признание распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района незаконным и обязании администрации Юсьвинского муниципального района поставить на учет для участия молодой семьи Петрова А.В. в программах



Дело № 2-181 /2011      

                      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                     31 мая 2011 года

Юсьвинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Истоминой Л.В.,

секретаря судебного заседания ФИО3,

с участием:

истца ФИО2,

представителя администрации Юсьвинского муниципального района ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя администрации Юсьвинского сельского поселения ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет молодой семье для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», в долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» и муниципальной долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Юсьвинском муниципальном районе на 2011-2015 годы», обязании администрации Юсьвинского муниципального района поставить на учет для участия молодой семьи ФИО2 в вышеназванных программах,

У С Т А Н О В И Л:

         ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконными распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет молодой семье для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», в долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» и муниципальной долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Юсьвинском муниципальном районе на 2011-2015 годы», обязании администрации Юсьвинского муниципального района поставить на учет для участия молодой семьи ФИО2 в вышеназванных программах.

         В судебном заседании ФИО2 на заявленном требовании настаивал, суду пояснил, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в администрации Юсьвинского сельского поселения, как гражданин, нуждающийся в жилом помещении в связи с отсутствием такового в собственности или по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак от которого имеет двоих несовершеннолетних детей. В апреле 2011 года его семья обратилась в администирацию Юсьвинского муниципального района с заявлением о постановке на учет для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», как поставленная в очередь для улучшения жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Все необходимые документы были представлены. Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет его молодой семье отказано, поскольку молодая семья не состоит в списках граждан Юсьвинского сельского поселения в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ он считает незаконным по тому основанию, что его жилищные условия не улучшились. Он зарегистрирован и продолжает проживать со своей семьей в доме своих родителей, собственного жилья не имеет, жилье по социальному найму ему не предоставлялось. Об изменении состава семьи он подавал заявление в администрацию Юсьвинского сельского поселения.

Представитель администрации Юсьвинского муниципального района ФИО4 с заявлением не согласен, суду пояснил, что ФИО2 предоставил недостоверную информацию, так как в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, в администрации Юсьвинского сельсовета ФИО2 состоял с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи, где брак не был зарегистрирован и в последующем семья распалась. Однако изменения в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, внесены не были. В апреле 2011 года новая семья ФИО2, где брак зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в администрацию Юсьвинского муниципального района с заявлением о постановке на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильей молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». При рассмотрении заявления ДД.ММ.ГГГГ комиссия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья администрации Юсьвинского муниципального района выявила, что молодая семья ФИО11 в администрации Юсьвинского сельского поселения не состояла на учете в качестве, нуждающихся в жилом помещении. С ДД.ММ.ГГГГ в списках, нуждающихся в жилом помещении, учитывался другой состав семьи, с которой ФИО2 проживал в гражданском браке. Но основании данного протокола было издано распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе молодой семье ФИО11 в постановке на учет.

Представитель администрации Юсьвинского сельского поселения ФИО5 с заявленным требованием согласна, суду пояснила, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит как гражданин, нуждающийся в жилом помещении. Исключить его из списка она не имеет право, также и как поставить молодую семью в новую очередь, поэтому документа, подтверждающего, что молодая семья ФИО2 и ФИО11 Л.В. нуждается в жилом помещении, выдать не может.

          Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По смыслу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относится коллегиальные и единоличные решения, действия, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, а также созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

        

        Способы реализации права гражданами на жилище, в том числе основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ регулировалось Жилищным кодексом ФИО1.

Решая вопрос о правилах учета ФИО2 и членов его бывшей семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий праве, суд руководствуется положениями названного кодекса, поскольку заявитель был поставлен на указанный учет до ДД.ММ.ГГГГ.

         В силу п. 6 ст.29 названного кодекса нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО1, то есть до принятия нового жилищного кодекса, определялись Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , с последующими изменениями.

Пунктами 14, 15 и 17 статьи 3, регулирующей порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определено, что решение о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного ФИО1 народных депутатов. Учет ведется по единому списку. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

Пунктом 20 этой же статьи предусмотрено, что с учета снимаются граждане в случае предоставления документов, не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

С ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением в действие нового жилищного кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируются разделом 3 главой 7 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу п.2 ст. 52 названного кодекса состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субьекта Российской Федерации категории) по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Пунктом 6 названных Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 данных правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Применительно к данным Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7).

Согласно пункту 9 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 19 этих же Правил повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил.

Пунктом 1.3.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» определены категории молодых семей и условия, которым молодая семья должна соответствовать. Одним из таких условий по пункту «г» - это семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Юсьвинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, проживающий в д.Савино, в составе семьи из 3 человек поставлен на учет в общей очереди по улучшению жилищных условий (л.д.26). Семейные отношения с ФИО6 в установленном порядке зарегистрированы не были, после распада семьи изменения в списке не внесены, учетное дело не велось.

Согласно свидетельству о заключении брака 1-ВГ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрировал брак с ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6). От данного брака имеет двоих несовершеннолетних детей. Семья проживает в доме родителей на условиях поднайма, своего жилья не имеет. ФИО7, имеющая дочь Анжелику, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете для улучшения жилищных условий не состояла.

В апреле 2011 года семья ФИО2и ФИО8 обратилась с заявлением в администрацию Юсьвинского муниципального района для включения в список молодых семей для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», в долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» и муниципальной долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Юсьвинском муниципальном районе на 2011-2015 годы». Из представленного с заявлением пакета документов следовало, что семья ФИО2 состояла на учете для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. По данным условиям молодая семья ФИО2 и ФИО11 Л.В. имеет право на приоритетное участие в вышеназванной программе.

Заседанием комиссии по организации работы, по предоствлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья администрации Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении заявления семьи ФИО2 и ФИО11 Л.В. установлено, что при постановке ФИО2 на учет для улучшения жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ учитывался состав семьи, где брак не был зарегистрирован в установленном порядке и распался. Однако изменения в списке по составу семьи ФИО2 внесены не были. Молодая семья ФИО2 и ФИО8 образовалась после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ с другим составом членов семьи. Документа, что данная молодая семья нуждается в улучшении жилищных условий, не представлено. В связи с чем комиссия рекомендовала главе района отказать молодой семье ФИО2 и ФИО11 Л.В. включить в список участников Программы (л.д.14).

Распоряжением администрации Юсьвинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р молодой семье ФИО2, проживающей в селе Юсьва, <адрес> «б» <адрес>, в постановке на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» отказано, поскольку данная молодая семья не состоит в списках граждан Юсьвинского сельского поселения в качестве нуждающихся в жилом помещении. Рекомендовано после устранения оснований отказа вновь обратиться с заявлением для участия в Программе (л.д. 11,13).

Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля ФИО10 суду пояснившей, что молодая семья ФИО2 подала заявление и представила пакет документов для участия в Программе на приоритетных условиях, как семья, поставленная на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении документов, было выявлено, что данная семья на учете нуждающихся в жилых помещениях не состояла. До ДД.ММ.ГГГГ состояла в очереди для улучшения жилищных условий другая семья ФИО2, которая распалась. В этот список должны быть внесены изменения с включением новых членов семьи ФИО2 и он имеет право продолжать состоять в этом списке для получения жилья по договору социального найма. Однако для участия в Программе на приоритетных условиях новая семья, образованная ДД.ММ.ГГГГ, не имеет права. Поэтому отказ в постановке на учет является обоснованным. После устранения нарушения требований, определенных п.2.1.4 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1119-п, а именно документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, молодая семья ФИО2 имеет право вновь обратиться с заявлением об участии в Программе. Этим документом может быть постановление администарции Юсьвинского сельского поселения с указанием о том, что ФИО2 состоит в очереди для получения жилья по договору социального найма, молодая семья ФИО2 и ФИО8 своего жилого помещения не имеют. В этом случае молодая семья будет включена для участия в Программе на общих основаниях независимо от того, была ли эта молодая семья поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Юсьвинского сельского поселения, или нет.     

С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконным решения администрации Юсьвинского муниципального района об отказе молодой семье ФИО2 и ФИО11 Л.В. участвовать в муниципальной долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Юсьвинском муниципальном районе на 2011-2015 годы», поскольку для участия в названной программе молодой семьей представлены документы, где содержатся недостоверные сведения о постановке этой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для отказа в признании молодой семьи потенциальной участницей Программы (п. 2.4.3. раздела 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п).

Молодой семье ФИО2 и ФИО11 Л.В. разъяснено положение п.2.5 раздела 2 вышеназванного Постановления, что после устранения оснований для отказа они имеют право на повторное обращение с заявлением об участии в Программе.

При указанных обстоятельствах права граждан ФИО2 и ФИО11 Л.В. участвовать в Программе не нарушены, препятствий к осуществлению таких прав не создано.

Доводы заявителя о том, что его семья имеет право участвовать в Программе на приоритетных условиях, потому что он был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, суд признает несостоятельными, поскольку, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане.

Для реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий необходимо представить документ, подтверждающий права этой семьи на улучшение жилищных условий. Однако к заявлению были приложены документы, подтвеждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий только на ФИО2 Каких-либо документов, подтверждающих, что ФИО8 нуждается в улучшении жилищных условий, или ранее была поставлена на учет, представлено не было. Сведения о том, что эта семья состояла на учете до ДД.ММ.ГГГГ, являются недостоверными, потому что фактически в списке вместе с ФИО2 значилась другая его семья.

Доводы представителя администрации Юсьвинского сельского поселения по поводу невозможности предоставления документа, подверждающего нуждаемость молодой семьи ФИО2 и ФИО11 Л.В. в жилом помещении, потому что будет необходимо исключить ФИО2 из старого списка и внести снова в список очередников, уже как молодую семью, что нарушит жилищное зщаконодательство, суд признает необоснованными.

В силу п.2 ст.52. п.3 ст.49 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субьекта Российской Федерации категории) по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Таким образом ФИО2 имеет право состоять на учете как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий и молодая семья ФИО2 и ФИО11 Л.В. имеет право принимать участие и быть включенной в список для участия в программе определенной федеральным законодательством.

Кроме того, молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства, нуждащимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, могут быть участниками Программы (п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Из чего следует, что у администрации Юсьвинского сельского поселения нет необходимости поставить на учет ФИО2 и ФИО11 Л.В., как молодую семью, нуждающуюся в жилом помещении. Достаточно после выяснения нуждаемости в жилом помещении ФИО8 издать постановление с указанием очередности в списке ФИО2, поставленного на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, времени образования новой молодой семьи ФИО2 и ФИО11 Л.В., сведения об их детях и сведения о нуждаемости этой молодой семьи в жилом помещении. Подобное постановление будет являться документом, подтверждающим признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, носящим достоверную информацию.

          

           Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным распоряжения администрации Юсьвинского муниципального района -р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет молодой семье для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», в долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» и муниципальной долгосрочной программе «Обеспечение жильем молодых семей в Юсьвинском муниципальном районе на 2011-2015 годы», обязании администрации Юсьвинского муниципального района поставить на учет для участия молодой семьи ФИО2 в вышеназванных программах, отказать.

           Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней.

        Председательствующий: Истомина Л.В.

        Копия верна:

        Судья Юсьвинского районного суда