гражданское дело о предоставлении соц. поддержкиадминистрации Юсьвинского МР



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Юсьва Дата обезличена года

Юсьвинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Кобелевой С.П.

при секретаре Рачеве А.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Катаев Д.В. к Юсьвинской центральной районной больнице, администрации Юсьвинского муниципального района, Министерству социального развития Пермского края о предоставлении социальной поддержки и о возмещении расходов за электроотопление,

У С Т А Н О В И Л:

Катаев Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, просил взыскать понесенные затраты по электроотоплению за 2008 год в сумме 13156 руб. 34 коп., обязать ответчиков предоставлять его семье социальную льготу в будущем, супруга Катаева О.С. также является работником здравоохранения. Мотивировал требования тем, что с 2003 года работает врачом в Юсьвинской ЦРБ, с 2003 года проживает в благоустроенной квартире по ... .... До 2005 года пользовалась льготой, предоставляемой медицинским работникам, проживающим в сельской местности, на бесплатное отопление. В 2005 году дом, в котором он проживает, МУП «Юсьвинское ЖКХ» отключило от центрального теплоснабжения, поэтому вынуждены были установить в своей квартире электроотопление. Данный вид отопления экономичен, его стоимость дешевле, однако ответчиками понесенные им расходы не возмещаются.

В суде Катаев Д.В. на заявленных требованиях настаивал, предъявил дополнительные требования, просил взыскать расходы по электроотоплению и за 2007 и 2009 года, всего за три года в сумме 47484 руб.

Представитель Юсьвинской центральной районной больницы в судебном заседании не участвовали, в ранее состоявшем судебном заседании иск не признали, указывая, что закон не предусматривает возмещение расходов по электроотоплению, больница не имеет собственного бюджета, возмещение расходов по отоплению производится медицинскому персоналу на основании документов, подтверждающих расходы, и только по центральному отоплению. Средства на возмещение расходов поступают из районного бюджета.

Представитель администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 иск также не признала. Обосновывая свои возражения тем, что действующее законодательство, регулирующее вопросы о видах и объемах жилищно-коммунальных услуг, подлежащих возмещению для различных категорий работников, предусматривает возможность возмещения расходов по электроотоплению, но только для педагогических работников. Для работников здравоохранения такого вида возмещаемой коммунальной услуги законодательство Пермского края не предусматривает и муниципальное образование Юсьвинский муниципальный район не вправе исполнять полномочия субъекта за счет средств районного бюджета.

Министерство социального развития Пермского края в своих возражениях выражают несогласие с иском. Указывают, что отопление согласно положений ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г., рассматривается как теплоснабжение или поставка твердого топлива при наличии печного отопления, показатели потребления электроэнергии в расчет размера платы за отопление не входят. При этом отмечают, что в Правилах для расчета норматива отопления применяется только показатель расхода тепловой энергии, расходы электрической энергии учитываются лишь при освещении жилых помещений.

Кроме того, данный ответчик в своих возражениях также указывает на отсутствие в региональном законодательстве норм о возмещении работникам здравоохранения расходов по электроотоплению. Закон Пермской области от 30.11.2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилищно-коммунальных услуг» предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право на социальную поддержку работников здравоохранения, проживающих в сельской местности, было предусмотрено ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, где гарантировалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей обладают правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Пунктом 50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 года « О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данная норма признана утратившей силу. Статья 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания:

«Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ - органами государственной власти субъектов РФ.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Согласно ст.3 Закона Пермской области от 30.11.2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа по оплате жилищно-коммунальных услуг» социальная поддержка гражданам, в том числе и медицинским работникам, предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

Таким образом, из приведенных норм права следует, что истица, являющаяся работником здравоохранения и проживающая в сельской местности обладает правом на получение социальной поддержки в виде возмещения расходов, понесенных ею на обеспечение в своем жилом помещении соответствующего теплового режима. Изменение ею способа отопления квартиры не может служить основанием для лишения ее права на получение социальной поддержки, поскольку противоречит положениям Конституции о непосредственном действии права гражданина, установленных федеральным законодательством.

