О признании пункта кредитного договора недействительным и взыскании суммы



Дело № 2-446/2011                                                                                                                       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года село Юсьва

Юсьвинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Кобелевой С.П.,

при секретаре Рачеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трубиновой М.А. к Универсальному дополнительному офису 729/112 Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО о признании пункта кредитного договора недействительным, взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

Трубиновой М.А. обратилась в суд с иском к Универсальному дополнительному офису 729/112 Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО о признании пункта кредитного договора недействительным, взыскании суммы, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она совместно с мужем ФИО1 заключили с ответчиком кредитный договор, по условиям которого им предоставлен кредит на недвижимость в сумме 234000 рублей. Согласно пункта 3.1 договора Банк обязал их выплатить единовременный платеж в сумме 15000 за выдачу кредита. Полагает, что в силу п. 1 ст. 819 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» указанные действия банка, вынудившие их подписать договор на таких условиях являются незаконными, нарушающими их права и законные интересы как потребителя услуги, заключивших договор в целях удовлетворения бытовых потребностей. В 2009 году муж умер, она вступила в права наследования, после смерти мужа все обязательства по договору исполняет она. Просит признать п. 3.1 договора недействительным, взыскать сумму в размере 15000, уплаченную в качестве комиссии за выдачу кредита.

В судебном заседании Трубиновой М.А. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил возражения, в которых указал, что истица подписанием договоров выразила свою согласованную волю по всем существенным условиям договоров, включая внесение платы за выдачу кредита. Кроме того запрета взимать часть платы за выдачу кредита в виде комиссии за обслуживание ссудного счета законодательство не содержит. Кроме этого считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав ФИО5, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы по следующим основаниям.

Согласно ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу п.1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

В судебном заседании установлено, что между Универсальным дополнительным офисом 729/112 Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО с одной стороны и Трубиновой М.А., ФИО1 с другой стороны, заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.1 кредитного договора Банк открыл Трубиновой М.А. ссудный счет, за выдачу кредита Трубиновой М.А. и ФИО1 уплатили Банку единовременный платеж в сумме 15000 рублей. Банк со своей стороны исполнил принятые на себя обязательства и предоставил Трубиновой М.А. и ФИО6 кредит в сумме 234000 рублей.

В соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «О принципах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» банк осуществляет учет ссудной задолженности клиентов посредством открытия и ведения ссудных счетов. Счет по учету ссудной задолженности заемщика банка по выданным ссудам и является способом бухгалтерского учета денежных средств. Такой счет не предназначен для осуществления расчетных операций.

Таким образом, ведение ссудного счета является обязанностью банка, но не перед заемщиком, а перед Центральным банком Российской Федерации, взимание с клиентов платы за исполнение указанной обязанности, которая, к тому же не направлена на удовлетворение потребностей клиентов, является неправомерным.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3.1 кредитного договора от за выдачу кредита созаемщики уплачивает кредитору единовременный платеж (тариф) в размере 15000 руб. не позднее даты выдачи кредита.

Таким образом, включение в договор указанных требований к созаемщикам обуславливает выдачу кредита открытием ссудного счета и уплатой денежных средств за оформление соответствующих документов. Таким образом, выдача кредита является невозможной до момента внесения соответствующей платы.

При таких обстоятельствах, действия банка нарушают положения пункта 2 статьи 16 Закона о запрете обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) приобретением иных товаров «работ, услуг).

       Следовательно, действия Банка по взиманию платы за выдачу кредита применительно к п.1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей ущемляют установленные законом права потребителей.

Частью 9 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О банках ибанковской деятельности» (введена ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ) предусмотрено, что кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику -физическому лицу. В расчет должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту связанные с заключением и исполнением кредитного договора Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией в порядке, установленном ЦБ РФ.

На основании ст. 30 Закона ЦБ РФ указанием от ДД.ММ.ГГГГ -У «О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита» определил полную стоимость процента годовых, в расчет которой включены в том числе и комиссии за открытие и ведение (обслуживание) счетов заемщика, однако правомерность их взимания этим указанием не определяется.

Таким образом, условие договора о том, что кредитор за выдачу кредита взимает единовременный платеж, не основано на законе и является нарушением прав потребителя.

Доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок исковой давности несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Учитывая, что согласно ГК РФ исковая давность устанавливает временные границы для судебной защиты нарушенного права лица по его иску, течение срока обращения Трубиновой М.А. в суд с иском следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ по договору , то есть с момента заключения кредитного договора, тогда как иск подан ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что срок исковой давности истицей не пропущен.

Оценив доказательства, представленные сторонами, суд считает необходимым исковые требования Трубиновой М.А. удовлетворить, признать недействительным условие кредитного договоров от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Универсальным дополнительным офисом 729/112 Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО и Трубиновой М.А., ФИО1 по установлению платы за выдачу кредита, вернуть стороны в первоначальное положение и взыскать с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Универсального дополнительного офиса Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО в пользу Трубиновой М.А. сумму в размере 15000 рублей.

Также в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета госпошлина, от которой истец был освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать пункт 3.1 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Универсальным дополнительным офисом 729/112 Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО и ФИО1, Трубиновой М.А. недействительным.

Взыскать с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Универсального дополнительного офиса Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО в пользу Трубиновой М.А. 15000 рублей.

Взыскать с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Универсального дополнительного офиса Коми-Пермяцкого отделения Сбербанка России ОАО госпошлину в доход местного бюджета 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения.

                              Председательствующий: