О назначении досрочной трудовой пенсии



                                                                                                              Дело № 2-15/2012

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                 Именем Российской Федерации

Юсьвинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Кобелевой С.П.

при секретаре Боталовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании от 15 февраля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Катаева Г.Г. к Управлению ПФ РФ по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,

                                              У С Т А Н О В И Л:

Катаев Г.Г. обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя требования тем, что пенсионный орган отказал ему в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа период работы врачом-стоматологом при прохождении интернатуры в Коми-Пермяцкой окружной стоматологической поликлинике с 05.1991 года по ДД.ММ.ГГГГ год; период учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время индивидуальной предпринимательской деятельности по осуществлению обязанностей врача-стоматолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает исключение данных периодов работы из специального стажа и отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

В судебном заседании Катаев Г.Г. на заявленных требованиях настаивал, дополнив требования о включении в специальный стаж по осуществлению медицинской деятельности службу в армии на должности санинструктора. Истец пояснил, что после окончания медицинского училища еще до службы в армии работал фельдшером, в армии санинструктором пограничного отряда. После окончания медицинского института проходил интернатуру в окружной поликлинике, выполнял обязанности врача-стоматолога на передвижной стоматологической установке, работал врачом - стоматологом в Юсьвинской средней школе. С 2000 года осуществляет предпринимательскую деятельность врача-стоматолога. Выполняет те же обязанности, что и врач-стоматолог медицинского учреждения, периодически проходит курсы повышения квалификации.

Представитель Управления ПФ РФ по <адрес> ФИО6 иск не признала, пояснив, что предпринимательская деятельность с видом деятельности стоматологическая практика организуется по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. Врачи, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, не имеют права на досрочное назначение трудовой пенсии. Также считает, что истцом не представлены документы о зачислении его должность по врачебной специальности при прохождении интернатуры. Службу в армии на должности санинструктора считает возможным включить в специальный стаж по медицинской деятельности в городе.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст.27 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Доводы представителя Управления ПФИО3 ФИО4 о том, что не имеется оснований для включения периода службы истца в Советской армии в специальный стаж работы в сельской местности, суд находит несостоятельными.

Из материалов дела следует, что Катаев Г.Г. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санинструктора в в/ч 2058 (л.д.16). Воинская часть 2058 относилась к пограничным войскам, что следует из сообщения отдела военного комиссариата <адрес>, Кудымкарскому, Юсьвинскому, <адрес>м (л.д.30). Истец пояснил, что выполнял обязанности санинструктора в пограничном отряде, отряд был дислоцирован в горах Киргизии.

Учитывая изложенное, суд считает, что период службы в армии в должности санинструктора подлежит включению в специальный стаж Катаева Г.Г., как осуществление медицинской деятельности в сельской местности в льготном исчислении.

    Пенсионный орган, отказывая истцу во включении в специальный стаж период прохождения интернатуры, исходил из того, что не представлен документ о зачислении его на должность врача.

      Между тем, судом установлено, что Катаев Г.Г. после окончания медицинского института был направлен для прохождения интернатуры в Коми-Пермяцкую окружную стоматологическую поликлинику. Из сообщения главного врача ГБУЗ ПК «Коми-Пермяцкая» окружная стоматологическая поликлиника следует, что Катаев Г.Г. был зачислен в штат окружной стоматологической поликлиники для прохождения интернатуры в должности врача-стоматолога на 1.0 ставку с ДД.ММ.ГГГГ, выполнял работу связанную с врачебной деятельностью и был отчислен после прохождения интернатуры с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42). Истец по данному факту пояснил, что выполнял обязанности врача-стоматолога на выездной стоматологической установке, обслуживали население сельских населенных пунктов Кудымкарского и <адрес>, в течение трех месяцев в учебное время работал в стоматологическом кабинете при Юсьвинской средней школе. При этом уже постоянно проживал в <адрес>. ФИО7, допрошенная судом в качестве свидетеля, подтвердила факт работы истца в Юсьвинской средней школе. Ей также известно, что Катаев Г.Г. до работы в школе выполнял обязанности врача-стоматолога на выездной стоматологической установке.

     Должность врача - интерна в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов в высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ , выделена как самостоятельная должность и прямо не отнесена к числу врачей - специалистов, поименованных Списком .

Между тем, в тарифно - квалификационных характеристиках по должностям работников здравоохранения РФ, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно - квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ» выделен раздел 2. 1 « Специалисты в высшим медицинским и фармацевтическим образованием», где предусмотрены врачи - интерны, которые осуществляют функции врача под руководством врача - специалиста, отвечая на равнее с ним за свои действия; выполняют рабочую нагрузку по специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей - интернов.

       Учитывая изложенное, суд считает, что период прохождения истцом интернатуры также подлежит включению в специальный стаж Катаева Г.Г., как осуществление медицинской деятельности в сельской местности в льготном исчислении.

Период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела истец, работающий в лечебном учреждении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на курсах повышения квалификации, при этом за ним в указанный период сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную часть пенсии.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, период нахождения истца на курсах повышения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Катаева Г.Г. на социальное обеспечение.

Требования истца о включении периода индивидуальной предпринимательской деятельности по осуществлению обязанностей врача-стоматолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Осуществляемая истцом в качестве индивидуального предпринимателя профессиональная деятельность в медицинской сфере организуется им по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая им профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, медицинская деятельность в виде индивидуального предпринимательства не включена в Список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья граждан, потому оснований для включения данной деятельности истца в специальный стаж у суда не имеется. Поскольку на момент обращения истца в комиссию по назначению пенсий ДД.ММ.ГГГГ требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии отсутствовал, комиссией в назначении досрочной трудовой пенсии Катаеву Г.Г. отказано правомерно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Включить в специальный стаж Катаева Г.Г., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения интернатуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы как за 1 го<адрес> месяца.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 30 дней с момента получения мотивированного решения.

                                              Председательствующий: С.П. Кобелева

Копия верна

Судья Юсьвинского районного суда:     С.П. Кобелева