Ссылка ответчиков на то, что возмещение расходов возможно лишь при централизованном отоплении, а электроотопление как вид теплоснабжения для медицинских работников законодательством не регламентирован, а потому отсутствует и право на возмещение, является несостоятельной и не может повлечь нарушение прав истицы.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 года (в ред.Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 №5) согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

Правоотношения, являющиеся предметом рассмотрения по данному делу, это жилищно-коммунальные льготы, предоставляемые специалистам, проживающим и работающим в сельской местности. Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности первоначально были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу в соответствии с ФЗ от 6 мая 2003 года). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения здравоохранения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением.

В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике механизм реализации для названных категорий граждан такой льготы, как бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, предоставлявшейся в натуральной форме, претерпел изменения. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно положений ст.2, абзаца 3ст.6 ФЗ от06.05.2003 г. №52 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ч.2 ст.63 Основ, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

Законом Пермской области от 30.11.2004 № 1845-395 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилищно-коммунальных услуг» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности, в виде получения денежной выплаты и денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение).

Постановлением Правительства Пермского края от22.06.2006 года предусмотрено, что если расходы специалиста здравоохранения на оплату жилья и коммунальных услуг превышают размеры денежной выплаты, установленные Законом № 1845-595, ему наряду с денежной выплатой дополнительно выплачивается денежная компенсация.

В судебном заседании было установлено, что Катаев Д.В. проживая в доме по ... ..., пользовался услугами центрального отопления, однако в 2005 году МУП «Юсьвинское ЖКХ» отключило их дом от централизованного отопления. При этом, еще до отключения отопление квартиры было некачественным, температурный режим на протяжении многих лет не соответствовал установленным нормам, а плата по теплоснабжению составляла более 3000 руб. в месяц. Истец, установив в занимаемом ее семьей жилом помещении иной вид отопления - электроотопление ежемесячно несет расходы за электроотопление, не превышающие 1500 руб. и в квартире поддерживается соответствующая тепловому режиму температура. Размер исковых требований за 2007-2009 года составляет 47484 руб. При этом работникам здравоохранения, проживающим в трехкомнатной квартире и продолжающим пользоваться центральным отоплением, выплачена денежная компенсация в счет понесенных расходов по отоплению за Дата обезличена года 55943 руб. данная сумма была возмещена администрацией района за счет средств, направляемых Министерством социального развития Пермского края.

Законом Пермского края от 18.10.2007 года № 136 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» к видам расходов, подлежащих возмещению, отнесены и расходы по электроснабжению в части отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок.

Таким образом, истица, обладающая по действующему законодательству, регулирующим правоотношения по предоставлению жилищно-коммунальных льгот, правом на денежную компенсацию по обеспечению занимаемого жилого помещения теплом, лишена этого права лишь потому, что законодательно для работников здравоохранения не закреплен вид расхода: электроотопление, что, по мнению суда, противоречит норме Конституции о признании прав и свобод гражданина непосредственно действующими.

Отсутствие законодательного регулирования порядка возмещения расходов по отоплению в связи с изменением вида отопления при наличии права на социальную поддержку не может являться основанием для отказа в предоставлении такой поддержки.

Анализ действующего законодательства, в том числе часть5 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями ФЗ №122-ФЗпо существу устанавливает не право, а обязанность органов государственной власти субъектов РФ обеспечить реализацию права на социальную поддержку работникам медицинских организаций, проживающим в сельской местности.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым при разрешении иска Катаева Д.В. применить Конституцию РФ в качестве акта прямого действия с возложением обязанности на администрацию Юсьвинского муниципального района предоставить истице социальную поддержку и возместить расходы, понесенные ею на электроотопление в период с 2007 по 2009 года в сумме 47484 руб.

Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Юсьвинского муниципального района предоставить Катаев Д.В. социальную поддержку в виде возмещения расходов за электроотопление.

Взыскать с администрации Юсьвинского муниципального района за счет средств направляемых Министерством социального развития Пермского края в пользу Катаев Д.В. денежную компенсацию в возмещении расходов за электроотопление 47484 руб.

Муниципальное медицинское учреждение «Юсьвинская центральная районная больница» от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения.

...

Председательствующий: