Дело № 2-104/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Юсьва 7 апреля 2011 года Юсьвинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Кобелевой С.П., при секретаре Боталовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронина В.М. к Управлению пенсионного фонда РФ в Юсьвинском районе Пермского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Воронин В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, требования мотивировал тем, что 1 марта 2011 года обратился в Управление пенсионного фонда в Юсьвинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением работы в плавсоставе на судах речного флота в Иньвенском рейде. Решением комиссии Управления ПФ РФ в Юсьвинском районе от 4 марта 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В стаж не были включены полные навигационные периоды с 1981 по 1997 года и работа в 1999 году в качестве раскряжевщика древесины. Считает данный отказ незаконным, просил суд включить спорные периоды работы в специальный стаж и обязать пенсионный орган назначить досрочную трудовую пенсию. В судебном заседании Воронин В.М. исковые требования поддержал, дополнил, что работал на предприятии «Иньвенский рейд» рулевым - мотористом, механиком - помощником капитана, шкипером с навигации 1981 года по 1997 год. В октябре 1983 года он был направлен на курсы капитанов - механиков, однако с июня 1984 года уже принимал участие в навигации в качестве рулевого - моториста. В навигацию 1991 года он не работал в виду болезни. Кроме этого просил включить периоды работы с 17 ноября 1999 года по 28 апреля 2000 года - в качестве раскряжевщика древесины Иньвенского рейда. Представитель Управления ПФ РФ в Юсьвинском районе Сторожева Е.И. с исковыми требованиями согласилась частично, пояснила, что в 1984 году истец отработал не полный навигационный период в связи с направлением на курсы капитанов - механиков, поэтому период работы в навигационный период 1984 года включению в специальный стаж не подлежит. Кроме этого согласно записи в трудовой книжке истца 1 октября 1996 года истец был переведен кочегаром транспортно - механического участка Иньвенского рейда и проработал на данной должности до мая 1999 года, в навигации 1997 года истец участие не принимал. Не подлежат включению в специальный стаж истца и период работы с 17 ноября 1999 года по 28 апреля 2000 года в качестве раскряжевщика древесины Иньвенского рейда, так как согласно сведений из архива приказом от 15 мая 2000 года истец уволен как сторож. Установить, какой период времени истец работал именно раскряжевщиком древесины, не представляется возможным. Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Воронина В.М. подлежащими удовлетворению частично. В соответствии спп.9 п.1ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Согласно постановлению Правительства от 11 июля 2002 г. N 516»Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответсви со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год. Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 марта 1981 года истец был принят рулевым мотористом транспортно механического участка Иньвенского рейда. В октябре этого же года он был переведен фрезеровщиком 4 разряда этого же участка, в апреле 1982 года переведен рулевым - мотористом этого участка, в октябре 1982 года переведен машинистом - кочегаром производственного парокотельной этого же участка, в апреле 1983 года переведен рулевым - мотористом моторного катера. В октябре 1983 года истец был направлен на одиннадцати месячные курсы капитанов-механиков в Ново-Ильинскую ЛТШ, после чего 27 июня 1984 года по окончании курсов был направлен рулевым - мотористом моторного катера на транспортно-механический участок Иньвенского рейда. В дальнейшем истец работал на данном участке в должности помощника механика - помощника капитана, в 1985 году был назначен капитаном-механиком, переведен помощником механика - помощником капитана, в дальнейшем шкипером баржи, в 1996 году уволен и в этом же году вновь принят рулевым - мотористом на тот же участок. В октябре 1996 года истец был переведен кочегаром этого же участка. Навигационный период длился с апреля по ноябрь. В ноябре он уходил в очередной отпуск. В зимний период после навигационного периода он занимался ремонтом двигателей катеров. Весной участвовал в подготовке к навигационному периоду Данный факт подтвердили свидетели Граф А.К., Крохалев А.П., Давыдов О.Ю., которые также работали в плавсоставе Иньвенского рейда совместно с истцом, свидетели показали, что и Воронин В.М. работал в плавсоставе на судах речного флота, принадлежащего Иньвенскому рейду, с 1981 года по 1996 год. Ежегодно навигационный период начинался в апреле и заканчивался в ноябре. В зимний период между навигациями истец занимался ремонтом двигателей катеров, другими работами, связанными подготовкой судов к навигационному периоду. Весной занимался подготовкой к плаванию. Согласно копии трудовой книжки и сведениям из архива истец осуществлял работу в плавсоставе на судах речного флота Иньвенского рейда в качестве рулевого-моториста моторного катера, механика-помощника капитана моторного катера, капитана-помощника механика моторного катера, шкипера баржи- с 1981 года по 1996 год. Согласно спискам командного состава флота Иньвенского рейда в перечисленные периоды истец значится на указанных должностях. Пенсионный орган, отказывая Воронину В.