласно свидетельству о заключении брака III - ТН № 371384 от 01.10. 1983 года И. присвоена фамилия Ш.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 499 «О лицензировании медицинской деятельности» курсы повышения квалификации медицинских работников являются обязательными для прохождения работы по специальности и присвоения квалификационной категории и должны проходить один раз в пять лет. Отсутствие свидетельства о прохождении указанных курсов и подтверждении квалификационной категории является одним из оснований для расторжения с работником трудового договора.

Факт нахождения Ш. на курсах повышения квалификации с 24 января 2000 года по 24 февраля 2000 года; с 20 сентября 2004 года по 19 октября 2004 года; с 21 сентября 2009 года по 20 октября 2009 года, подтвержден имеющимися в материалах дела документами и ответной стороной по делу не оспаривается.

Согласно справке подтверждающего характера, выданной ГОУ СПО «Шуйское медицинское училище», Ш. с 24 января 2000 года по 24 февраля 2000 года; с 20 сентября 2004 года по 19 октября 2004 года; с 21 сентября 2009 года по 20 октября 2009 года проходила повышение квалификации на базе Шуйского медицинского училища, которое включало в  себя лекции и практические занятия, проводимые на базе доклинических кабинетов, в  поликлиниках и стационарах Шуйской центральной районной больницы в  каждый из циклов, которые включали в себя занятие практической деятельностью в отделении в течение полного рабочего дня.    

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области от 25 мая 2010 года указанные периоды времени были обозначены как не подлежащие включению в льготный стаж при решении вопроса о назначении Ш. досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие указаний действующего пенсионного законодательства о включении периодов курсов повышения квалификации в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ранее действовавшим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397) курсы повышения квалификации засчитывались в специальный трудовой стаж.

Указанное положение действовало до 1 октября 1993 года, то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Статьей 112 КЗОТ РСФСР также были предусмотрены гарантии при направлении работников для повышения квалификации. За ними сохранялось место работы, и производились все выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе заработная плата, из которой отчислялись страховые взносы.

Учитывая положение ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации о непротиворечии издаваемых законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не вправе самостоятельно регулировать пенсионные отношения и по своему усмотрению устанавливать пенсионные права работников учреждений здравоохранения, вводить дополнительные по сравнению с  ранее действовавшим законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет и обязано учитывать принцип всеобщности пенсионного обеспечения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не установлены прямые указания о запрещении включения в специальный трудовой стаж времени нахождения работников на курсах повышения квалификации.

Коме того, в п.4 Постановления Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из записей в трудовой книжке Ш. во все периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации она состояла в трудовых отношениях с учреждениями здравоохранения и за ней, как за работником, направленным работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы в соответствии с положениями ст. 187 ТК РФ, и, соответственно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное обстоятельство подтверждается справкой МУЗ «Южская ЦРБ» (л.д.11).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» связывает возникновение права на пенсионное обеспечение работников государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с особыми условиями труда и их занятостью на работах по охране здоровья населения постоянно в течение полного рабочего дня.

Факт занятости Ш. во время прохождения ею курсов повышения квалификации практической деятельностью в течение полного рабочего дня нашел свое подтверждение в указанных выше справках подтверждающего характера.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что новые положения, зафиксированные в ныне действующих правовых актах о труде и пенсионном обеспечении, в отношении Ш. применяться не должны, так как иное повлекло бы ограничение её конституционного права на социальное обеспечение, и которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом суд считает, что страховой случай у Ш. для получения пенсионного обеспечения на льготных условиях наступил, и она реализовала свое право на назначение ей льготной пенсии путем обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.

Расходы по оплате Ш.. государственной пошлины при подаче иска в суд, а также за составление искового заявления подтверждены соответствующей квитанцией, приобщенной к делу в качестве документа.

             На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области о признании необоснованным отказа в назначении пенсии удовлетворить.

Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области включить в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды нахождения Ш. на курсах повышения квалификации с 24 января 2000 года по 24 февраля 2000 года; с 20 сентября 2004 года по 19 октября 2004 года и с 21 сентября 2009 года по 20 октября 2009 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области назначить Ш. досрочную трудовую пенсию по старости на основании Федерального закона № 173?ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением истицей лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения со дня ее обращения в пенсионные органы, то есть с 16 апреля 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области в пользу Ш. сумму судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей и затрат на оказание юридической помощи в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Южский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Соболев А.А.

             Решение в окончательной форме вынесено 05 июля 2010 года.