дело №*/2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Цаган-Аман * года
Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи - Басангова Н.А.,
при секретаре - Оконове П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта применения политических репрессий,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.
Его отец ФИО2, * года рождения, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР №115/144 от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образования Астраханской области в составе РСФСР» был выслан 28 декабря 1943 года из Калмыцкой АССР на спецпоселение в Красноярский край, где находился под административным надзором по март 1956 года. 19 ноября 1956 года в о/с Хакасский Усть-Абаканского раойна Красноярского края родился заявитель ФИО1 Он обратился в Информационный центр МВД РК с заявлением о признании его лицом, подвергшимся репрессиям и подлежащим реабилитации, но ему было отказано в выдаче справки о реабилитации по тем основаниям, что он родился после снятия с учета со спецпоселения. Заявитель ссылается на то, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956 года с репрессированных по национальному признаку калмыков были сняты не все ограничения, и право возвращаться в места, откуда они были высланы, предоставлено им только 09 января 1957 года, поэтому считает себя подвергшимся политическим репрессиям. Просит установить факт применения к нему политических репрессий по национальному признаку и обязать Министерство внутренних дел Республики Калмыкия выдать ему справку о реабилитации.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании свое заявление поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель МВД РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, предоставив суду отзыв на заявление, в котором говорится, что МВД РК с учетом требований закона не имеет возможности выдать справку о реабилитации указанной категории лиц в досудебном порядке. Просят суд рассмотреть заявление в отсутствие представителя МВД РК и направить в их адрес копию решения суда.
В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает требование ФИО1 подлежащим удовлетворению.
В соответствии с. ч.1 ст.264, ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. При этом суд устанавливает эти факты только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Статья 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года ликвидирована Калмыцкая АССР.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 декабря 1943 г. все калмыки, проживающие в Калмыцкой АССР и Ростовской области, выселены в Алтайский, Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР, принятым 17 марта 1956 г., калмыки, выселенные на спецпоселение в период Великой отечественной войны, сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора.
Данным Указом предусмотрено, что снятие ограничений по спецпоселению не дает права калмыкам возвращаться в места, откуда они были выселены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 г. восстановлена национальная автономия калмыцкого народа и была образована Калмыцкая автономная область в составе РСФСР. Кроме того, были признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1956 г. в части запрещения калмыкам возвращаться на прежнее место жительства.
Согласно копии паспорта, выданного Юстинским РОВД * года, ФИО1 родился * года в овцесовхозе Хакасский Усть-Абаканского района Красноярского края, зарегистрирован по адресу: Республика Калмыкия Юстинский район п.Цаган Аман ул.*,*.
Из свидетельства о рождении следует, что ФИО1 родился * года в овцесовхозе Хакасский Усть-Абаканского района Красноярского края, в графе «отец» указан ФИО2, в графе «мать» - ФИО3.
Из копии справки о реабилитации от * года следует, что ФИО2 в соответствии с Указом ПВС СССР №115/144 от 27.12.1943 г. «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» был подвергнут политическим репрессиям по национальному признаку «калмыки» и выселению в административном порядке из п.Цаган Аман Юстинского района Калмыцкой АССР в Красноярский край. Место спецпоселения с 1944 по 1946 год с/з Июс Ширинского района Красноярского края, с 1946 года по 1958 год - Усть-Абаканский район Красноряского края.
Согласно копии справки о сроках пребывания под надзором с ограничением прав и свобод от * года ФИО2, 1929 года рождения, находился под надзором спецкомендатуры органов внутренних дел СССР с * года по март 1956 года как политический выселенец по национальному (калмыки) признаку.
Из справок Цаганаманского СМО РК от * года следует, что ФИО1 проживает в п.Цаган Аман по ул.*, *. Имеет следующий состав семьи: супруга - ФИО4., сын ФИО5., дочь ФИО6
На основании Указа ПВС СССР от 17 марта 1956 г. калмыки в связи со снятием ограничений режимного поселения были освобождены из-под административного надзора. Однако действовавшим на момент рождения заявителя законодательством калмыкам было запрещено возвращаться в места их прежнего проживания, откуда они были выселены в декабре 1943 г.
Таким образом, ограничения по свободному передвижению лиц калмыцкой национальности были сохранены.
Данные ограничения существовали до 09 января 1757 г., и только с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», восстановившего государственность калмыцкого народа, калмыки получили право беспрепятственного выезда в места, откуда были незаконно депортированы в годы войны.
В силу ст.1 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку и на спецпоселение, а также иное ограничение прав и свобод лиц, признавшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти или должностными лицами, общественными организациями или органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии со ст. 1.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции ФЗ №26 от 09 февраля 2003 г.) подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Как установлено, заявитель ФИО1 родился в период нахождения его отца на спецпоселении в овцесовхозе Хакасский Усть-Абаканского района Красноярского края.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 января 1957 г. была образована Калмыцкая автономная область в составе Ставропольского края и калмыкам было представлено право возвращаться в места, откуда они были насильственно выселены.
Существовавшие до 09 января 1957 года законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности признаются судом как «иное ограничение прав и свобод лиц, признавшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам» и непосредственно затрагивали и права заявителя.
Данные ограничения носили политический характер, так как применялись государством в связи с признанием родителей заявителя социально опасным по национальному признаку.
Таким образом, в результате незаконных решений государственных органов конституционные права заявителя были существенно ущемлены, поэтому он должен быть признан репрессированным по политическим мотивам с вытекающими правовыми последствиями.
При таких данных суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования заявителя и считает его подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Заявление ФИО1 об установлении факта применения политических репрессий удовлетворить.
Установить факт применения политических репрессий в отношении ФИО1 и обязать Министерство внутренних дел Республики Калмыкия выдать ему справку о реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня его вынесения через Юстинский районный суд
Председательствующий судья H.A. Басангов