Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2010 года п.г.т.Юрья
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
Судьи Шишкиной Н.И.
При секретаре Устюжаниновой И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева Александра Ивановича к командиру войсковой части № и ФГ КЭУ «<данные изъяты>» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищного сертификата на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев А.И. обратился в суд с заявлением к командиру в\ч № и ФГ КЭУ «<данные изъяты>» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, указав, что он проходил службу в ВС РФ с августа 1976 г. по май 2004 г. в <адрес>. Уволен по достижению предельного возраста и пребывания на военной службе приказом командира в\ч № № 021 от 29 апреля 2004 года, а затем (в новой редакции) по состоянию здоровья приказом командира в\ч № № 035 от 04 июня 2004 г. Имеет выслугу в календарном исчислении 27 лет и 9 месяцев. По месту бывшей службы в <адрес> служебной жилой площадью обеспечен. Ни в каком другом месте ни он, ни члены его семьи жилой площади не имеют.
Постоянным местом жительства, после окончания военной службы им избрана <адрес>. Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, в апреле 2010 года он обратился к командиру в\ч № с рапортом о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жильем» на 2002-2010 годы, утвержденных вышеуказанным Постановлением.
09 июля 2010 года ему отказано во включении его в состав подпрограммы на основании п.п. «а» п.22 р.П Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Ему было пояснено, что отказали на основании того, что он не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с чем в июле 2010 года им был подан рапорт о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилья). Решением комиссии в\ч № от 02 сентября 2010 г. ему отказано из-за отсутствия нормативного акта, устанавливающего порядок реализации права военнослужащих, а также уволенных в запас на получение жилья по избранному месту жительства.
Считает отказ командира в\ч № незаконным и необоснованным, просит признать решения жилищной комиссии от 09 июля и 02 сентября 2010 года незаконными, признать его нуждающимся в получении жилого помещения. Обязать командира в\ч № включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Обязать начальника ФГ КЭУ «<данные изъяты>» включить его в автоматизированную систему военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. Обязать командира в\ч № и начальника ФГ КЭУ «<данные изъяты>» предоставить ему сертификат на приобретение жилого помещения в <адрес> на семью из пяти человек. Обязать командира в\ч № и начальника ФГ КЭУ «<данные изъяты>» предоставить жилищный сертификат вне очереди на основании п.12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 г. № 80.
Считает, что решения жилищной комиссии в\ч\ № незаконными, противоречащими действующему законодательству, нарушающими его конституционное право на жилище, препятствующими осуществлению жилищных прав на обеспечение жильем в связи с увольнением с военной службы по избранному месту жительства.
Представители в\ч № и «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. В адрес суда направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявленными требованиями не согласны.
При наличии данных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании Васильев А.И. иск поддержал по основаниям, указанным в заявлении, суду пояснил, что при увольнении был поставлен на очередь на получение жилья по линии МО РФ, поэтому считает себя нуждающимся в получении жилого помещения.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление следует удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст.ст.2,7,18 Конституции РФ права человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав гражданина - обязанность государства. Политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Права человека определяют деятельность всех органов, а также смысл, содержание и применение законов.
В соответствии со ст.ст.27,40 Конституции РФ каждый, кто законно находится на ее территории, имеет право выбирать место пребывания и жительства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. …гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ права человека могут быть ограничены федеральным законом в необходимой мере и в целях, указанных в Конституции РФ. Подобные ограничения установлены законами, регулирующими военную службу и статус военнослужащих.
Согласно ст.ст. 1 и 6 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами человека с некоторыми ограничениями, установленными законами. Право военнослужащих на свободу передвижения и выбор места жительства ограничено интересами боевой готовности воинских частей. В связи с особым характером обязанностей военнослужащих, им предоставляются компенсации. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте России или в другом государстве в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.32 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Министерство обороны в лице командиров частей обязуется соблюдать права военнослужащих и членов их семей, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством.
Таким образом, компенсацией ограничения прав на выбор места жительства в период военной службы является право военнослужащего на выбор любого места жительства после увольнения. Этому праву корреспондируют материальные и организационные обязанности Минобороны РФ в лице командиров частей обеспечить военнослужащего жильем по избранному им месту.
Согласно ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим- гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья по желанию военнослужащего -гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения помещения на семью в избранном после увольнения с военной служб места жительства в порядке, определяемом Правительством РФ,
В соответствии с п. 14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение той же категории военнослужащих жильем за счет средств федерального бюджета так же возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно ч.3 п.1 ст.23 вышеназванного Закона жилье военнослужащим предоставляется до увольнения, если они не согласятся на иной порядок. По желанию этих военнослужащих им выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение той же категории военнослужащих жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи сертификата, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, то есть Минобороны РФ в частности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно части 2 подпрограммы право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, … общая продолжительность войной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
По смыслу Жилищного кодекса и ФЗ «О статусе военнослужащих» право на получение сертификатов имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства (а не только те, которые не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами).
Из вышеуказанного следует, что даже при наличии жилья по последнему месту службы увольняемый военнослужащий, отвечающий указанным выше условиям, вправе быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному им месту и получить от Минобороны государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в том месте.
