об оспаривании действий должностных лиц администрации Юсьвинского сельского поселения



Дело № 2-325/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Юсьва 11 июня 2010 года

Юсьвинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Боталовой Н.Е.,

при секретаре Хорошевой Н.Н.,

с участием заявителя Бушуевой Л.И,

представителей заинтересованных лиц Баяндиной Е.И., Мокрушиной Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бушуевой Л.И. об оспаривании действий должностных лиц администрации Юсьвинского сельского поселения и постановления главы поселения № 5 от 3 марта 2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Бушуева Л.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц администрации Юсьвинского сельского поселения, а также отмены постановления главы поселения № 5 от 3 марта 2010 года, указывая, что она с 20 мая 1996 года поставлена на учет в льготную очередь, как одинокая мать, на улучшение жилищных условий. В последующем, после вступления в брак, переведена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время ее семья состоит из 5-х человек. Однако постановлением главы поселения № 5 от 3 марта 2010 года она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду непредставления документов до 29 января 2010 года для формирования учетного дела.

В судебном заседании Бушуева Л.И. заявленные требования поддержала, пояснив, что она с 20 мая 1996 года поставлена на учет в льготную очередь, как одинокая мать, на улучшение жилищных условий. В последующем, после вступления в брак, переведена в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время ее семья состоит из 5-х человек. Письмом от 14 апреля 2006 года администрация поселения уведомила ее о том, что по состоянию на 12 апреля 2006 года она состоит в очереди под № 2. В последующем ее известили, что по состоянию на 13 марта 2008 года ее семья состоит в общей очереди под № 66 с 1996 года. В 2009 году она вновь получила уведомление о том, что постановлением главы администрации поселения № 11 от 19 марта 2009 года ее семья поставлена в очередь под № 165. В это же время получила уведомление, что постановлением главы администрации поселения № 1020 от 04 декабря 2009 года ее семья состоит в общей очереди под № 165 и требование представить необходимые документы для учетного дела в срок до 29 января 2010 года. При получении данного уведомления она письменно указала, что не согласна с номером очередности. В это время у нее был тяжело болен старший сын, который заболел в ноябре месяце 2009 года и проболел по март 2010 года. Необходимо было ежедневно находится с ребенком, приобретать необходимые медикаменты, соблюдать ежедневный график приема лекарств, общаться с врачами. В связи с этим не смогла в указанный срок предоставить документы, а именно - из регистрационной службы получить выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на больного сына ФИО5, который на тот момент достиг возраста 14 лет, имел только свидетельство о рождении, но паспорт не мог получить ввиду отечности лица вследствие болезни. Без паспорта выписку не давали. На других членов семьи она выписки также не взяла, чтобы не истекли сроки для предоставления. Также не представила справку из БТИ об отсутствии в собственности жилья, так как посчитала, что без выписок нет смысла брать справку. В марте она получила выписку из постановления администрации Юсьвинского сельского поселения № 5 от 3 марта 2010 года, где было указано, что в связи с непредставлением документов она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сама она в с. Юсьва проживает с 1980 года, ее семья из с. Юсьва никуда не выезжала, дети посещали детский сад, школу. У нее нет в собственности жилья, нет земельного участка. На протяжении всех лет с мужем и детьми живет у матери в ее приватизированной квартире общей площадью 66,6 кв. метров, в этой же квартире проживает ее совершеннолетний брат. Просит восстановить ее в очереди с 1996 года и признать постановление главы Юсьвинского сельского поселения № 5 от 3 марта 2010 года незаконным.

Представитель администрации Юсьвинского сельского поселения Баяндина Е.И. с заявлением Бушуевой Л.И. не согласилась. Суду пояснила, что после прокурорской проверки, проведенной 23 апреля 2008 года, с мая 2008 года в поселении на каждого человека, состоящего в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, заведены учетное дела, и они каждому направляли уведомления о представлении необходимого перечня документов. Бушуева (Старцева) Л.И. состояла в общем списке под № 66. Данные списки были утверждены главой поселения на 1 марта 2008 года. Заявителю также было направлено указанное уведомление, однако документы она не предоставила, и они были вынуждены направить повторное уведомление. Разрыв в очереди от № 66 до № 166 произошел в связи с тем, что все молодые семьи, инвалиды, сироты, состоящие в льготной очереди, были переведены в общую очередь с учетом даты обращения. Документы Бушуевой Л.И. на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в 2002-2010 годах» прошли через администрацию поселения, но администрация района не приняла их. Отказ не мотивирован, причину она назвать не может. В связи с указом губернатора Пермского края № 1 от 16 января 2006 года Бушуева Л.И. должна была предоставить все необходимые документы для учетного дела в срок до 29 января 2010 года, однако она этого не сделала, до 29 января 2010 года не приходила, с просьбой о рассрочке предоставления документов не обращалась, по телефону не звонила, поэтому 3 марта 2010 года постановлением главы поселения была снята с учета из поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требуемый пакет документов Бушуева Л.И. предоставила только 13 мая 2010 года, однако на заседании комиссии по жилищным вопросам было выявлено, что она предоставила старую ксерокопию паспорта.

