Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 августа 2010 года п. Юрья Кировской области
Юрьянский районный суд Кировской области в составе судьи Сурниной В.Г.,
при секретаре Чолак Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Юрьянского района Кировской области Суслова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Холкиной Прасковьи Степановны к главе администрации МО <адрес> городское поселение <адрес> о признании незаконным постановления главы администрации и обязании главы администрации поставить Холкину П.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У с т а н о в и л :
Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в Юрьянский районный суд Кировской области с заявлением в интересах Холкиной Прасковьи Степановны к главе администрации МО <адрес> городское поселение <адрес> о признании незаконным постановления главы администрации МО <адрес> городское поселение № 11 от 18.03.2010 г в части утверждения решения жилищно-бытовой комиссии от 18.03.2010г. по отказу Холкиной Прасковье Степановне в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании главы администрации поставить Холкину П.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
По мнению заявителя, данный отказ ограничивает права и льготы Холкиной П.С., как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, предусмотренные для инвалидов и участников войны Федеральным законом «О ветеранах» в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, как членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании прокурор требование поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Холкина П.С. в судебном заседании сослалась на то, что она имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку является вдовой инвалида Великой Отечественной войны А.. Она не состоит на учете на улучшение жилищных условий, не имеет собственного жилья, проживает одна в квартире, принадлежащей на праве собственности дочери. А в администрации <адрес> отказываются признать за нею право на обеспечение жилым помещением как вдовы инвалида Великой Отечественной войны.
Глава администрации МО <адрес> городское поселение <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен, сведений о причине неявки нет. В адрес суда поступило заявление от заместителя главы администрации МО <адрес> городское поселение <адрес> о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованных лиц. При наличии данных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Холкина П.С. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны (<данные изъяты>). 2 марта 2010г. она подала Главе МО <адрес> городское поселение заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (<данные изъяты>). В марте 2010г. ей было отказано в постановке на учет (<данные изъяты>).
В соответствии со ст.ст. 27, 40, 55 Конституции РФ каждый, кто законно находится на ее территории, имеет право выбирать место пребывания и жительства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 49 ЖК РФ : 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Согласно ст. 50 ЖК РФ : 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 51 ЖК РФ : 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся … членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся … членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Согласно ст. 52 ЖК РФ : 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. (ред. от 21.12.2009г.) «О ветеранах», ст.15 : 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ)
и в соответствии со ст. 14 указанного Закона : 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов установлено : 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30)
Так, федеральными законами "О ветеранах" (ст. 23.2) и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 28.2) установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 и ст. 28.2 указанных Федеральных законов).
Принятым во исполнение федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от 15 октября 2005 г. утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил).
ЗАКОНОМ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» от 4 мая 2007 года N 104-ЗО - статьей 3 предусмотрено : Жилые помещения предоставляются следующим категориям граждан, проживающим на территории области и признанным нуждающимися в жилых помещениях: … 4) участники Великой Отечественной войны;
Согласно ст. 4 Закона жилые помещения предоставляются:
2) категориям граждан, указанным в пунктах 3 - 5 статьи 3 настоящего Закона, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года;
Категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина, претендующего на предоставление жилого помещения.
В целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении (статья 5 Закона).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относящиеся к категориям, установленным статьей 3 настоящего Закона (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) (статья 6 Закона).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Законом Кировской области от 2 августа 2005 года N 349-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области" (статья 7 Закона).
Судом установлено следующее.
Холкина П.С. утверждала, что она имеет право на первоочередное обеспечение жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вдова инвалида Великой Отечественной войны, имеет право быть поставленной на учет как вдова инвалида Великой Отечественной войны, нуждающаяся в жилом помещении, для получения жилья.
Представленные Холкиной П.С. и прокурором в ее интересах доказательства достаточны, чтобы убедиться в том, что она имеет право на обеспечение жильем. В этом отношении суд принял во внимание следующие обстоятельства дела:
- квартира <адрес>, в которой проживает Холкина П.С., принадлежит на праве собственности У. - дочери Холкиной П.С. (<данные изъяты>), Холкина П.С. не имеет другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма (<данные изъяты>).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Холкина П.С. не является членом семьи собственника жилого помещения, что подтверждается показаниями свидетеля Х.. Она намерена состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Она не была признана нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании заявления о принятии на учет, поданного ею в соответствующий орган по месту своего жительства.
При таких обстоятельствах суд считает, что доказано право Холкиной П.С. на обеспечение жильем как нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы инвалида Великой Отечественной войны, доказано ее право быть поставленной на учет для получения жилья как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным заявление подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным постановление главы администрации МО <адрес> городское поселение <адрес> № 11 от 18.03.2010 г в части утверждения решения жилищно-бытовой комиссии от 18.03.2010г. по отказу Холкиной Прасковье Степановне в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать главу администрации МО <адрес> городское поселение <адрес> поставить на учет Холкину Прасковью Степановну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Стороны уплаты госпошлины в доход государства освободить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Сурнина В.Г.
Дат вынесения решения в окончательной форме- 17.08.2010г..
Судья: Сурнина В.Г.