О возврате субсидии в доход республиканского и федерального бюджетов



Дело № 2-165/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года п. Цаган Аман

Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Джалкаева В.Б.,

при секретаре Цохоревой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агентства занятости населения и труда по Республике Калмыкия к ФИО1 о возврате субсидии в доход республиканского и федерального бюджетов,

у с т а н о в и л :

Агентство занятости населения и труда по Республике Калмыкия обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что 02 ноября 2012 г. в рамках программы реализации мер по поддержке рынка труда в Республике Калмыкия заключило с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор «О содействии развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан». На основании указанного договора и приказа -л от 02 ноября 2009 г. ответчику выделили финансовую помощь в размере 58800 рублей для занятия предпринимательской деятельностью в течение 12 месяцев. Проверкой использования субсидий, выделенных из бюджета Республики Калмыкия, установлено, что ответчик прекратил предпринимательскую деятельность до истечения предусмотренного договором срока 13 сентября 2010 года., в результате чего им нарушены условия заключенного договора. Просит суд взыскать с ФИО1 58800 рублей для последующего перечисления в доход республиканского и федерального бюджетов.

В судебном заседании представитель Агентства занятости населения и труда по Республике Калмыкия ФИО2 поддержал иск, настаивал на его удовлетворении.

Ответчик ФИО1 иск признал и пояснил, что предпринимательскую деятельность прекратил по незнанию.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рыке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Согласно п.1, п. 4 ч.1 ст.7.1. этого закона к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуги содействия самозанятости безработных граждан; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В силу п.п. 3, 16 Правил предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2009 года , субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральной службе по труду и занятости на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2009 года «О Программе реализации мер по поддержке рынка труда Республики Калмыкия в 2010 году» установлено, что задачи Программы будут реализовываться в 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Пунктом 3 Программы установлено, что безвозмездная субсидия, предоставленная гражданину на организацию развития малого предпринимательства и самозанятости, подлежат возврату в Агентство в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до истечения срока действия договора; гражданин обязан предоставить в Агентство отчет о расходовании безвозмездной субсидии с копиями подтверждающих документов и документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня заключения договора о предоставлении безвозмездной субсидии.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Как видно из материалов дела, ответчик был зарегистрирован в качестве безработного в ГУ «Центр занятости населения Юстинского района», 02 ноября 2009 г. с ФИО1 заключен договор о содействии самозанятости безработных граждан и стимулирование создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. По условиям договора Агентство обязалось оказать ФИО1 единовременную субсидию, ФИО1 обязуется организовать предпринимательскую деятельность по направлению «деятельность такси» и в течение 12 месяцев заниматься предпринимательской деятельностью, а в случае нарушения условий договора возвратить субсидию в Агентство (пункты 2.7, 2.8, 2.10, 2.10 Договора). Сторонами определено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных договором (п. 3.12 Договора). Заявкой на кассовый расхо<адрес> от 17 декабря 2010г. во исполнение приказа -л от 15 декабря 2010г. Агентство перечислило на банковский счет ФИО1 субсидию в размере 58800 рублей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

В качестве индивидуального предпринимателя ответчик зарегистрирован 26 октября 2009 г. (свидетельство серии 08 ).

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18 апреля 2012г. следует, что ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 13 сентября 2010 г., то есть до истечения предусмотренного договором 12-месячного срока.

Таким образом в судебном заседании установлено, что ответчик ФИО1 получив предоставленную Агентством субсидию, нарушил условия заключенного договора от 02 ноября 2009 г., прекратив осуществление предпринимательской деятельности до истечения установленного в договоре срока.

Доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, ответчиком не представлено.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если эти правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учётом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Устанавливая буквальное значение условия договора, сопоставляя это условие с другими условиями и смыслом договора в целом, суд приходит к выводу, что по условиям заключенного договора гражданин должен заниматься предпринимательской деятельностью не со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а со дня заключения договора, так как в соответствии с п.4.1. договора договор, и, следовательно, его условия о занятии предпринимательской деятельностью в течение 12 месяцев, вступает в силу с момента его подписания, то есть с 02 ноября 2009 г.

Это условие соотносится с условиями Программы реализации мер по поддержке рынка труда Республики Калмыкия, согласно которой гражданин обязан предоставить в Агентство отчет о расходовании безвозмездной субсидии с копиями подтверждающих документов и документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня заключения договора о предоставлении безвозмездной субсидии. Договор от 02 ноября 2009 г., как следует из его п.1.1., заключен в соответствии с указанной Программой.

С учетом изложенного требования представителя Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия о возврате субсидии в доход республиканского бюджета подлежат удовлетворению.

На основании норм Налогового кодекса РФ Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия, являясь государственным органом, освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании указанных норм, в связи с удовлетворением исковых требований государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина исходя из размера взыскиваемой суммы в размере 1964 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия субсидию в размере 58800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей 00 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1964 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение через Юстинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья

Юстинского районного суда: Джалкаев В.Б.