Дело № 2-103/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Юсьвинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Кобелевой С.П. при секретаре Боталовой М.В., с участием помощника прокурора Быкариза М.И., рассмотрел в открытом судебном заседании 25 апреля 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Юсьвинского муниципального района, МУЗ «Майкорская участковая больница» незаконным, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Юсьвинского муниципального района и МУЗ «Майкорская участковая больница» незаконным, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника 14 ОГПН по КПО УГПН ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 МУЗ «Майкорская участковая больница» было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В феврале 2011 года отделением ГПН <адрес> была проведена проверка по исполнению данного предписания. В ходе проверки было установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено. По мнению прокурора, администрация района, как учредитель больницы, и руководство больницы не приняли меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, чем нарушили закон, просил суд обязать администрацию Юсьвинского муниципального района и руководство больницы устранить выявленные нарушения. В судебном заседании прокурор ФИО5 заявленные требования поддержал. Представитель администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 с требованиями прокурора не согласился, пояснил, что Майкорская участковая больница является самостоятельным юридическим лицом, учредителем больницы является администрация района, имущество больнице передано в оперативное управление, в своей деятельности руководствуется уставом, который предусматривает, что больница несет ответственность по своим обязательствам за нарушения налоговой и финансовой дисциплины в порядке, предусмотренном действующим законодательством. <адрес>, как учредитель, о необходимости выделения дополнительных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, была поставлена в известность в апреле 2010 года, когда главный врач больницы ФИО4 обратился с просьбой дополнительно профинансировать больницу в 2-3 квартале 2010 года для исполнения предписания госпожнадзора в общей сумме 1481230 рублей. Решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Юсьвинского муниципального района на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов», а именно ММУ «Юсьвинская ЦРБ» для исполнения предписания по устранению нарушений пожарной безопасности в сумме 942 160 рублей для МУЗ «Майкорская участковая больница». Бездействия со стороны администрации района по устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности не имеется. Исполняющая обязанности главного врача Майкорской участковой больницы ФИО6 с заявленными требования не согласилась, пояснила, что мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности согласно плана частично выполнены. В 1 квартале 2010 года за счет собственных лимитов выполнены мероприятия по обучению руководящего состава ППБ, приобретено оборудование первичных средств пожаротушения, изготовлены планы эвакуации. На выделенные денежные средства из бюджета района проведены ремонтные работы стационара и поликлиники, капитальный ремонт здания пищеблока, обустроена площадь для хранения дров и подъезда к пожводоему, проведен капитальный ремонт старого здания пищеблока. Бездействия со стороны медицинского учреждения по устранению нарушений требований пожарной безопасности не имеется. Выслушав прокурора, представителей администрации Юсьвинского муниципального района, Майкорской участковой больницы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника 14 ОГПН по КПО УГПН ГУ МЧС России по <адрес> ФИО2 МУЗ «Майкорская участковая больница» было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Проверку выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности планировалось провести в рамках внепланового мероприятия по надзору в 3 квартале 2010 года и в 1 квартале 2011 года. В феврале 2011 года отделением ГПН <адрес> была проведена проверка по исполнению данного предписания. В ходе проверки были выявлены факты невыполнения предписания, а именно не выполнены пункты №, 7, 27, 34, 53, 57, 75, о чем в марте 2011 года отделением ГПН <адрес> было сообщено прокуратуре района. В ходе судебного разбирательства было установлено, что после выявленных в декабре 2009 года нарушений требований пожарной безопасности и вынесения в адрес Майкорской участковой больницы предписания по устранению данных нарушений, главный врач больницы ФИО4 обратился в администрацию Юсьвинского муниципального района с просьбой дополнительно профинансировать больницу в 2-3 квартале 2010 года для исполнения предписания госпожнадзора в общей сумме 1481230 рублей. Данная просьба администрацией района была рассмотрена, ММУ «Юсьвинская ЦРБ», как главному распорядителю бюджетных средств, направляемых на здравоохранение в района, было поручено проверить обоснованность суммы, запрашиваемой главным врачом Майкорской УБ. При выезде в МУЗ «Майкорская участковая больница» в присутствии главного врача ФИО4 Результатом рассмотрения стал скорректированный план исполнения предписания по МУЗ «Майкорская участковая больница». Согласно данному плану для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимы денежные средства в сумме 942 160 рублей. Согласно пояснительной записке к проекту решения Земского собрания финансовым управлением администрации района было предложено в расходной части районного бюджета за счет остатка средств на счете районного бюджета увеличить бюджетные ассигнования на сумму 6423, 3 тыс. рублей, в том числе ММУ «Юсьвинская ЦРБ» для исполнения предписания по устранению нарушений пожарной безопасности в сумме 942 160 рублей для МУЗ «Майкорская участковая больница». Решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ данные предложения были удовлетворены, внесены изменения в решение Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Юсьвинского муниципального района на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов», выделены 942160 рублей согласно плану исполнения предписания. На основании данного решения внесены изменения в бюджетную смету ММУ «Юсьвинская центральная районная больница» как главного распорядителя средств бюджета, утверждены расходы на текущий год в сумме 942 160 рублей. Согласно Приложению № к Решению Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «Ведомственная структура расходов Юсьвинского муниципального района на 2010 года» ММУ «Юсьвинская центральная районная больница» для обеспечения деятельности подведомственного учреждения МУЗ «Майкорская участковая больница» распоряжается денежными средствами бюджета района в сумме 942160 рублей. Таким образом, бездействия со стороны администрации Юсьвинского муниципального района по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в МУЗ «Майкорская участковая больница» не усматривается. Доводы прокурора ФИО5 о том, что администрация района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязана осуществлять контроль за исполнением местного бюджета, а именно: правильностью использования субсидий, выделенных из бюджета муниципального района юридическим лицам, а потому должна была знать о нецелевом использовании Майкорской участковой больницей денежных средств, выделенных из бюджета района на устранение нарушений требований пожарной безопасности, суд находит несостоятельными. Постановлением главы Юсьвинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. ст. 157, 266 Бюджетного кодекса РФ возложено на финансовое управление администрации Юсьвинского муниципального района полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля, утверждено Положение о порядке организации муниципального финансового контроля в Юсьвинском муниципальном районе. Согласно данному Положению формами осуществления финансового контроля являются предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль. Методом осуществления последующего финансового контроля является проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Срок периодичности ревизий определяется один раз в 1, 5 года. Допускается назначение проведения ревизии с другим сроком периодичности в случае ликвидации и реорганизации учреждения, по поручению главы администрации муниципального района, начальника финансового управления или обращения правоохранительных органов. Оснований для назначения проведения ревизии с другим сроком периодичности не имелось. Кроме этого судом установлено, что на основании письма прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ специалистами контрольно-ревизионного отдела ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка целевого расходования средств Майкорской участковой больницей, выделенных Решением Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 942160 рублей на устранение нарушений по предписанию ГПН. В ходе проверки выявлено, что мероприятия по устранению нарушений ГПН согласно плану выполнены частично в размере 591974, 83 рублей, в том числе за счет дополнительно выделенных 495279, 61 рублей. Остаток средств в размере 446880, 39 рублей направлен на ремонтные работы стационара и поликлиники, не включенные в план, капитальный ремонт старого здания пищеблока, которое согласно предписанию ГПН подлежит сносу. Также при проверке было выявлено, что на дополнительно выделенные бюджетные средства приобретен гравий в количестве 700 тонн на сумму 252 000 рублей для обустройства площади для хранения дров и подъезда к пожводоему, находящиеся на территории больницы. Нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в использовании бюджетных средств на цели, не указанные в плане исполнения предписания, составляет 446880, 39 рублей. Таким образом, просьба главного врача Майкорской участковой больницы о выделении дополнительных средств из районного бюджета для исполнения предписания госпожнадзора администрацией района в установленном порядке и своевременно была рассмотрена, составлен скорректированный план исполнения предписания, выделены средства в сумме 942160 рублей. Однако часть выделенных средств Майкорской участковой больницей израсходована не по целевому назначению, в результате чего предписание госпожнадзора осталось неисполненным. Согласно Уставу Майкорской участковой больницы больница является самостоятельным юридическим лицом, несет ответственность по своим обязательствам за нарушения налоговой и финансовой дисциплины в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Одной из основных задач участковой больницы является соблюдение санитарных норм, правил установки оборудования и его эксплуатации, требований санитарно- гигиенического и противоэпидемического режимов, правил и норм техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности. На выполнение данной задачи учредителем были выделены денежные средства, часть которых больницей израсходована не по назначению без согласования с учредителем. Главный врач больницы решает по согласованию с учредителем все вопросы медицинского, финансово-хозяйственного и оперативного управления учреждением и несет ответственность за результаты своей деятельности. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт бездействия Майкорской участковой больницы по устранению нарушений требований пожарной безопасности нашел подтверждение в судебном заседании, поэтому требования прокурора в части признания бездействия Майкорской участковой больницы по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконными подлежат удовлетворению, в требованиях прокурору о признании бездействия администрации Юсьвинского муниципального района по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконными следует отказать, поскольку данный факт не нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие МУЗ «Майкорская участковая больница», выразившееся в не устранении нарушений требований пожарной безопасности в учреждении здравоохранения. Обязать МУЗ «Майкорская участковая больница» устранить в полном объеме нарушения требований пожарной безопасности в учреждении здравоохранения. <адрес> в удовлетворении заявленных требований о признании бездействия администрации Юсьвинского муниципального района незаконным отказать. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Юсьвинский районный суд в течение 10 дней с момента получения сторонами мотивированного решения. Председательствующий: С.П. Кобелева Копия верна Судья Юсьвинского районного суда: С.П. Кобелева