З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 декабря 2010 года п. Юрья Кировской области
Юрьянский районный суд Кировской области в составе судьи Сурниной В.Г.,
при секретаре Кизиловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Савиных Марии Степановны к администрации МО «Юрьянское городское поселение» <адрес>
об обязании ответчика принять ее на учет в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан для получения жилья, как вдову участника Великой Отечественной войны,
У с т а н о в и л :
Савиных М.С. обратилась в суд с исковым заявлением об обязании администрации МО «Юрьянское городское поселение» <адрес> принять ее на учет как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требования истец сослалась на отказ администрации МО «Юрьянское городское поселение» в постановке ее на учет в очередь нуждающихся в жилых помещениях граждан. По мнению ответчика истец не предоставила документы, подтверждающие право стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец считает, что данный отказ администрации МО «Юрьянское городское поселение» ограничивает ее права и льготы, предусмотренные для участников войны и их вдов Федеральным законом "О ветеранах" в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, как участников Великой Отечественной войны, так и их вдов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца по доверенности - Вершинина Г.А. в интересах истца сослалась на то, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку является вдовой участника Великой Отечественной войны. Она не состоит на учете по улучшению жилищных условий, имеет не пригодное для проживания жилье в собственности, в силу чего проживает с марта 2008 г. у родственников- дочери (представителя по доверенности), которая в свою очередь может распорядиться принадлежащим ей на праве собственности жильем. Истец вынуждена была в марте 2008 года оставить квартиру в собственности по адресу : <адрес> по причине непригодности для проживания. О данном обстоятельстве свидетельствует заключении межведомственной комиссии. Тогда же дочь истца - доверитель поселила ее к себе в принадлежащую ей на праве собственности квартиру в <адрес>. Ответчик отказывается признать за истцом право на обеспечение жилым помещением как вдовы участника Великой Отечественной войны по причине отсутствия необходимых документов. При этом ответчик считает, что норма жилой площади на одного человека по ул. <адрес> соблюдена.
Представитель ответчика - администрации МО Юрьянское городское поселение <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, сведений о причине неявки в деле не имеется. При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. В 2010г. она подала Главе МО Юрьянское городское поселение заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 22.10.2010г. ей было отказано в постановке на учет.
В соответствии со ст.ст. 27, 40, 55 Конституции РФ каждый, кто законно находится на ее территории, имеет право выбирать место пребывания и жительства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище гражданам, указанным в законе, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 49 ЖК РФ : 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Согласно ст. 50 ЖК РФ : 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст. 51 ЖК РФ : 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся … членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся … членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Согласно ст. 52 ЖК РФ : 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. «О ветеранах», ст.15 : 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ)
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов установлено : 1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30)
Так, федеральными законами "О ветеранах" (ст. 23.2) и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 28.2) установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 и ст. 28.2 указанных Федеральных законов).
Принятым во исполнение федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от 15 октября 2005 г. утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правил).
ЗАКОНОМ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА» от 4 мая 2007 года N 104-ЗО - статьей 3 предусмотрено : Жилые помещения предоставляются следующим категориям граждан, проживающим на территории области и признанным нуждающимися в жилых помещениях: … 4) участники Великой Отечественной войны;
Согласно ст. 4 Закона жилые помещения предоставляются:
2) категориям граждан, указанным в пунктах 3 - 5 статьи 3 настоящего Закона, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года;
Категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина, претендующего на предоставление жилого помещения.
В целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении (статья 5 Закона).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относящиеся к категориям, установленным статьей 3 настоящего Закона (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) (статья 6 Закона).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании настоящего Закона, осуществляется в порядке, установленном Законом Кировской области от 2 августа 2005 года N 349-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области" (статья 7 Закона).
Судом установлено следующее.
Представитель истца утверждала, что истец имеет право на первоочередное обеспечение жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право быть поставленной на учет как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в жилом помещении, для получения жилья.
По мнению суда, истец в лице представителя сумел обосновать свою позицию.
Представленные истцом и ее представителем в ее интересах доказательства достаточны, чтобы убедиться в том, что она имеет право на обеспечение жильем. В этом отношении суд принял во внимание следующие обстоятельства дела:
- <адрес>, в которой проживает истец, принадлежит на праве собственности ее представителю Вершининой Г.А. - дочери истца. Истец имеет другое жилье в собственности по адресу : <адрес>, однако, по причине его непригодности для проживания истец с 2008 года в нем не проживает, а проживает у дочери - доверителя. О непригодности для проживания указанного жилого помещения свидетельствует акт № 61 от 11.10.2010г. межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации <адрес> от 30.03.2009г. № 91.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Истец намерена состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Она не была признана нуждающейся в жилом помещении, не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании заявления о принятии на учет, поданного ею в соответствующий орган по месту своего жительства.
При таких обстоятельствах суд считает, что доказано право истца на обеспечение жильем как нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны, доказано ее право быть поставленной на учет для получения жилья как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным заявление подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Савиных Марией Степановной право на обеспечение жильем как нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию МО «Юрьянское городское поселение» <адрес> принять Савиных Марию Степановну на учет для получения жилья как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Стороны уплаты госпошлины в доход государства освободить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кировский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, либо в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения, а ответчик вправе подать в суд, вынесший решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Судья: Сурнина В.Г.