Дело № 2-281/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации23 сентября 2011 года п.Цаган Аман
Юстинский районный суд в составе:
председательствующего судьи Теблеева О.Ц.,
при секретаре Баталаевой С.Д.,
с участием заместителя прокурора Юстинского района РК Горяевой Д.Ц.,
истицы ФИО1,
представителя ответчика Администрации Юстинского районного муниципального образования РК юриста Администрации ФИО3, согласно доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представитель ответчика заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» ФИО5, согласно распоряжению главы Администрации ЮРМО от ДД.ММ.ГГГГ №-р,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» о восстановлении на работе,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» о восстановлении на работе, мотивируя тем, что с 4 июля 2008 года по 1 августа 2011 года работала в должности старшего воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» (далее МДОУ). Постановлением Главы администрации Юстинского РМО № 178 от 17 мая 2011 года было утверждено новое штатное расписание МДОУ с сокращением должности старшего воспитателя. На основании вышеуказанного Постановления приказом по МДОУ № 23 от 22 июля 2011 года она была уволена в связи с сокращением штатов с 1 августа 2011 года. Считает ее увольнение незаконным по следующим основаниям. Согласно ст.32 п.9 Закона «Об образовании» установление структуры управления ОУ, штатного расписания, входит в компетенцию образовательного учреждения. Штатное расписание МДОУ утверждалось Главой администрации Юстинского РМО, что является нарушением ФЗ «Об образовании». С 2006 года она является членом Профсоюза работников народного образования и науки. С 2006 года по 2009 год избиралась председателем Юстинской районной профсоюзной организации работников народного образования и науки РФ. С 2009 года является заместителем председателя Юстинской районной профсоюзной организации. В МДОУ имеется профсоюзная организация. Решая вопрос о ее увольнении, администрация не обращалась в профком с просьбой предоставить мотивированное мнение по поводу ее увольнения. Ее кандидатура на увольнение первичной профсоюзной организацией, Юстинской районной профсоюзной организацией не рассматривалась, и профсоюзный орган не давал своего письменного мотивированного мнения по поводу ее увольнения. Таким образом, администрация Юстинского РМО, администрация МДОУ нарушила установленный трудовым законодательством порядок увольнения работников в связи с сокращением штата работников. Просит суд: признать незаконным Постановление Главы Юстинского АЮРМО № 178 от 17 мая 2011 года; признать незаконным приказ по МДОУ «Детский сад «Алтн Булг» № 23 от 22 июля 2011 года; восстановить ее на работе в должности старшего воспитателя МДОУ «Детский сад «Алтн Булг».
В судебном заседании истица ФИО1 поддержала требования в полном объеме и пояснила, что, она не согласна с увольнением по сокращению. Штатное расписание МДОУ утвердил Глава администрации Юстинского РМО, что является нарушением ст.32 ФЗ «Об образовании». Штатное расписание составила ФИО2 - председатель Управления образования Администрации ЮРМО. С 2009 года она является заместителем председателя Юстинской районной профсоюзной организации. В МДОУ имеется профсоюзная организация. Администрация не обращалась в профком с просьбой предоставить мотивированное мнение по поводу ее увольнения. Ее не предупредили за 2 мес. до начала сокращения. Согласие на сокращение в письменном виде у нее спрашивали. Считает, что если она уволена с нарушением установленного порядка увольнения, то подлежит восстановлению на прежней работе.
В судебном заседании представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад «Алтн Булг» ФИО5 решение данного вопроса оставила на усмотрение суда, так как только вчера приступила к обязанностям.
В судебном заседании представитель ответчика юрист Администрации ЮРМО ФИО3 пояснил, что с иском в части признания незаконным Постановления Главы не согласен, так как Постановлением Главы администрации Юстинского РМО № 178 от 17 мая 2011 года было утверждено количество единиц в детском саду на 2011 год, так как Администрация является Учредителем дошкольного образования. Но ни о каком сокращении в Постановлении не говорится. Постановление Главы Администрации ЮРМО не говорит о том, чтобы заведующая детским садом провела сокращение.
В судебном заседании свидетель ФИО4 пояснила, что в настоящее время уволена с должности заведующей детского сада, но может пояснить по увольнению, так как она сократила должность старшего воспитателя. Она о сокращении ФИО1 за 2 мес. не предупредила, объяснения у нее не брала, а только в устной форме предложила должность логопеда на 0,5 ставки. ФИО1 в устной форме отказалась от этой ставки. Она сократила ФИО1 без мотивированного мнения профкома.
В судебном заседании свидетель Менкешева суду пояснила, что является председателем райкома профсоюза. ФИО1 26 октября 2009 годы была выбрана заместителем председателя по правовым вопросам. В состав райкома профсоюзов из детского сада входит также Ванькаева. Никакого обращения в райком профсоюза по поводу сокращения ФИО1 из детского сада не поступало. Профсоюз мотивированного мнения не давал.
