дело №2-207/2010 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.Цаган Аман 7 октября 2010 года Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи - Басангова Н.А., при секретаре - Оконове П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в выдаче субсидии на приобретение жилья, установил: ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим. В феврале 1994 года ему была передана в собственность квартира по <адрес> с жилой площадью 47,44 кв.м. В июне 2008 года в возрасте 82 лет он переоформил квартиру на своего сына, чтобы в случае ухода из жизни у него не возникло проблем. Осенью того же года он узнал, что ветеранам Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г., нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. 18 ноября 2008 года его поставили в общую очередь на получение жилья под №108. Весной 2010 года жилищная комиссия Цаганаманского СМО РК установила, что в его проживаемом доме отсутствуют канализация, горячая вода, и дала заключение, что он нуждается в благоустроенном жилье. В июне 2010 года с пакетом документов он обратился в Администрацию Юстинского РМО РК для получения субсидии на приобретение жилья. Решением межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК (далее межведомственная комиссия) ему как ветерану ВОВ на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья, поскольку он намерено совершил действия для ухудшения своего положения. С данным решением он не согласен и просит суд признать отказ незаконным и обязать межведомственную комиссию Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК включить его в список участников ВОВ 1941-1945 г.г. как получателя субсидии из средств федерального бюджета. В судебном заседании представитель ФИО4 требования, изложенные заявителем, уточнил, просил суд обязать межведомственную комиссию Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК включить ФИО1 в сводный список граждан-получателей субсидий и выплатить ему субсидию за счет средств федерального бюджета. ФИО4 пояснил, что он вместе с отцом проживает в указанном доме с 1976 года. После женитьбы в 1982 году в данном доме проживает его супруга с детьми. На момент подачи документов для выплаты субсидии в доме проживала семья из семи человек. Представитель межведомственной комиссии Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК ФИО2 в судебное заседание не явился. В представленном отзыве на заявление просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать. 11 июня 2008 года ФИО1 произвел сделку по переходу права на квартиру по адресу: <адрес>. 18 ноября 2008 года он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Цаганаманском СМО РК. В нарушение требований статьи 53 Жилищного кодекса РФ Цаганаманское СМО РК поставило ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ФИО1 намерено ухудшил свое жилищное положение, и потому ему отказали в выплате субсидии. Суд, выслушав представителя заявителя ФИО1, допросив свидетеля, исследовав отзыв на заявление и материалы дела, считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению. Часть 2 статьи 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ч. 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п.2 п.З настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года № 190 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, определенных ФЗ «О ветеранах», за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций. Указанным постановлением функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия. Согласно п. 6.3.25 постановления Правительства Республики Калмыкия от 18.12.2007 №461 «Об утверждении Положения об Агентстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республике Калмыкия» в полномочия Агентства входит обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. В силу положений ч.ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семей нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что 11 октября 2008 года в Цаганаманское СМО РК поступило заявление ФИО1 о постановке в очередь в качестве нуждающегося в жилой площади. 1 ноября 2008 года по его месту жительства выехала жилищная комиссия, по результатам проверки было вынесено заключение о том, что ФИО1 нуждается в улучшении жилищных условий, площадь дома не соответствовала количеству лиц, в нем проживающих. На момент проверки в доме проживало семь человек. Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК №78/30 от 3 сентября 2010 года и письму Администрации Юстинского РМО РК ФИО1 отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Из копии удостоверения серии 177750 от 5 декабря 2003 года следует, что ФИО1 является ветераном - участником Великой Отечественной войны. Из акта проверки жилищных условий следует, что комиссия проверила жилищные условия ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>. Занимаемое жилое помещение состоит из 4 комнат жилой площадью 47,54 кв.м. Благоустройств (водопровод, канализация, горячая вода) в доме нет. По итогам обследования вынесено заключение о том, что ФИО1 нуждается в благоустроенном жилье. Согласно справке ФИО1 состоит в общей очереди на получение жилья под №108 с 18 ноября 2008 года. Из копии договора на передачу жилого дома от 15 февраля 1994 года следует, что ФИО1 получил в собственность жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 86,24 кв.м., жилой 47,44 кв.м. В соответствие с договором дарения от 13 мая 2008 года ФИО1 подарил ФИО4 квартиру и земельный участок по адресу: <адрес>. Согласно техническому паспорту собственником жилого дома общей площадью 97,02 кв.м., жилой 47,54 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО4 В справке Цаганаманского СМО РК от ДД.ММ.ГГГГ значится, что по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают 5 человек: ФИО1, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Согласно копии свидетельства о смерти 1-ДУ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что в 1976 году ФИО1 получил жилой дом по <адрес>, в последующем данный дом он приватизировал. ДД.ММ.ГГГГ свой дом он подарил сыну ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ заявитель встал в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в дальнейшем, как ветеран - участник Великой Отечественной войны, с необходимым пакетом документов обратился за получением субсидии для улучшения своих жилищных условий. Межведомственная комиссия Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК отказала ему в выдаче субсидии. Отказ межведомственной комиссии Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК основывался на статье 53 Жилищного кодекса РФ и был мотивирован тем, что ФИО1 намерено ухудшил свои жилищные условия, а именно, подарил дом своему сыну, чтобы в дальнейшем встать в очередь для получения жилья. С данным выводом межведомственной комиссии суд согласиться не может по следующим основаниям. По сведениям Цаганаманского СМО РК учетная норма площади жилого помещения в п.Цаган Аман в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Из смысла семейного законодательства следует, что семья - это основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. ФИО1 в жилом доме по адресу: <адрес> проживает с 1976 года по настоящее время. В данном доме, на момент постановки в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, проживали еще шесть членов его семьи. За весь период совместного проживания ФИО1 поддерживают тесные семейные отношения, заботятся друг о друге, связаны моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой и заботой, ведут общее хозяйство. Данный факт подтверждается показаниями представителя заявителя, свидетеля, материалами дела. Согласно положениям ФЗ «О ветеранах» в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, участники ВОВ обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья 36 кв.м. на одного участника ВОВ. На момент постановки на учет, то есть в 2008 году, обеспеченность ФИО1 и членов его семьи необходимой площадью должна была составлять 144 кв.м., однако они проживали в жилом доме общей площадью 97,02 кв.м., жилой 47,54 кв.м. На основании изложенного суд считает, что ФИО1, оформив договор дарения жилого помещения в 2008 году в пользу своего сына, не преследовал цели ухудшения своих жилищных условий, поскольку до момента совершения сделки по передаче жилого дома он имел право на улучшении своих жилищных условий, поскольку проживал со своей семьей в жилом доме, общая площадь которого равна 97,02 кв.м, обеспеченность площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО1 равна 13,86 кв.м, то есть менее учетной нормы. В связи с отказом межведомственной комиссии ФИО1, являясь ветераном -участником Великой Отечественной войны, был лишен права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. Таким образом, заявленные требования ФИО1 подлежат удовлетворению. Межведомственная комиссия Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязана включить ФИО1 в список получателей субсидий, предусмотренный Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства РК от 26 мая 2006 года № 190, и выплатить субсидию за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.257, 258 ГПК РФ суд решил: Заявление ФИО1 о признании незаконным отказа межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в выдаче субсидии на приобретение жилья удовлетворить. Признать незаконным отказ межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в выдаче ФИО1 как участнику Великой Отечественной войны субсидии на улучшение жилищных условий. Обязать межведомственную комиссию по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия включить ФИО1 в сводный список граждан-получателей субсидий, предусмотренный Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 мая 2006 года №, и выплатить ему субсидию за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня его вынесения через Юстинский районный суд.