Гр. дело 2-209/2011



Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года                                                                            п.г.т.Юрья

      Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

Судьи Шишкиной Н.И.

С участием пом.прокурора Юрьянского района Козловой Е.В.

При секретаре Перминовой Т.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Юрьянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Загарского сельского поселения,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Юрьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании бездействия администрации Загарского сельского поселения незаконным и понуждении к совершению определенных действий, указав, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства установлено, что администрацией Загарского сельского поселения нарушаются требования федерального законодательства в данной сфере.

       В обоснование своих требований ссылается на п.28 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором перечислены вопросы местного значения, в том числе создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

       Также приводит нормы ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» о полномочиях органов местного самоуправления по созданию условий развития малого и среднего предпринимательства. Указывая на то, что администрацией Загарского сельского поселения не исполняются следующие полномочия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства: 1) не сформирована и не осуществляется муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) не проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, не составляется прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования; 3) не образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, а также не определен нормативным правовым актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

        Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в невыполнении вышеизложенных полномочий, установленных федеральным законодательством, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства.

       Просит признать незаконным бездействие администрации Загарского сельского поселения, выразившееся в том, что органом местного самоуправления не сформирована и не осуществлена муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; не проводится анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, не составляется прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования; не образованы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, а также не определен нормативным правовым актом порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

       Обязать администрацию Загарского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; обеспечить проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, составлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования; образовать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, а также нормативным правовым актом определить порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

      Прокурор Козлова Е.В.поддержала заявление по основаниям, указанным в заявлении, суду пояснила, что районная муниципальная программа поддержки и развития малого предпринимательства не подразделяет мероприятия по муниципальным округам, в чем нуждаются предприниматели на местах может знать только глава поселения.

      Пояснила, что письменных заявлений и жалоб в адрес прокуратуры от субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с нарушением их прав не поступало.

      Представитель администрации Загарского сельского поселения глава администрации Хлыбов Н.Я. с заявлением не согласен, суду пояснил, что принятие каких-либо программ на территории сельского поселения решается представительным органом. На территории Загарского сельского поселения действительно не принята программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, так как такая программа принята на уровне района, её действие распространяется на всех, кто занимается предпринимательством на территории района. Согласно данной программе денежные средства выделяются из бюджета района, из областного бюджета. Администрация Загарского сельского поселения пыталась заложить в свой бюджет средства для развития малого предпринимательства, но с данной строкой бюджет не утвердили. Не согласен с тем, что они не помогают предпринимателям: за счет бюджетных средств проводят межевание земельных участков для предоставления лицам, которые имеют желание заняться своим бизнесом.

       Считает, что принимать такую программу на территории сельского поселения нецелесообразно, так как для того, чтобы данная программа работала эффективно нужны грамотные специалисты и финансовая основа, чего у них нет. Согласно районной программы любой предприниматель может обратиться за финансовой помощью, за юридической, за консультацией к специалистам. В районе этим занимается Управление экономики администрации района, Центр занятости населения, Фонд поддержки малого предпринимательства.

       Выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

       Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

       В силу п.28 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

       На основании пп. 1,2,5 ст.11 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства…. 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

      В судебном заседании установлено, что на территории Юрьянского района с 2007 года создан муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства, который осуществляет функции по содействию малого предпринимательства в МО «Юрьянский муниципальный район» на условиях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, областной и муниципальной программ поддержки предпринимательства, который финансируется из областного и районного бюджетов. На 2011 год постановлением администрации Юрьянского района № 290 от 24 сентября 2010 года утверждена муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Юрьянском районе». Данная программа действует на всей территории Юрьянского района, целью её является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории района.

     Исходя из положений ст.255 ГПК РФ к бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

     Прокурор в своем заявлении указывает, что бездействие органа местного самоуправления в невыполнении вышеуказанных полномочий, установленных федеральным законодательством, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

     При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

     Прокурор вышел в суд с заявлением в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть круг лиц определен - это субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории Загарского сельского поселения. Из этого следует, что если субъектами малого и среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели, прокурор обратился в суд в интересах значительного числа граждан, когда есть возможность указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.

     Из ст.ст.3,4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

     Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор не наделен полномочием обращаться с заявлением в интересах юридических лиц - хозяйствующих субъектов.

     Исходя из анализа норм вышеприведенных федеральных законов и Конституции РФ, следует, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют какие программы должны быть приняты на территории поселения исходя из целесообразности принятия их и исходя из финансового обеспечения. Установлено, что в районе имеется муниципальная программа по поддержке малого предпринимательства, которая действует на территории всего Юрьянского района, создан муниципальный Фонд поддержки малого предпринимательства, в который может обратиться любой субъект малого предпринимательства, независимо в каком поселении он проживает и находится его бизнес.

      Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что прокурором района не представлено суду доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства непринятием администрацией Загарского сельского поселения программы по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Также не представлено доказательств того, что в круг субъектов малого и среднего предпринимательства, в чьих интересах вышел в суд прокурора, не входят юридические лица.

      Поэтому заявление следует оставить без удовлетворения.

      Руководствуясь ст.ст.194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

                                                       Р Е Ш И Л:

     Заявление прокурора Юрьянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Загарского сельского поселения оставить без удовлетворения.

     На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 02 мая 2011 года.

                                   Судья                            Шишкина Н.И.