Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2010 года п.г.т.Юрья
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
Судьи Шишкиной Н.И.
При секретаре Устюжаниновой И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чащиной Натальи Анатольевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании решения комиссии, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Чащина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании решения комиссии, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что она с заявлением обратилась к ответчику о назначении ей пенсии по ст.28 п.1.пп.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. Ответчик отказал ей в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, не включив с спецстаж курсы повышения квалификации, командировки, период отпуска по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 30 апреля 1993 г. и с 11 июня 1993 г. по 30 августа 1993 г., а также период работы в должности педагога дополнительного образования с 17 октября 2005 г. по 31 августа 2006 г. на 1 ставку, а с 01 сентября 2006 г. по 01 июля 2007 г. на 0,75 ставки.
Просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию курсы повышения квалификации, командировки, отпуск по уходу за ребенком и период работы в должности педагога дополнительного образования.
В судебном заседании истица поддержала иск по основаниям, указанным в заявлении, суду пояснила, что курсы повышения квалификации и командировки были непосредственно связаны с педагогической деятельностью, так как прохождение курсов повышения квалификации - это обязательное условие для дальнейшей работы в качестве педагога, командировки в основном были в творческие лаборатории по предмету биологии. Такие творческие лаборатории работали не по одному году, поэтому было много командировок. Также в командировки она ездила как директор школы, где проводились семинары и занятия. На период курсов повышения квалификации и командировок за нею сохранялась средняя заработная плата, так как и на курсы и в командировки ездила по приказам работодателя. Пояснила, что в школе был оборудован кабинет госздоровья, в штатном расписании не было должности для этой работы, поэтому было решено убрать должность педагога-психолога и ввести должность педагога дополнительного образования. В период работы педагогом дополнительного образования, она совмещала работу учителя биологии, но нагрузка составляла всего 14 часов вместо 18 часов.
Пояснила, что в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет она оформила с 10 февраля 1992 года, так как дочку родила ДД.ММ.ГГГГ. В отпуске находилась до 30 апреля 1993 года, затем ей был предоставлен очередной отпуск, который ею до декретного отпуска не был использован.
Представители ответчика Байбуровская Н.Г. и Ганебных Т.О. иск не признали, суду пояснили, что согласно Правил № 516,463,1067,781 курсы повышения квалификации и командировки не могут быть включены в специальный стаж, так как данные правила носят исчерпывающий перечень периодов, которые включаются в специальный стаж. Периоды отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж включаются только до 06 октября 1992 года. Должность педагога дополнительного образования не предусмотрена Списками № 781. Педагог дополнительного образования пользуется правом на досрочное пенсионное обеспечение только в учреждениях дополнительного образования детей, поименованных в п.2 Списка № 781. Кроме того в период работы педагогом дополнительного образования Чащина Н.А. вела уроки с неполной учебной нагрузкой. Совмещение в <данные изъяты> школе было в неоспариваемые периоды: в 2003-2004 учебный год и 2004-2005 учебный год, в 2005 году только месяц январь.
Свидетель К. суду пояснила, что работа истицы в должности педагога дополнительного образования с 2005 года включала в себя оздоровление детей, то есть это была непосредственно работа с детьми. Программа по оздоровлению детей являлась целевой школьной и утверждалась директором школы. Открытие оздоровительного кабинета было по муниципальной программе. Посещение данного кабинета не являлось обязательным, это делалось по заявлению родителей и по медицинским показаниям. Это являлось дополнительной услугой.
Выслушав стороны, заслушав свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск следует удовлетворить частично по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью пенсии)… но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
На основании ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Судом установлено, что истица в оспариваемые периоды работала и продолжает работать в МОУ СОШ № <адрес>. Работая в общеобразовательном учреждении, проходила курсы повышения квалификации, которые для истицы являются обязательным условием выполнения её профессиональной деятельности. Командировки также непосредственно связаны с профессиональной деятельностью истицы.
Поэтому суд считает, что курсы повышения квалификации и командировки подлежат включению в специальный стаж, дающий истице право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как они связаны непосредственно с её профессиональной деятельностью, являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком им возраста трех лет. С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в законную силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 КоЗТ РФ была изложена в новой редакции.
Установлено, что истица оформила отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 10 февраля 1992 года, то есть до 06 октября 1992 года. Поэтому отпуск по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 30 апреля 1993 г. подлежит включению в стаж работы по специальности, так как согласно акта № 16 от 31 мая 2010 года документальной проверки льготного стажа истицы, в июне, июле, августе 1993 года пособие по уходу за ребенком не выплачивалось. В период с 1 мая по 10 июня 1993 г. предоставлялся очередной отпуск на 35 рабочих дней.
Согласно п. 2 Списка № 781 педагог дополнительного образования пользуется правом на досрочное пенсионное обеспечение только в учреждениях дополнительного образования детей, поименованных в п.2 указанного Списка. Кроме того, в период с 07 ноября 2005 г. по 01 июля 2007 г. Чащина Н.А. вела уроки биологии с неполной учебной нагрузкой, что противоречит п.4 Правил № 781, которым предусмотрено, что в специальный стаж, начиная с 01 сентября 2000 г. включаются периоды работы при условии выполнения нормы рабочего времени (учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы учителя.
Поэтому период работы истицы в должности педагога дополнительного образования обоснованно ответчиком не включен в специальный стаж.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что истица на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, имела стаж 23 года 03 месяца 24 дня, в связи с чем право на назначение льготной пенсии на день обращения к ответчику с заявлением у истицы отсутствует.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Чащиной Натальи Анатольевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> об оспаривании решения комиссии, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Чащиной Наталье Анатольевне в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости следующие периоды: курсы повышения квалификации с 06 по 10 октября 1999 г., с 14 по 19 февраля 2000 г., 14 мая 2001 г., с 21 по 23 октября 2002 г., с 24 по 28 сентября 2007 г., с 03 по 21 апреля 2008 г., с 14 по 15 сентября 2009 г.; нахождение в командировках 19 января 1999 г., с 09 по 10 декабря 1999 г., с 02 по 03 февраля 2000 г., 10 апреля 2000 г., 02 июня 2000 г., с 28 по 30 сентября 2000 г., с 01 по 04 ноября 2000 г., 26 декабря 2000 г., 07 февраля 2001 г., 21 февраля 2001 г., с 05 по 06 апреля 2001 г., с 21 по 23 мая 2001 г., 26 сентября 2001 г., 05 ноября 2001 г., с 13 по 14 декабря 2001 г., 10 января 2002 г., с 07 по 08 февраля 2002 г., 14 февраля 2002 г., с 02 по 03 апреля 2002 г., с 20 по 24 января 2003 г., 02 марта 2006 г., 09 марта 2006 г., 27 апреля 2006 г., 26 октября 2006 г., 23 ноября 2006 г., 26 января 2007 г., 01 марта 2007 г., 13 марта 2007 г., с 19 по 21 апреля 2007 г., 07 мая 2007 г., 23 октября 2007 г., с 02 по 03 ноября 2007 г., с 20 по 22 августа 2008 г., с 14 по 16 октября 2008 г., с 03 по 04 февраля 2009 г., с 10 по 12 марта 2009 г., с 09 по 11 апреля 2009 г., 24 марта 2010 г., с 29 марта по 02 апреля 2010 г., 15 апреля 2010 г.; отпуск по уходу за ребенком с 06 октября 1992 г. по 30 апреля 1993 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 01 ноября 2010 года.
Судья Шишкина Н.И.