О возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности



Дело №*/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

* года п. Цаган Аман

Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Теблеева О.Ц.,

при секретаре Баталаевой С.Д.,

с участием помощника прокурора Юстинского района Республик Калмыкия Кичикова У.Д.,

ответчика представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения «*» п.Барун Юстинского района РК заведующей ФИО1,

ответчика представителя Администрации Юстинского районного муниципального образования РК заместителя главы АЮРМО РК председателя Управления образования, культуры, молодежной политики и спорта ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «*» п.Барун Юстинского района РК и к Администрации Юстинского районного муниципального образования РК о возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности,

установил:

Прокурор Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя следующим.

Прокуратура Юстинского района Республики Калмыкия проверила образовательные учреждения района о соблюдении закона Российской Федерации «Об образовании».

Проверкой установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун Юстинского района Республики Калмыкия являлось структурным подразделением муниципального образовательного учреждения «*» и имело право на осуществление образовательной деятельности в соответствии с лицензией серии * регистрационный номер * от * года.

* года истек срок действия вышеуказанной лицензии на право ведения образовательного процесса. Временного разрешения на осуществление образовательной деятельности муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун не имеет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун своевременно не осуществило лицензирование на образовательную деятельность, чем нарушило требования законодательства о лицензировании и образовании.

Из ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе создавать муниципальные учреждения и финансировать их.

Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения «*» Администрация ЮРМО является его учредителем. Полномочия Учредителя в части образовательной деятельности выполняет Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации Юстинского районного муниципального образования.

Просит суд возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун обязанность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности и обязать администрацию ЮРМО профинансировать расходы, связанные с получением лицензии на образовательную деятельность.

В судебном заседании помощник прокурора Кичиков У.Д. пояснил, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун не исполняет требования законодательства об образовании и лицензировании, а именно до сих пор не получило лицензию на осуществление образовательной деятельности. Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юстинского районного муниципального образования РК своевременно не проконтролировало получение лицензии детскими садами. Данное нарушение создает препятствие для реализации воспитанниками права на получение общедоступного дошкольного образования. Свои требования поддержал в полном объеме.

Представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения «*» п.Барун ФИО1 возражений против удовлетворения требований прокурора не имела и суду пояснила, что срок действия предыдущей лицензии истек 02 марта 2009 года. На сегодняшний день лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеется. Осуществление и инициирование решения вопроса по получению лицензии началось примерно в апреле 2009 года. Пакет документов в лицензирующий орган не отправлен, так как еще не собран. В настоящее время документы направлены в налоговую инспекцию для того, чтобы получить свидетельство о регистрации. Управление образования финансирует все расходы, связанные с получением необходимых документов.

В судебном заседании представитель Управления образования Администрации Юстинского районного муниципального образования ФИО3 пояснила, что не возражает против требований прокурора. Она, как заместитель главы администрации, курирует школьное и дошкольное образование. * года она подписала приказ * о возложении обязанности на начальника отдела образования ФИО2 проконтролировать до * года сбор документов для лицензирования детских садов. Согласно должностным обязанностям ФИО2 занималась контролем получения лицензии школами в 2004 году и в апреле 2009 года детскими садами. Она, как заместитель главы администрации, не проконтролировала выполнение ФИО2 приказа, так как у нее этого никто не требовал. Почему * года, когда истек срок лицензии на образовательную деятельность, детский сад п.Барун не имели новую лицензию, она не знает. Из-за отсутствия финансов в 2004 году лицензию получили одну на школу и сад. По закону одну лицензию на школу и сад нельзя было получать, поэтому в 2009 году детские сады отделили от школ. В апреле 2009 года детские сады стали оформляться как юридические лица. Почему на * года детские сады до сих пор не получили лицензию на образовательную деятельность, она не знает. Считает, что процесс сбора документов для получения лицензии долгий, организации своевременно не подписывают необходимые документы.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск прокурора законным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пп.15 п.2 ст.32 Федерального закона от 17.12.2009 года № 313-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат образовательные учреждения.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Пунктом 6 ст.ЗЗ Закона № 313-ФЗ установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. За предоставление лицензии на право ведения образовательной деятельности уплачивается государственная пошлина. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем.

В соответствии с пп.З п. 12 ст.ЗЗ Закона «Об образовании» в лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, указываются контрольные нормативы, предельная численность воспитанников, установленные для образовательного учреждения, срок действия лицензии.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобразования России № 2437 от 10 августа 2000 года «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности» документы на лицензирование образовательной деятельности учреждения представляют с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года. Период рассмотрения заявления - 20 дней со дня его подачи, а срок проведения экспертизы - 30 дней с момента создания комиссии. Решение о выдаче лицензии или отказе принимается лицензирующим органом не позднее 60 дней со дня подачи заявления.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 «Положение о лицензировании образовательной деятельности» лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем соискателя лицензии. Лицензия на новый срок выдается лицензиату в порядке, установленном настоящим Положением для ее получения. При этом заявление и прилагаемые к нему документы направляются в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно копии лицензии серии * регистрационный номер * * года муниципальное общеобразовательное учреждение «*» Юстинского района имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензия действительна по 02 марта 2009 года.

Из копии приложения * к лицензии серии А * следует, что структурное подразделение детский сад «*» муниципального общеобразовательного учреждения «*» Юстинского района имеет право ведения образовательной деятельности. Образовательная программа - «Дошкольное образование «Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией Васильевой». Уровень - общеобразовательная. Нормативный срок освоения - до 7 лет. Предельная численность воспитанников 20 человек. Реквизиты решения лицензирующего органа о выдаче лицензии - приказ МО РК от 01.04.2004 года № 309.

Согласно копии постановления главы администрации Юстинского районного муниципального образования РК от * года * утвержден Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «*» п.Барун Юстинского района РК.

Согласно копии Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «*» п.Барун от 2009 года полномочия Учредителя в части образовательной деятельности выполняет Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации ЮРМО. Организационно-правовая форма ДОУ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» является юридическим лицом, право на ведение образовательной деятельности возникают у него с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Из копии письма АЮРМО РК от * года следует, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун осуществляет образовательную деятельность, в детском саду зарегистрировано 30 детей. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун проходит лицензирование, документы направлены в МРИ ФНС, для получения свидетельства о регистрации и постановки на учет.

Как следует из копии приказа заместителя главы администрации ЮРМО председателя Управления образования, культуры, молодежной политики и спорта от * года * во исполнении приказа Министерства образования РК от * года * руководителям дошкольных образовательных учреждений руководствоваться в своей деятельности утвержденными лицензионными контрольными нормативами, подготовить документы для прохождения лицензирования дошкольных образовательных учреждений до * года, контроль исполнения данного приказа возложить на ФИО2, начальника отдела образования.

Из объяснительной заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением «*» п.Барун следует, что срок действия ранее выданной лицензии истек * года. Прокуратурой района было выявлено несоблюдение закона РФ «Об образовании». Отдел образования проводил совещание по вопросам подготовки к процессу лицензирования. * года был получен приказ * по начатию процесса осуществления лицензирования. Пакет документов в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии не отправлен. Проведение экспертизы по лицензированию учредителем не оплачены.

Из объяснительной директора Барунской средней школы следует, что в 2004 году детский сад был их структурным подразделением и имел также право на образовательную деятельность. * года срок действия лицензии истек. * года школа получила новую лицензию. * как структурное подразделение школы на этапе лицензирования не рассматривался.

Исследованные письменные материалы дела подтверждают, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» является образовательным и имеет юридическое лицо. * года истек срок действия лицензии на право ведения образовательного процесса.

Судом установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности является одним из основных ее условий.

Однако, несмотря на указанные требования закона, ответчик муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун до настоящего времени не получил лицензию на осуществление образовательной деятельности. Пакет документов для направления в лицензирующий орган на * года не собран. Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юстинского районного муниципального образования РК должным образом не проконтролировало получение своевременно лицензии детскими садами. Данное обстоятельство не отрицалось сторонами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что муниципальным дошкольным образовательным учреждением «*» п.Барун и Управлением образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юстинского районного муниципального образования РК нарушены требования Федерального закона от 17.12.2009 года № 313-ФЗ «Об образовании», Постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 «Положение о лицензировании образовательной деятельности» и Приказа Министерства образования России № 2437 от 10 августа 2000 года «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности» в части касающейся получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц о возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «*» п.Барун Юстинского района Республики Калмыкия получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Обязать Администрацию Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия профинансировать расходы, связанные с получением лицензии на образовательную деятельность муниципальным дошкольным образовательным учреждением «*» п.Барун Юстинского района Республики Калмыкия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня его вынесения через Юстинский районный суд.

Председательствующий судья: Теблеев О.Ц.