решение суда по заявлению Никоновой Л.К. и Модина В.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-177/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа 02 мая 2012 года

     Южский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Дробиной Н.И.,

с участием прокурора Южской районной прокуратуры Балябиной И.В.,

при секретаре Ермаковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Никоновой Л.К. и Модина В.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л:

     Решением Совета Талицкого сельского поселения от 29 декабря 2011 года № 31 «О бюджете Талицкого сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» принят во втором чтении бюджет Талицкого сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

    С данным решением не согласны Никонова Л.К. и Модин В.А., считают его несоответствующим действующему законодательству по следующим основаниям:

    - в нарушение требований ст. 169 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ)и ст. 23 Положения о Бюджетном процессе Талицкого сельского поселения от 28 мая 2008 года № 32 в установленный срок в Совет Талицкого сельского поселения главой Талицкого сельского поселения не были представлены прогноз социально-экономического развития, оценка эффективности исполнения бюджета, среднесрочный финансовый план, программы и обоснование сумм; разработка бюджета была осуществлена неуполномоченным лицом – заведующей финансово-экономического отдела администрации- ФИО8, являющейся родственницей главы администрации Лебедева П.А. и назначенной на должность с нарушением действующего законодательства; 12 декабря 2011 года состоялось заседание бюджетной комиссии, решением которой Главе администрации было предложено рассмотреть возникшие разногласия по бюджету и принять соответствующее решение. Однако, Главой Талицкого сельского поселения данное решение комиссии было проигнорировано;

    - в нарушение действующего законодательства не были проведены публичные слушания, в связи с чем, они, как жители муниципального образования, и как представители от населения были лишены права влиять на создание бюджета, распределение средств на социальное развитие поселения в целом;

    - вопреки установленным «Талицким сельским поселением» требованиям к принятию актов, данный бюджет, согласно протоколу заседания согласительной комиссии от 28 декабря 2011 года, был принят в первом чтении. Указанные мероприятия проводились незаконно, с нарушением как процедуры, так и законодательства РФ;

    - Никонова Л.К., являющаяся депутатом, а также депутаты ФИО10 и ФИО11 не были приглашены на заседание Совета, состоявшееся 29 декабря 2012 года, на котором был утверждён бюджет. Тем самым были нарушены их права как депутатов, а также права жителей поселения, интересы которых они представляют;

    - в нарушение ст. 96 БК РФ при формировании бюджета Талицкого сельского поселения на 2012 год не учтены остатки на начало года в размере 8 миллионов рублей в составе источников финансирования дефицита;

    - в нарушение ст. 187 БК РФ, оспариваемое решение было опубликовано лишь в конце января 2012 года;

    - некоторые расходные статьи бюджета не соответствуют требованиям и интересам жителей поселения.

    По мнению заявителей при принятии бюджета были нарушены форма участия в осуществлении процедуры принятия бюджета, сроки принятия решений, «основания по проведению мероприятий», и вся процедура целом. Нарушением процедуры принятия бюджета нарушены их права, в первую очередь, как жителей на проживание с таким бюджетом, который позволил бы обеспечивать социальные и иные гарантии и надлежащие условия жизни в Талицком сельском поселении.

    В этой связи заявители просят признать оспариваемое Решение недействительным, а также обязать администрацию Талицкого сельского поселения привести муниципальный правовой акт в соответствие с действующим законодательством.

    В судебном заседании Никонова Л.К. и Модин В.А., а также их представитель Миронова Ю.Г. поддержали доводы, изложенные в заявлении, и просили его удовлетворить.

    Кроме того, представитель заявителей Миронова Ю.Г. пояснила, что созданная комиссия по проведению публичных слушаний, не работала, её состав формировался в день проведения публичных слушаний; оспариваемое заявителями решение не было опубликовано в установленном законом порядке.

    Председатель Совета Талицкого сельского поселения ФИО13 требования заявителей не признал, суду пояснил, что Решение от 29 декабря 2011 года № 31 принято в соответствии с действующим законодательством, процедура принятия бюджета не нарушена.

    Представитель администрации Талицкого сельского поселения ФИО14 требования Никоновой Л.К. и Модина В.А. не признал в полном объеме, поскольку считает, что заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления не содержит указания на то, какие права и свободы гражданина или неопределённого круга лиц нарушаются актом или его частью. Считает оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

    Глава администрации Талицкого сельского поселения Лебедев П.В. считает требования заявителей необоснованными. Подготовка и принятие бюджета проведены в соответствие с действующим законодательством.

    Выслушав стороны, свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО38., ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО5 В.В., ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, специалиста ФИО31, заслушав заключение прокурора Балябиной И.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

    В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Решение Совета Талицкого сельского поселения от 29 декабря 2011 года № 31 «О бюджете Талицкого сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» имеет вышеуказанные признаки нормативного правового акта.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ст. 49 Устава Талицкого сельского поселения, обнародование муниципальных правовых актов нормативного характера органов местного самоуправления Талицкого сельского поселения, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляется путём размещения официальных правовых актов в общедоступных местах:

а) в читальном зале Талицкого сельского отдела Муниципального учреждения культуры «Южская межпоселенческая центральная библиотека»;

б) на стенде, расположенном в. д. Взвоз.

Официальный текст муниципального правового акта большого объёма (более 5 листов) для населения д. Взвоз будет размещаться в читальном зале Талицкого отдела Муниципального учреждения культуры «Южская межпоселенческая центральная библиотека».

2. Об издании муниципальных правовых актов будет сообщаться администрацией Талицкого сельского поселения путём размещения объявлений в с. Талицы на зданиях магазинов индивидуальных предпринимателей.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое решение с приложениями было обнародовано путём размещения в читальном зале Талицкого отдела Муниципального учреждения культуры «Южская межпоселенческая центральная библиотека», что заявителями не оспаривается.

Кроме того, указанное решение без приложений было опубликовано в районной газете «Светлый путь» 28 января 2012 года. В публикации имеется указание на возможность ознакомления с полным текстом решения в читальном зале Талицкого сельского отдела МУК «Южская поселенческая библиотека» и на стенде д. Взвоз.

Объём оспариваемого решения вместе приложениями более 5 листов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок опубликования (обнародования) нормативного правового акта не был нарушен. Гражданам Талицкого сельского поселения была обеспечена возможность ознакомиться с содержание этого акта.

Решением Совета Талицкого сельского поселения от 28 мая 2008 года № 32 утверждено положение о бюджетном процессе Талицкого сельского поселения.

Согласно ст. 25 указанного положения проект решения о бюджете на очередной финансовый год Совет Талицкого сельского поселения рассматривает в двух чтениях.

В соответствии с протоколом заседания Совета Талицкого сельского поселения от 08 декабря 2011 года № 12, проект бюджета был принят в первом чтении.

Согласно протоколу заседания Совета Талицкого сельского поселения от 29 декабря 2011 года № 12 проект бюджета был принят во втором чтении.

В соответствии с п.2 ст. 48 Устава Талицкого сельского поселения, решения Совета принимаются большинством голосов избранного числа депутатов.

Как установлено в судебном заседании Совет Талицкого сельского поселения состоит из 10 действующих депутатов, что заявителями не оспаривается.

На заседании Совета 29 декабря 2011 года присутствовало 6 из 10 депутатов. Решение о принятии бюджета во втором чтении было принято единогласно. Таким образом, оспариваемое решение было принято при наличии кворума.

При таких обстоятельствах, ссылка заявителей, как на обоснование своих требований, о том, что депутаты Никонова Л.К., ФИО10 и ФИО11 не присутствовали на указанном заседании Совета, не может являться основанием для признания оспариваемого решения недействительным.

Статьёй 184.2 БК РФ определён круг документов и материалов, представляемых в представительный орган одновременно с проектом бюджета.

Согласно исследованному в судебном заседании сопроводительному письму от 15 ноября 2011 года № 437 администрацией Талицкого сельского поселения одновременно с проектом бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов не были направлены среднесрочный финансовый план Талицкого сельского поселения, прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.

Однако, указанное обстоятельство не нарушает права заявителей, и не может являться основанием для признания оспариваемого акта недействительным.

Планы и программы развития муниципального образования, а также сметы и обоснование сумм расходных статей бюджета, в силу ст. 184.2 БК РФ не входят в перечень документов, подлежащих обязательному направлению вместе с проектом бюджета в представительный орган.

Согласно ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься, в том числе проект местного бюджета и отчёт о его исполнении (п.2 ч.3 ст. 28 указанного закона).

Согласно п. 3 ст. 12 Устава Талицкого сельского поселения, решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не позднее чем за 20 дней до даты рассмотрения соответствующим органом или должностным лицом проекта муниципального правового акта Талицкого сельского поселения. Публичные слушания проводятся не позднее, чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта. Решение о назначении публичных слушаний должно быть опубликовано (обнародовано) совместно с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания и информацией о месте и времени проведения публичных слушаний, в течение 5 дней после его принятия.

Согласно постановлению главы администрации Талицкого сельского поселения от 01 ноября 2011 года № 98 «О проведении публичных (общественных) слушаний)», публичные слушания по вопросу обсуждения проекта решения Совета «О бюджете Талицкого сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» были назначены на 28 ноября 2011 года.

Этим же постановлением была создана комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний.

В судебном заседании была заслушана в качестве свидетеля ФИО23, входившая в состав указанной комиссии. Согласно показаниям данного свидетеля, она печатала и развешивала объявления о публичных слушаниях. Объявления были размещены на магазинах поселения в начале ноября 2011 года. Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется.

В указанных объявлениях содержалась информация о возможности ознакомления с проектом бюджета в читальном зале библиотеки с. Талицы, что нашло подтверждение в показаниях свидетелей ФИО32, ФИО19, ФИО5 В.В.

Как установлено в судебном заседании 28 ноября 2011 года в зрительный зал Дома Культуры с. Талицы пришли жители поселения (согласно списку зарегистрированных участников слушаний, представленных администрацией поселения – 63 человека, по утверждению заявителей - 82 человека) для участия в публичных слушаниях.

    Согласно протоколу публичных слушаний от 28 ноября 2011 года Модиным В.А. было предложено провести вместо публичных слушаний по проекту решения Талицкого сельского поселения «О бюджете Талицкого сельского поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» собрание жителей с. Талицы. Присутствующие на публичных слушаниях граждане единогласно проголосовали за предложение Модина В.А.

Доводы заявителей о том, что публичные слушания не состоялись по вине администрации Талицкого сельского поселения не нашли подтверждения в судебном заседании.

По ходатайству заявителей в судебном заседании была заслушана аудиозапись публичных слушаний, произведённая на мобильный телефон, присутствующей на указанных слушаниях ФИО17

Согласно аудиозаписи, представители администрации Талицкого сельского поселения обращались к населению о необходимости проведения публичных слушаний. Однако, присутствующие на слушаниях граждане, согласившись с предложением Модина В.А., настаивали на переносе публичных слушаний на более позднюю дату, и на проведении собрания по вопросам ЖКХ.

    Так, допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 В.В. пояснил, что ему было интереснее послушать по вопросам ЖКХ ФИО39 и ФИО40 которые также присутствовали в зале.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией Талицкого сельского поселения в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами были приняты меры к подготовке и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта бюджета, которые не состоялись не по вине администрации.

    Кроме того, в силу ст. 185 БК РФ, утверждение проекта бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа, в данном случае - Совета Талицкого сельского поселения, а поэтому решение, принятое на публичных слушаниях носит для него рекомендательный характер и не является обязательным.

В этой связи, ссылка заявителей в качестве обоснования своей позиции о признании оспариваемого правового акта недействующим и нарушении их прав по причине отсутствия публичных слушаний не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Тот факт, что публичные слушания по оспариваемому решению в конечном итоге не состоялись, сам по себе не указывает на то, что последнее принято с нарушением основополагающих принципов рассмотрения вопроса о бюджете поселения.

В судебном заседании было установлено, что 12 декабря 2011 года состоялось заседание бюджетной комиссии, на котором было принято решение, с учётом внесённых изменений и дополнений в проект бюджета Талицкого сельского поселения на 2012 год и плановые периоды 2013, 2014 годов, рекомендовать главе Талицкого сельского поселения их рассмотреть и принять решение.

Указанное решение бюджетной комиссии также не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как уже было указано выше, утверждение проекта бюджета исключительная компетенция представительного органа. Проект бюджета поселения в первом чтении был уже принят на заседании Совета 8 декабря 2012 года. При таких обстоятельствах бюджетная комиссия, принимая решение о внесении изменений и дополнений в проект бюджета, вышла за пределы своих полномочий.

Довод заявителей о том, что проект бюджета был принят в первом чтении на согласительной комиссии 28 декабря 2012 года, не соответствует действительности. Кроме того, данная согласительная комиссия была создана, в нарушение требований ст. 29 «О бюджетном процессе Талицкого сельского поселения». Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии действующему законодательству оспариваемого нормативного акта.

Иные доводы заявителей, а именно: осуществление разработки бюджета неуполномоченным лицом – родственником главы администрации; при формировании бюджета не учтены остатки денежных средств на начало года; опубликование оспариваемого решения в районной газете с нарушением установленных сроков; несогласие заявителей с некоторыми расходными статьями бюджета; замена отдельных членов комиссии по публичным слушаниям непосредственно перед слушаниями, не свидетельствуют о противоречии оспариваемого нормативного акта действующему законодательству, не нарушают права заявителей и не могут являться основаниями для отмены оспариваемого решения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления Никоновой Л.К. и Модина В.А. о признании недействительным решения Совета Талицкого сельского поселения от 29 декабря 2011 года № 31 «О бюджете Талицкого сельского поселения на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Дробина Н.И.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2012 года.