О признании постановления недействительным



                                                                                                                        Дело № 2-334/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Юсьвинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Кобелевой С.П.

при секретаре Боталовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании от 12 сентября 2011 года гражданское дело по заявлению ООО «Маяк» о признании постановления администрации Юсьвинского муниципального района недействительным в части и возложении обязанности предоставить субсидию

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Маяк» обратился в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией района принято постановление «Об утверждении порядка предоставления в 2011 году средств из районного бюджета сельхозпредприятиям района на проведение сезонных сельскохозяйственных работ». Указанным постановлением ООО «Маяк» лишено права на получение субсидии на приобретение дизельного топлива по тем основаниям, что, получив в 2008 году финансовую поддержку на модернизацию молочно-товарной фермы за счет районного бюджета, используют установленное оборудование менее, чем на 100%. Заявитель считает, что постановление в части лишения хозяйства субсидии противоречит закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на 2009-2012 годы», которое администрацией района принято за основу при утверждении порядка предоставления средств из районного бюджета сельхозпредприятиям. Заявитель отмечает, что закон края не предусматривает подобное ограничение в предоставлении финансовой поддержки сельхозпредприятиям. Не содержит дополнительных ограничений и Программа развития сельского хозяйства в Юсьвинском муниципальном районе на 2009-2012 годы.

Кроме того, заявитель, оспаривая постановление, ссылается и на то, что администрация района, включая дополнительные ограничения для хозяйствующих субъектов, выборочно изменила объем прав только для ООО «Маяк». Из действовавшей Программы развития района и действующей Программы в настоящее время основными показателями производственной деятельности сельхозпредприятий района для получения субсидий являются посевные площади зерновых, урожайность зерновых, заготовление кормов, производство зерна, мяса, численность КРС. Произвольное установление администрацией района ограничений без учета целей и задач, установленных в муниципальных программах, заявитель считает незаконным. Просит суд обязать администрацию района предоставить ООО «Маяк» субсидию на приобретение дизельного топлива.

В судебном заседании директор ООО «Маяк» ФИО2 на заявленных требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что в хозяйстве имеются две молочно-товарные фермы максимальной вместимостью по 200 голов КРС. В 2008 году за счет средств районного бюджета (1200 тыс. руб.) и краевого бюджета (5734 тыс.руб.)на фермах смонтированы доильные установки. Доильная установка состоит из компрессора, электромотора, танка охладителя, приводящего в действие вакуумную установку, и линии, по которой идет молоко из доильных аппаратов. Основные суммы, при монтаже установки, были израсходованы на компрессор, электромотор, танк охладитель. Это оборудование необходимо для доильной установки и ставится в независимости от количества КРС. В зависимости от количества голов определяется длина линии, которая по оценке представляет незначительную сумму. КРС довести до 400 голов хозяйство не имело возможность по объективной причине, в 2008 году в связи с предположением опасности обнаружения на фермах заболевания брюшного тифа МТФ в течении месяца не функционировали, около трех десятков голов были ликвидированы. В 2009 и 2010 годах хозяйство не дополучило от ООО»Молочная долина» оплату за поставку молока в сумме 1600 тыс. руб., при этом по решению суда выплатило данному предприятию 800 тыс.руб.

Представитель ООО «Маяк» по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала.

Представители администрации района ФИО5, заместитель главы администрации района, и ФИО4, заведующий юридическим отделом, с заявлением не согласились.

ФИО5, суду пояснила, что постановление администрацией района было принято на основании анализа получения сельхозпредприятиями района финансовой поддержки на модернизацию молочно-товарных ферм и использования установленного оборудования на 01.07 2011 года и анализа плана посева зерновых культур на 2010 год. Всеми хозяйствами установленное оборудование используется на 100 %, у ООО « Маяк» фактическое поголовье меньше планового поголовья, что администрацией района было расценено, как использование оборудования менее чем на 100%. Финансовые средства для оказания поддержки сельхозпредприятиям предоставлялись за счет средств бюджета района, администрация установила дополнительные условия для предоставления субсидии. Считает ООО «Маяк» обоснованно был лишен права на получение субсидии. Ссылку заявителя на положения закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ считает необоснованной, указывая, что закон регламентирует порядок передачи органам местного самоуправления некоторых полномочий по поддержке сельхозпроизводителей за счет федерального бюджета и бюджета края. Порядок предоставления финансовой поддержки сельхозпроизводителям в 2011 году считает установленным в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством администрации района, как органу местного самоуправления.