Из правовых норм, изложенных в главе 7 ЖК РФ, а также в Постановлении Правительства от 06 сентября 1998 г. № 1054, региональных и ведомственных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует правило: та организация, на которую законом возложена обязанность обеспечить гражданина жильем, наделена правомочиями в установленном порядке признать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и в дальнейшем контролировать правильность предоставления жилья.
Поскольку обеспечение увольняемых военнослужащих сертификатами для покупки жилья возложено на Минобороны РФ, вопрос о признании этих лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий в избранном месте находится в компетенции этого органа власти.
Из ФЗ «О статусе военнослужащих» (п.п.2и 14 ст.15,п.1ст.23) и Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (п.18) усматривается, что правомочиями по обеспечению сертификатами военнослужащих обладают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, то есть органы Минобороны РФ.
Согласно пунктов 1, 26-29, 35,37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ и Примерного положения о жилищных комиссиях (приложения № 1 и № 2 к Приказу Минобороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80) следует, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями решаются по месту прохождения ими военной службы. В целях правильного распределения жилых помещений в воинских частях создаются жилищные комиссии. Военнослужащие включаются в списки очередников на улучшение жилищных условий на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Из п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ и Примерного положения о жилищных комиссиях (приложения № 1 и № 2 к Приказу Минобороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80) следует, что список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов формируется совместно командиром воинской части и жилищной комиссией. Для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более и подлежащие увольнению с военной службы, подают в порядке подчиненности рапорт. Список кандидатов на получение сертификатов направляется на проверку и согласование в довольствующую квартирно-эксплуатационную часть района. Согласованные списки представляются командиром воинской части на утверждение в соединение (объединение) и им равные. Далее данный вопрос решается вышестоящими начальниками.
Анализ приведенных выше нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что жилье либо сертификат на его приобретение может быть предоставлен за счет Минобороны РФ лишь в том случае, если увольняемый военнослужащий и его семья не обеспечены жилой площадью по установленным нормам именно в избранном им месте жительства. Обязанность проверки его жилищных условий лежит на жилищной комиссии и командире части.
В судебном заседании установлено, что Васильев А.И. с августа 1976 г. по май 2004 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в войсковой части №, дислоцированной в <адрес>. Согласно справки МУП ЖКХ «<данные изъяты>» заявитель с семьей из пяти человек проживает в <адрес>. Общая площадь квартиры составляет 52,8 кв.м., жилая 29,9.
По данным <данные изъяты> филиала БТИ и Управления Федеральной регистрационной службы РФ по <адрес> заявитель и го семья жилья на праве собственности в <адрес> не имеют.
По данным Главного управления Федеральной регистрационной службы нижегородской области семья заявителя также не имеет жилья на праве собственности.
Из рапорта Васильева А.И. от 16 ноября 2003 г. года усматривается, что заявитель жильем по избранному месту жительства не обеспечен.
22 апреля 2010 г. истец обратился с заявлением о включении его в состав кандидатов на включение его в состав участников подпрограммы и выдаче ГЖС для приобретения жилья в <адрес>, решением жилищной комиссии в\ч № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ему отказано на основании п.п.»а» п.22 р.П Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
14 июля 2010 года Васильев А.И. обратился с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту в <адрес>. Решением жилищной комиссии в\ч № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ему отказано по причине отсутствия нормативной базы, устанавливающей порядок реализации права военнослужащего на получение жилья по избранному месту жительства, как и статуса предоставляемого жилья.
Судом установлено, что Васильев А.И. уволен с военной службы по состоянию здоровья имея общую продолжительность службы более 27 лет и 9 месяцев. В рапорте от 16 ноября 2003 года просил предоставить ему жилую площадь в <адрес> по избранному месту жительства. До настоящего времени жилая площадь по избранному месту жительства истцу не предоставлена. Обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, а также с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» - в обоих случаях получил отказ.
Согласно п.12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80, военнослужащие, общая продолжительность которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами…, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службы, состоянию здоровья… без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
В судебном заседании установлено, что Васильев А.И. в 2004 году уволен с военной службы по состоянию здоровья без предоставления жилого помещения и данный вопрос им не оспаривался в течение шести лет. На день рассмотрения искового заявления, данный пункт Инструкции на него не распространяется, так как в данном случае вне очередное предоставление жилого помещения связано с непосредственным увольнением: если жилье не предоставлено, то военнослужащий не может быть уволен.
Поэтому исковое заявление в части требования о предоставлении вне очереди сертификата на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства следует оставить без удовлетворения.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что факт необоснованного принятия решений, и утверждения их в последствии командиром в\ч №, об отказе истцу в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства и включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», нашел свое подтверждение. Поэтому заявление Васильева А.И. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Васильева А.И. к командиру войсковой части № и ФГ КЭУ «<данные изъяты>» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищного сертификата на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконными действия командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об отказе майору запаса Васильеву А.И. во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Признать Васильева А.И. нуждающимся в получении жилого помещения.
Обязать командира в\ч № включить майора запаса Васильева А.И. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Обязать начальника ФГ КЭУ «<данные изъяты>» включить майора запаса Васильева А.И. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Обязать командира в\ч № и начальника ФГ КЭУ «<данные изъяты>» предоставить майору запаса Васильеву А.И. государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в <адрес> на семью из пяти человек.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 07 ноября 2010 года.
Судья Шишкина Н.И.