М. в назначении досрочной пенсии, исходил из того, что истцом не представлены документы, подтверждающие его работу в течение полного навигационного периода в плавсоставе на судах речного флота, а также документально не подтвердил начало и окончание навигации. Однако в судебном заседании представитель ПФ с иском согласилась частично, признав доказанным факт работы истца полный навигационный период с продолжительностью полный календарный год в 1981 по 1996 года, за исключением 1984 года, когда Воронин В.М. обучался на курсах по подготовке капитанов-механиков. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 года» на основании Определения Верховного Суда РФ от 3 августа 2007 года по делу № 71-ВО7-9, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. Поскольку после навигации и перед навигацией истец использовал ежегодный оплачиваемый отпуск, получал резервную заработную плату в размере 80% от среднемесячной заработной платы при навигации, занимался ремонтными работами, необходимыми для отправки судна в плавание, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж и исчисление специального стажа необходимо проводить с учетом полного отработанного года в плавсоставе. Таким образом, спорные периоды работы истца в Иньвенском рейде в качестве рулевого моториста моторного катера, механика - пом. капитана с 16 марта 1981 года по 1990 год, с 1992 года по 1995 год, 1997 год подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. С доводами представителя пенсионного органа Сторожевой Е.И. о том, что в 1984 году истец отработал неполный навигационный период, а потому не подлежит включению в специальный стаж, суд не может согласиться, поскольку в навигационный период в1983 году истец работал рулевым мотористом моторного катера, в октябре этого же года был направлен на курсы капитанов - механиков, по окончании курсов в июне 1984 года был вновь направлен рулевым - мотористом моторного катера. Работа истца до направления на курсы осуществлялась в плавсоставе, прохождение курсов капитанов - механиков было необходимо для работы в плавсоставе, после прохождения курсов истец был вновь направлен на работу рулевым - мотористом моторного катера в плавсостав. В связи с прохождением курсов истец на 2 месяца позже приступил к работе в плавсоставе в период навигации, прохождение курсов было необходимо для работы в плавсоставе. При таких обстоятельствах период работы истца в плавсоставе в навигационный период в 1984 году подлежит включению в специальный стаж. С доводами представителя пенсионного органа о том, что в навигационный период в 1997 году истец не принимал участие, суд также не может согласиться, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что истец был включен в список комплектации экипажей судов АОЗТ Иньвенского КПСП на навигацию 1997 год. Согласно архивной справки по документам архивного фонда «Иньвенский рейд», лицевым счетам на выдачу заработной платы за 1986 - 2000 годы в 1997 году истец получал заработную плату как механик - пом. капитана. Отсутствие записи в трудовой книжке о переводе истца на данную должность не может служить основанием для отказа во включении данного периода работы в специальный стаж. Требования истца о включении периода работы с 17 ноября 1999 года по 28 апреля 2000 года - в качестве раскряжевщика древесины Иньвенского рейда в специальный стаж удовлетворению не подлежат, поскольку согласно записям трудовой книжки 17 ноября 1999 года истец был принят в МКУ раскряжевщиком древесины, однако согласно данным из архива приказом от 15 мая 2000 года истец уволен как сторож. Кроме этого, согласно архивной справки по документам архивного фонда «Иньвенский рейд», лицевым счетам на выдачу заработной платы за 1986 - 2000 годы в 1999-2000 годах истец получал заработную плату как кочегар. Таким образом, установить, работал ли истец в спорный период работы раскряжевщиком древесины и если работал, то какой период времени, не представляется возможным. При таких обстоятельствах данный период работы в специальный стаж истца включению не подлежит. Воронин В.М. обратился в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии 1 марта 2011 года, обладая специальным стажем не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах речного флота. Однако в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, пенсионный орган обязан назначить пенсию с момента достижения истцом указанного возраста, то есть с 11 марта 2011 года. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Включить в специальный стаж Воронина В.М., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота Иньвенского рейда периоды работы в качестве рулевого моториста, помощника механика - помощника капитана с 16 марта 1981 года по 1990 год, 1992-1995 годы, 1997 года. Обязать Управление ПФ РФ по Юсьвинскому району назначить Воронину Владимиру Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота с момента возникновения права - с 11 марта 2011 года. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения. Председательствующий: