Дело № 2-394/2011 Решение Именем Российской Федерации с. Юсьва 1 ноября 2011 года Юсьвинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мальцева А.Г., при секретаре Седегове Е.А., с участием пом. прокурора Юсьвинского района Подюкова А.И., ответчика - главы администрации Юсьвинского сельского поселения Гордеева М.С., представителя ответчика - советника главы администрации Юсьвинского сельского поселения Радостевой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации Юсьвинского сельского поселения осуществить ремонт дороги от <адрес> до автодороги Пожва-Кудымкар, за исключением территории принадлежащей ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт», оборудовать дорогу ограждением и дорожными знаками, согласно ГОСТ 52289-2004, ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП ДД.ММ.ГГГГ и СНиП ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, Установил: <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации содержания муниципальных дорог. Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ в качестве задачи безопасности дорожного движения определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Основные требования по безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются в ст. 12 указанного закона, в соответствии с которым ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии пунктами 3.1, 4.4 ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дороги не должны иметь выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому прочего, не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см; опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП ДД.ММ.ГГГГ и СНиП ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 6 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о В соответствии с пунктом 5 ч.4 ст. 14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.5 ч.1 ст. 6 Устава муниципального образования «Юсьвинское сельское поселение» к вопросам местного значения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется в счет средств местных бюджетов. В нарушении указанных требований автомобильная дорога от <адрес> до автодороги Пожва - Кудымкар, за исключением территории принадлежащей ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт», уже длительное время находится в аварийном состоянии, асфальтовое покрытие чередуется с ямами и выбоинами, ограждение опасного участка дороги отсутствует. Кроме того, согласно п.4.1.1 ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованными дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 52289-2004 дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Кроме того, устанавливается также повторный знак с табличкой 8.2.1, на которой указывается протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливается на расстоянии 90-100 метров, повторный на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка. Вдоль указанной аварийной дороги, по адресу <адрес>, расположено МОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа». В нарушении требований закона дорожные знаки 1.23 «Дети», а также повторный знак 8.2.1, на дороге отсутствуют. Таким образом, органами местного самоуправления на территории Юсьвинского сельского поселения нарушаются общеобязательные требования Федерального Законодательства, пренебрежение которыми создает реальную угрозу имуществу, здоровью и жизни людей. Просят обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения осуществить ремонт дороги от <адрес> до автодороги Пожва-Кудымкар, за исключением территории принадлежащей ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт», оборудовать дорогу ограждением и дорожными знаками, согласно ГОСТ 52289-2004, ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП ДД.ММ.ГГГГ и СНиП ДД.ММ.ГГГГ. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель прокуратуры <адрес> Подюков А.И. исковые требования, предъявленные прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме. Ответчик - глава администрации Юсьвинского сельского поселения ФИО4 с исковыми требованиями, предъявленными прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц согласен частично, суду пояснил, по реестру передачи имущества администрацией Юсьвинского муниципального района в муниципальную собственность администрации Юсьвинского сельского поселения дорога, расположенная от основной автодороги по направлению <адрес> и <адрес> проходящая через автозаправочную станцию (АЗС) не передавалась. Этот участок дороги на всем протяжении нельзя признавать муниципальной собственностью, поскольку со стороны дороги по направлению <адрес> дорога ведет к автозаправочной станции. Земля, где расположена территория АЗС, находится в собственности ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт». Со стороны <адрес> имеется заезд на территорию МОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа». Пешеходный переход к МОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа» расположена <адрес>, где установлены знаки, в том числе дорожный знак 1.23 «Дети», обочины дороги оборудованы пешеходными дорожками. Согласно целевой программы «Развитие улично-дорожной сети муниципального образования Юсьвинское сельское поселение <адрес> на 2011-2013 годы» от ДД.ММ.ГГГГ № и внесении изменений в целевую программу в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № дополнительно принято решение - проведение капитального ремонта улично-дорожной сети <адрес> объект - <адрес> - подъезд к школе протяженностью 200 метров. Согласно распоряжению администрации Юсьвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-а, ремонт дороги - подъезд к школе <адрес> проведен, дорожное полотно покрыто щебнем из природного камня. Согласно распоряжению администрации Юсьвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-а «О проведении запроса котировок» проведено размещение заказа в форме запроса котировок на установку дорожных знаков по <адрес>. Согласно техническому заказу на <адрес> и на дороге подъезд к школе установка дорожных знаков запланировано провести до ДД.ММ.ГГГГ, установить знаки на <адрес> дорожный знак 2.4 (уступи дорогу) и знак 2.3.2 (примыкание второстепенной дороги справа), 2.3.3. (примыкание второстепенной дороги слева). Установление ограждений к подъезду к школе не требуется. Представитель ответчика ФИО5 исковые требования, предъявленные прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, признала частично, согласна с мнением и доводами ответчика. Представитель прокураторы <адрес> Подюков А.И. на судебном заседании от исковых требований в части об обязании администрации Юсьвинского сельского поселения установить ограждение на участке дороги к подъезду школы, отказался; в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с п.5 ч.4 ст. 14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.5 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования «Юсьвинское сельское поселение» к вопросам местного значения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (л.д. 5). Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется в счет средств местных бюджетов. Согласно п.4.1.1 ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованными дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (л.д. 8). Постановлением администрации Юсьвинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10-18) утверждена муниципальная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети муниципального образования Юсьвинское сельское поселение в <адрес> на 2011-2013 годы». Согласно постановлению администрации Юсьвинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 19-20) в целевую программу внесены изменения, в таблице 4 «Проведение капитального ремонта улично-дорожной сети <адрес>» добавлена строка 1.1 объект - <адрес> - подъезд к школе, протяженность - 200 м. Согласно распоряжению администрации Юсьвинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а «О проведении запроса котировок» (л.д. 21) и ведомости объема выполненных работ, на участке дороги - подъезд к школе в <адрес> выполнены работы по покрытию участка дороги щебнем из природного камня. В этой части исковые требования, предъявленные к администрации Юсьвинского сельского поселения по ремонту дороги на участке (подъезд к школе) выполнены. Также ответчик и его представитель пояснили, что на пути следования детей к МОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа», установлены дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», последний дорожный знак дублируется по <адрес>, дополнительных знаков, что в указанном месте расположен пешеходный переход и проходят дорогу дети, не требуется. По обочинам дороги расположены пешеходные дорожки. Территория АЗС не является муниципальной собственностью, земельный участок под АЗС находится в собственности ООО «Лукойл-Пермьнефтепродукт». От участка заезда в школу в сторону направления дороги направлением Кудымкар-Пожва по обочине дороги проходит пешеходная дорожка и дополнительных дорожных знаков 1.23 «Дети» не требуется. Суд считает, что доводы ответчика обоснованы и не требуют оспаривания. На день рассмотрения дела, на участке дороги - подъезд к школе со стороны <адрес> не установлены дорожные знаки. Согласно техническому заданию на участке дороги - подъезд к школе и на <адрес> должны быть установлены дорожные знаки 2.3.2 (примыкание второстепенной дороги справа) и 2.3.3 (примыкание второстепенной дороги слева), кроме того, на <адрес> (к АЗС, на пересечении дорог) дорожный знак 2.4 (уступи дорогу). По выполнению указанных работ администрацией Юсьвинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а «О проведении запроса котировок» (л.д. 23) проведено размещение заказа в форме запроса котировок на установку дорожных знаков в <адрес>. Запрос котировок завершается ДД.ММ.ГГГГ, затем будет заключен муниципальный контракт. После заключения муниципального контракта в течение 30 дней муниципальный контракт должен быть выполнен, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично. Обязать администрацию Юсьвинского сельского поселения <адрес> в соответствии с ГОСТ 52289-2004, подъезд к школе МОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа», <адрес>, установить дорожные знаки согласно техническому заданию: 2.3.2 (примыкание второстепенной дороги справа); 2.3.3 (примыкание второстепенной дороги слева) на пересечении дорог <адрес> (к автозаправочной станции); дорожный знак 2.4 (уступи дорогу), в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: А.Г.Мальцев Копия верна: Судья Юсьвинского районного суда:
дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.