ФИО4 изложенные доводы поддержал.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Постановлением администрации Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году средств районного бюджета сельхозпредприятиям Юсьвинского муниципального района на проведение сезонных сельскохозяйственных работ (приобретение техники)» в п.3 предусматривается: субсидии не предоставляются сельхозпредприятиям, которые, получив в течение 2008-2010 годов финансовую поддержку на модернизацию молочно-товарных ферм за счет средств районного бюджета, используют установленное оборудование менее, чем на 100%. Согласно анализа использования оборудования, приобретенного за счет средств финансовой поддержки, составленного отделом сельского хозяйства района, колхозу «Маяк», ныне ООО «Маяк» в 2008 году была предоставлена субсидия на модернизацию МТФ из районного бюджета 1200 тыс.руб., из краевого бюджета 5734 тыс.руб., плановое поголовье коров на МТФ после модернизации должно составлять 400, фактическое поголовье коров на МТФ ООО «Маяк» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 304. В других хозяйствах фактическое поголовье коров соответствует плановому.

Данным постановлением также предусматривалось, что субсидия распределяется на основании размера посевных площадей. Из анализа плана посева зерновых культур 2010 года следует, что у всех сельхозпредприятий района наблюдается уменьшение посевных площадей, у ООО «Маяк» фактическое использование посевных площадей соответствует запланированному.

Постановлением главы Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Юсьвинском муниципальном районе на 2009-2012 годы». Правовым основанием для принятия данной Программы являются положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 годы», закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевой целевой программе Развитие сельского хозяйства в <адрес> на 2009-2912 годы»

Оспариваемое постановление администрацией <адрес> принято во исполнение вышеуказанного постановления главы района и должно было соответствовать принципам, изложенным в нормативных актах, на основании которых принята Программа развития сельского хозяйства в районе.

Так пунктами 3,10,13 гл.2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ субсидии не предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в отношении которых вынесено решение суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства, по данным, публикуемым в официальном издании в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; допустившим нецелевое использование средств бюджета <адрес>, в том числе с нарушением условий, установленных при их предоставлении, и не восстановившим их в доход бюджета <адрес>; не исполнившим или исполнившим ненадлежащим образом свои обязательства по договору субсидирования инвестиционных проектов, заключенному с Министерством сельского хозяйства в соответствии с разделом 11 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета, краевого бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О финансировании агропромышленного комплекса <адрес>"; не предоставившим или несвоевременно предоставившим отчет о своем финансово-экономическом состоянии по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в сроки, устанавливаемые Министерством сельского хозяйства; имеющим просроченную задолженность по заработной плате по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Подпунктами 1-5 гл.4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевой целевой программе - развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на 2009 -2012 годы» задачами программы являются: обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса и расширении рынков сбыта, устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала.

Основой Программы является стимулирование не процесса производства, а конечного результата. В рамках Программы в качестве приоритетных рынков (отраслей специализации) принимаются следующие рынки: молока и молокопродуктов, мяса птицы, яйца, картофеля, овощей, рапса, семян сельскохозяйственных культур. В рамках программных мероприятий предусмотрена поддержка племенного дела, семеноводства и мясного животноводства как направлений, обеспечивающих развитие отраслей специализации. Производство растениеводческой продукции имеет кормовую направленность. Развитие прочих рынков и производств будет основываться на территориальном значении и в качестве альтернативных источников доходов сельского населения.

Положительное влияние на рост объемов производства и реализацию продукции сельского хозяйства окажет увеличение объемов инвестиций в отрасль. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдавшийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и программы "Развитие агропромышленного комплекса <адрес> на 2006-2008 годы". В 2009-2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться, при этом результативным показателем будет являться создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса и совершенствование системы управления отраслью. Важнейшим элементом Программы предусмотрено комплексное развитие "точек роста", которое обусловлено увеличением количества эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулированием конечного результата.

Для решения поставленных задач Программа содержит пять направлений:

1. Ускоренное развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса.

2. Устойчивое сельскохозяйственное производство…

В постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ приоритетным направлением Программы развития сельского хозяйства на 2008-2102 годы рассматривается устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земель и других природных ресурсов.

<адрес> от от19.12.2006 года «О передаче органам местного самоуправления <адрес> отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства» п.2 ст.5 на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять переданные им отдельные государственные полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства надлежащим образом в соответствии с требованиями федеральных законов, настоящего закона и иных нормативных актов пермского края.

Согласно ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Таким образом, администрация района, осуществляя полномочия по поддержке сельхозпроизводителя, обязана была принимать решения, учитывая основные принципы, изложенные в законодательных актах, регулирующих данные правоотношения.

Основанием для лишения права на получение субсидии могли служить лишь обстоятельства, предусмотренные в п.3 гл.2 Постановления <адрес> .

Довод представителей администрации района о том, что администрация района вправе была предусматривать дополнительные ограничения, поскольку финансовая поддержка предоставлялась за счет собственных средств бюджета района, суд находит несостоятельным. Юсьвинский муниципальный район относится к дотационным районам, бюджет района обеспечивается за счет субвенций, направляемых из бюджета края. В связи чем предоставление сельхозпредприятиям района субсидий за счет средств районного бюджета не могут рассматриваться как собственные средства муниципального образования.

Кроме того, основные принципы развития сельского хозяйства, изложенные в Программе Правительства РФ, предусматривают меры по обеспечению финансовой устойчивости участников сельскохозяйственного производства. Лишение права на получение субсидии сельхозпредприятия по тем основаниям, что поголовье КРС не доведено до запланированного, без учета финансового состояния хозяйства, свидетельствует о нарушении данного принципа. Как установлено судом ООО «Маяк» в 2008 году, получив субсидию на модернизацию МТФ, установило на предоставленные денежные средства необходимое оборудование в полном объеме. При это в 2008 году в связи с непредвиденными обстоятельствами по предположению наличия у работников ферм заболевания брюшного тифа МТФ в течение месяца не функционировали, хозяйство вынуждено было ликвидировать более тридцати коров. Восстановление стада до запланированного поголовья в 2009 и 2010 годах стало невозможным по причине неполучения оплаты за поставленное заказчику молоко, с одновременным взысканием с хозяйства 800 тыс. руб. в пользу ООО «Молочная долина». Данные обстоятельства администрации района были известны.

Также суд считает необходимым отметить, что по оспариваемому постановлению субсидия предоставлялась на проведение сезонных сельскохозяйственных работ (приобретение дизельного топлива). Согласно таблице распределения субсидий сельскохозяйственным предприятиям района размер субсидии зависел от размера посевных площадей. Из анализа плана посева зерновых культур ООО «Маяк» значится единственным сельхозпредприятием, чьи посевные площади не уменьшились. Именно это обстоятельство предоставляло ООО «Маяк» право на получение финансовой поддержки на проведение сезонных сельскохозяйственных работ. Лишение права без учета указанного обстоятельства правомерно расценено заявителем как выборочное отношение к хозяйству. Ранее действовавшими Порядками предоставления финансовой поддержки на проведение сезонных сельскохозяйственных работ в 2009 и 2010 годах право на получение субсидии и размер субсидии зависел только от объемов посевных площадей, иные условия не предусматривались.

Таким образом, постановление администрации района, как принятое без соблюдения требований законодательства, нарушает право ООО «Маяк» на получение финансовой поддержки на проведение сельскохозяйственных работ, в этой части является незаконным. <адрес> обязана устранить допущенное нарушение прав сельскохозяйственного предприятия.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными Постановление администрации Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления в 2011 году средств районного бюджета сельхозпредприятиям Юсьвинского муниципального района на проведение сезонных сельскохозяйственных работ (приобретение дизельного топлива) в части отказа в предоставлении субсидии ООО «Маяк».

Обязать администрацию Юсьвинского муниципального района предоставить ООО «Маяк» субсидию по муниципальной целевой программе «Развитие сельского хозяйства в Юсьвинским муниципальном районе на 20009-2012 годы» на проведение сезонных сельскохозяйственных работ - приобретение дизельного топлива.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения суда.

Председательствующий: С.П. Кобелева

Копия верна

Судья Юсьвинского районного суда:     С.П. Кобелева