Заместитель прокурора Юстинского района РК Горяева Д.Ц., давая заключение, пояснила, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, так как увольнение незаконно и необоснованно. Во-первых, из Устава ЮРМО следует, что Администрация ЮРМО решает вопросы структуры по муниципальному образованию. Но МДОУ Алтн Булг не является структурой Администрации, это самостоятельное юридическое лицо, самостоятельное образовательное учреждение. В соответствии со ст.32 ФЗ «Об образовании», п.5 ст.18 Устава Детского сада данное учреждение самостоятельно утверждает штатное расписание в пределах ассигнований. Администрация ЮРМО утверждает только сумму, лимиты, но не должности и их количество. Это прерогатива МДОУ. Глава Администрации ЮРМО издав Постановление «Об утверждении штатных расписаний структурных подразделений» нарушил свой Устав ЮРМО, Устав МДОУ и ФЗ «Об образовании». В связи с чем Постановление № 178 является незаконным. Кроме того, приказ № 23 от 22 июля 2011 года незаконен, так как при издании приказа Администрация МДОУ сослалась лишь на Постановлению Главы и Устав ЮРМО. Администрация МДОУ должна была руководствоваться ФЗ своим Уставом, то есть своим локальным нормативным актом. Кроме того, МДОУ нарушило ТК РФ ст.82, не сообщила истице о сокращении за 2 мес., не уведомили истицу, сократили без мотивированного мнения.
Суд, выслушав мнения сторон, заключение прокурора об удовлетворении иска, исследовав материалы дела, полагает, исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 4 части 3 статьи 32 Устава Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия вопросы структуры администрации муниципального образования, ее финансирования, порядка реорганизации, упразднения, ликвидации, другие вопросы регламентируются соответствующими положениями, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как видно из копии Постановления главы администрации ЮРМО № 178 от 17 мая 2011 года постановлено утвердить штатные расписания структурных подразделений администрации ЮРМО на 1 августа 2011 года: пункт 1 подпункт «и» ДОУ «Алтн-Булг» при администрации ЮРМО в количестве 30,5 штатных единиц.
Согласно копии штатного расписания на 2011 год по ДОУ «Алтн-Булг» при администрации ЮРМО, утвержденного 17 мая 2011 года № 178 Постановлением Главы администрации Юстинского РМО, нет должности старшего воспитателя.
Из копии штатного расписания на 2010 год по ДОУ «Алтн-Булг» при администрации ЮРМО, утвержденного 30.11.2009 года № 40 Решением Собрания депутатов Юстинского РМО, следует, что имеется 1 единица должности старший воспитатель.
Согласно выписке из книги приказов МДОУ «Алтн Булг» приказом от 22 июля 2011 года № 23 «О сокращении» на основании Постановления АЮРМО № 178 от 17 мая 2011 года, в соответствии с абзацем 4 ч.3 ст.32 Устава ЮРМО, приказано: сократить с 1 августа 2011 года ФИО1 – старшего воспитателя – 1 ставка.
Из копии Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» п.Цаган Аман следует, что в соответствии с пунктом 5.18. ДОУ устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) в соответствии с Коллективным договором ДОУ. Определяет виды и размеры надбавок, доплат, премий, другие выплаты стимулирующего характера в пределах выделяемых средств, а также штатное расписание.
Согласно ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся: установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
В соответствии с п.п. 9 п.2 ст.32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно устанавливает свое штатное расписание в пределах выделенных ему средств. Из этого следует, что образовательное учреждение при наличии производственной необходимости и финансовых возможностей вправе установить должность старшего воспитателя независимо от количества групп детей в детском саду.
Как видно из копии трудовой книжки серии АТ- II № ФИО1 имеет высшее образования, запись № приказом № от 07 июля 2008 года уволена в связи с переводом в МДОУ «Детский сад «Алтн Булг»; запись № приказом № п.2 от 04 июля 2008 года принята в порядке перевода старшим воспитателем с 14 июля 2008 года; запись № приказом № от 22 июля 2011 года уволена по ст.81 п.2 (о сокращении штата работников) ТК РФ с 1 августа 2011 года.
Из выписки из книги приказов МДОУ «Алтн Булг» ФИО1 в соответствии с приказом от 04.07.2008 года № принята на должность старшего воспитателя с оплатой по 13 разделу ЕТС.
Из копии членской книжки следует, что ФИО1 с 2006 года является членом Юстинского профсоюза работников народного образования и науки.
Согласно справке о заработной плате ФИО1 с января по июль 2011 года начислено 103587 руб. 71 коп. Среднемесячный доход с учетом удержаний 13196 руб. 39 коп.
Как видно из записки-расчета № о предоставлении отпуска от 2 августа 2011 года ФИО1 предоставлен отпуск с 01 августа 2011 года по 11 сентября 2011 года в течение 42 календарных дней, средний заработок 349 руб. 63 коп., сумма за отпуск 14684 руб. 46 коп.
Основанием увольнения истицы по приказу № от 22 июля 2011 года явилось Постановление главы администрации ЮРМО № от 17 мая 2011 года «Об утверждении штатных расписаний структурных подразделений Администрации ЮРМО на 2011 год».
Как видно из копии Постановления главы администрации ЮРМО № 178 от 17 мая 2011 года постановлено утвердить штатные расписания структурных подразделений администрации ЮРМО на 1 августа 2011 года: пункт 1 подпункт «и» ДОУ «Алтн-Булг» при администрации ЮРМО в количестве 30,5 штатных единиц.
Исковое требование о признании незаконным Постановления Главы Юстинского АЮРМО № 178 от 17 мая 2011 года подлежит отказу в удовлетворении. Данное постановление принято законно по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.60 Устава ЮРМО расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием договоров по данным вопросам.
В соответствии с абзацем 4 ч.3 ст.32 Устава ЮРМО глава Администрации может устанавливать количество единиц в структурных организациях.
Исковое требование истицы о признании незаконным приказа от 22.07.2011 года № 23 является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Согласно ст.82 Трудового кодекса РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
Согласно ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работника необходимо предупредить письменно и под расписку не позднее чем за два месяца до увольнения. В уведомлении указываются дата планируемого увольнения, перечисляются права работника и гарантии, предоставляемые в связи с увольнением. При этом работник имеет право перевода на другую работу, если такая работа есть в учреждении. При этом работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него, либо указать об отсутствии вакансий, что также должно быть отражено в уведомлении.
В соответствии со ст.373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
Таким образом, закон предоставил право организации устанавливать в коллективах не просто учет мнения выборного профсоюзного органа при увольнении, а обязанность работодателя запрашивать его согласие и следовать ему. Данное толкование вытекает из решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Приказ № 23 от 22 июля 2011 года муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» судом признается незаконным по следующим основаниям: заседание выборного органа первичной профсоюзной организации по указанному вопросу проведено не было, проект приказа об увольнении не направлен, мнение относительно увольнения истца выражено не было, не за требовано и объяснение истца, она не была предупреждена о сокращении письменно и под расписку не позднее чем за два месяца до увольнения.
В приказе № 23 от 22 июля 2011 года «О сокращении» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» не указано мотивированное мнение выборного профсоюзного органа. Работодателем не соблюдены требования закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора, когда это является обязательным.
Суд считает, что ответчик муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алтн Булг» грубо нарушила вышеуказанные нормы трудового законодательства.
Исковое требование истца ФИО1 о восстановлении на работе является обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным, и он подлежит восстановлению на работе.
Согласно п.60 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работник, уволенный с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что увольнение истца ФИО1 произведено без законных оснований и с нарушением установленного порядка.
В соответствии со ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации истец подлежит восстановлению в ранее занимаемой должности – старшего воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» с 1 августа 2011 года.
Согласно ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного увольнения.
В силу ч.2 ст.394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Согласно записке-расчету № 1267 МУ «Управление образования, культуры, молодежной политики и спорта АЮРМО РК» среднедневной заработок по должности воспитателя, с которой ФИО1 была уволена, составляет 349 руб. 63 коп. Зарплата с 1 августа 2011 года по 31 августа 2011 года составляет 9398 руб. 82 коп., зарплата с 1 сентября 2011 года по 23 сентября 2011 года – 7262 руб. 72 коп., итого зарплата с 1 августа 2011 года по 23 сентября 2011 года - 16 661 руб. 54 коп.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за весь период вынужденного прогула со дня увольнения с 1 августа 2011 года по день восстановления на работе 23 сентября 2011 года 16 661 руб. 54 коп.
В силу ст.396 Трудового кодекса РФ, ст.211 ГПК РФ решение о восстановлении на работе незаконного уволенного работника подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в федеральный бюджет. С учетом изложенного, на основании ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» о восстановлении на работе, удовлетворить частично.
Признать приказ по Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Алтн Булг» от 22 июля 2011 года № 23 «О сокращении» незаконным.
Восстановить ФИО1 в должности старшего воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» с 01 августа 2011 года.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» в пользу ФИО1 средний заработок за все время вынужденного прогула, начиная со дня незаконного увольнения (01 августа 2011 года) по день восстановления на работе в размере 16 661 (шестнадцать тысяч шестьсот шестьдесят один) руб. 54 коп.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Алтн Булг» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двести) руб.
Решение в части восстановления ФИО1 на работе подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия через Юстинский районный суд.
Председательствующий О.Ц. Теблеев