Гр. дело 2-373/2011



Дело № 2-373/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Юрья Кировской области                                            05 сентября 2011 года

      Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Марушевской Н.В.

при секретаре Кислицыной Т.И.

с участием заместителя прокурора Юрьянской районной прокуратуры Владимирской Л.М.

представителя ответчика Казаковой А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в защиту прав и законных интересов Трудовой О.Н. к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, отопление и освещение,

                                                УСТАНОВИЛ:

     Прокурор Юрьянского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Трудовой О.Н. обратился в суд с иском к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, отопление и освещение.

     В обоснование иска указал, что с 14 апреля 1993 года по настоящее время Трудова О.Н. работает в МБ ЛПУ «Юрьянская центральная районная больница» в должности <данные изъяты>. Согласно требованиям статьи 63 « Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.

    С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая, которая как указывалось выше, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

    Одновременно с ней введена ч.4-6, согласно которым меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ.

    Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации

    Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

    В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.

    Согласно ст.4 данного Закона размер частичной компенсации расходов в 2008 г. составлял - 137 рублей в месяц, в 2009 г., 2010 г. - 400 рублей в месяц, в 2011 году 460 рублей в месяц.

     Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением.

    В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

     За период с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года, когда истица должна была пользоваться мерами социальной поддержки, ей оплачено за наем жилья - <данные изъяты> руб., за отопление - <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб.

     В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 03 ноября 2004 года, истице начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за этот период в размере <данные изъяты> руб.

    Прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истца разницу между уплаченными денежными средствами и полученной компенсацией в размере <данные изъяты> рублей.

    В судебном заседании прокурор Владимирская Л.М. увеличила размер исковых требований и просила взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов за наем жилого помещения, отопление и освещение за период с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года в размере <данные изъяты> рублей.

     В судебное заседание истец Трудова О.Н. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее присутствия, с исковыми требованиями прокурора согласна.

     При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

    Представитель ответчика по доверенности Казакова А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В адрес суда направила отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, передавая федеральные полномочия на уровень местных бюджетов, законодатель с принятием этого решения, не определил размер компенсации. В настоящее время отсутствует правовое регулирование этого вопроса. С 01 января 2005 года администрация района исполняет государственные полномочия по предоставлению частичной компенсации медицинским работникам, работающим и проживающим в сельских поселениях и поселках городского типа в соответствии с Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-ЗО.

    Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ( в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

       Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4,5,6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

       Пункт 2 ст.153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

      Судом установлено, что до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения ответчиком не установлены.

       При этом, Закон Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 года, которым предусмотрены меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и вышедшим на пенсию и проживающих в сельских поселения или поселках городского типа, не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления.

    Доводы представителя ответчика об отсутствии у муниципального образования необходимых финансовых средств, не может повлечь нарушения прав медицинских работников, поскольку обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.

    Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст.ст.155,156,283 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абзац 3 п.1, п.3ст.86, ст.ст.129,135).

    Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования- за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

      Как следует из копии трудовой книжки, справки ( л.д. 10) Трудова О.Н. с 12 апреля 1993 года по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в МУЗ «Юрьянская центральная районная больница» ( с 20.06.2011 года в МБ ЛПУ «Юрьянская центральная районная больница»).

        МУЗ «Юрьянская центральная районная больница» согласно Уставу, учреждена администрацией муниципального образования «Юрьянский район» Кировской области, финансируется за счет средств районного бюджета на основе сметы.

     Поскольку заявитель является работником муниципального учреждения здравоохранения, администрация Юрьянского района является надлежащим ответчиком, поскольку ею не приняты меры социальной поддержки указанной категории граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Юрьянского района.

       Согласно представленного прокурором расчета, который ответчиком не оспаривается, размер компенсационной выплаты за указанный период составил за освещение <данные изъяты> руб., за отопление жилого помещения <данные изъяты> рублей, за наем <данные изъяты> руб. Истцом получена частичная компенсация расходов за период с 01.09.2008 года по 30.06.2011 года в размере <данные изъяты> рублей. Разница между уплаченными денежными средствами и полученной компенсацией составила <данные изъяты> руб.

       Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком мер правового регулирования по установлению льгот и компенсаций медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения находящихся на территории Юрьянского района, не принималось, при этом действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, поэтому исковые требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению.

В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

     Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в защиту прав и законных интересов Трудовой О.Н. к администрации Юрьянского района Кировской области удовлетворить.

    Взыскать с администрации Юрьянского района Кировской области в пользу Трудовой Ольги Николаевны за счет казны МО «Юрьянский район» Кировской области денежные средства в размере <данные изъяты>.

    На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья                                          Марушевская Н.В.