Представитель администрации Юсьвинского муниципального района Мокрушина Л.В. с заявлением Бушуевой Л.И. не согласна, пояснила, что Бушуева Л.И. в настоящее время в администрации Юсьвинского муниципального района участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в 2002-2010 годах» не является, в очереди на предоставление субсидии не состоит и не состояла, с необходимым пакетом документов не обращалась. Считает, что ею при предоставлении документов сроком до 29 января 2010 года были предприняты не все меры, она могла позвонить и предупредить, что не может предоставить документы к указанному сроку ввиду болезни ребенка, и в этом случае администрация поселения пошла бы ей навстречу.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, суд находит заявление Бушуевой Л.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.ч.2,3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно ст. 3 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма признаются граждане:

(в ред. Закона Пермского края от 01.07.2009 N 448-ПК)

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Согласно ст. 11 названного закона орган, осуществляющий принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, обязан производить перерегистрацию поставленных на учет граждан не реже чем 1 раз в два года для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также при наступлении очереди граждан на получение жилых помещений.

Перерегистрация осуществляется в следующем порядке:

при отсутствии изменений за истекший период в документах, послуживших основанием для постановки на учет, граждане дают расписку, подтверждающую неизменность ранее представленных ими сведений;

при наличии изменений за истекший период в документах, послуживших основанием для постановки на учет, граждане представляют документы в соответствии с перечнем, установленным статьей 6 настоящего Закона, с учетом произошедших изменений.

Орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку обоснованности отнесения граждан к нуждающимся в жилых помещениях.

При выявлении оснований для снятия с учета граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления оснований для снятия с учета.

В судебном заседании установлено, что решением жилищной комиссии администрации Юсьвинского сельского Совета Бушуева (Старцева) Л.И., являясь одинокой матерью, была поставлена на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий 20 мая 1996 года, что подтверждается выпиской из протокола жилищной комиссии при администрации Юсьвинского сельсовета л.д. 6), по состоянию на 11 апреля 2006 года Бушуева Л.И. состояла в очереди под № 2 л.д. 7), по состоянию на 13 марта 2008 года после объединения льготного списка с общим она состоит под № 66 л.д. 8), по состоянию на 19 марта 2009 года - за № 166 л.д. 9).

Согласно уведомлению от 4 декабря 2009 года л.д. 10), заявитель до 29 января 2010 года должна была предоставить в администрацию поселения необходимые документы. Однако с продолжительной болезнью сына, длящейся с 10 ноября 2009 года по 23 февраля 2009 года, и вследствие этого возникшего синдрома Иценко-Кушинга, когда ребенок принимает характерную внешность ожирения с избыточным отложением жира на лице, шее, груди, они не могли сделать фотографию на паспорт. Поскольку ребенку исполнилось 14 лет, регистрационная служба на основании свидетельства о рождении не выдавала выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также Бушуева Л.И. не могла заниматься сбором документов из соответствующих органов, так как должна была контролировать прием таблеток сыном, так как в случае прекращения приступ мог повториться. Представители администрации поселения ей не объяснили возможность обращения с заявлением об отсрочке либо рассрочке предоставления документов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявителем документы не предоставлены вовремя в связи с уважительной причиной - болезнью ребенка.

Данное обстоятельство также подтвердила свидетель ФИО7-лечащий врач, которая пояснила, что сын у Бушуевой Л.И. -ФИО9 тяжело болен, ему был поставлен диагноз: ревмазизм. Вторичная атака. Полиартрит. У мальчика пошлис изменения со стороны сердца, данное заболевание неизлечимо. В последний раз Саша заболел в начале ноября 2009 года и проболел до марта 2010 года. При применении лекарств у таких больных развивается синдром Иценко-Кушинга, то есть лицо принимает лунообразный вид.

Также в судебном заседании нашло подтверждение, что Бушуева Л.И и ее семья по- прежнему являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность жилым помещением общей площадью на одного человека приходится менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления, то есть менее 12 км. метров на одного человека.

Поэтому снятием с учета Бушуевой Л.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий также нарушаются права членов ее семьи, в том числе больного ребенка.

Также нашло подтверждение, что Бушуева Л.И. с 1980 года проживает в с. Юсьва, ее семья из с. Юсьва в другой район не выезжала, дети посещали детский сад, школу.

С учетом изложенных обстоятельств, суд признает незаконным постановление главы поселения № 5 от 3 марта 2010 года о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязывает администрацию Юсьвинского сельского поселения восстановить Бушуеву Л.И. в общем списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты, то есть с даты первоначальной постановки на учет - 20 мая 1996 года.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, судебные расходы в виде госпошлины должны быть взысканы с администрации Юсьвинского сельского поселения в пользу Бушуевой Л.И.

Руководствуясь ст.ст.98, 197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Бушуевой Л.И. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление главы поселения № 5 от 3 марта 2010 года о снятии Бушуевой Л.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения восстановить Бушуевой Л.И. в общем списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет - 20 мая 1996 года.

Взыскать с администрации Юсьвинского сельского поселения судебные издержки в виде госпошлины в сумме 200 рублей в пользу Бушуевой Л.И..

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента оглашения.

Председательствующий: Н.Е. Боталова