Гр. дело 2-315/2011



Дело № 2-315/2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Юрья Кировской области                                            04 августа 2011 года

      Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Марушевской Н.В.

при секретаре Кислицыной Т.И.

с участием истицы Семаковой Н.Г.

представителя ответчика Маракулиной Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семаковой Нины Георгиевны к администрации Юрьянского района о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии,

                                                УСТАНОВИЛ:

     Семакова А.Л. обратилась в суд с иском к администрации Юрьянского района о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии.

     В обоснование иска указала, что с 2005 года и по настоящее время она работает в МУЗ «Мурыгинская участковая больница» в должности <данные изъяты>. Согласно требованиям статьи 63 « Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом.

    С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая, которая как указывалось выше, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

    Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ.

    Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации

    Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

     Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 г. № 267-ЗО, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 ч.1 указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения.

     В соответствии со ст.4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. размер частичной компенсации расходов составляет 400 рублей, в 2007 г. составлял 117 рублей в месяц, в 2008 г. - 137 рублей в месяц, в 2009 г. - 400 рублей в месяц, в 2011 году 460 рублей в месяц.

     Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и её права.

     За период с 01 июля 2008 года по 01 июля 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление - <данные изъяты> руб., за электроэнергию <данные изъяты> руб..

     В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 03 ноября 2004 года, ей начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за этот период в размере <данные изъяты> руб.

     Просит взыскать с ответчика в её пользу разницу между уплаченными ею денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы.

     В судебном заседании истица Семакова Н.Г. иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Суду пояснила, что согласна с расчетом цены иска, представленным ответчиком, просит взыскать в ее пользу компенсацию расходов за освещение и отопление жилого помещения за период с 01.07.2008 года по 30.06.2011 года в размере <данные изъяты> руб.

    Представитель ответчика по доверенности Маракулина Т.А. в судебном заседании с исковыми требованиями в размере <данные изъяты> руб. согласилась. Одновременно в адрес суда направила отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, передавая федеральные полномочия на уровень местных бюджетов, законодатель с принятием этого решения, не определил размер компенсации. В настоящее время отсутствует надлежащее правовое регулирование этого вопроса. С 01 января 2005 года администрация района исполняет государственные полномочия по предоставлению частичной компенсации медицинским работникам, работающим и проживающим в сельских поселениях и поселках городского типа в соответствии с Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-ЗО. Кроме того, медицинским работникам должны возмещаться расходы за освещение, а не за потребленную электроэнергию.

    Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ( в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

       Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена ч. 4,5,6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

       Пункт 2 ст.153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

      Судом установлено, что до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения ответчиком не установлены.

       При этом, Закон Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 года, которым предусмотрены меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и вышедшим на пенсию и проживающих в сельских поселения или поселках городского типа, не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления.

    Доводы представителя ответчика об отсутствии у муниципального образования необходимых финансовых средств, не может повлечь нарушения прав медицинских работников.

     Исходя из положений ч.2 ст.15.1 ( в редакции ФЗ от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ) ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, …за счет доходов местных бюджетов.

    При недостаточности собственных источников финансирования по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, ответчик вправе истребовать денежные средства из бюджета субъекта РФ в порядке компенсации дополнительных расходов.

      Как следует из копии трудовой книжки ( <данные изъяты>) Семакова Н.Г. с 01.08.1992 года по 16.10.2005 года работала с должности <данные изъяты> в <адрес> амбулатории, с 17.10.2005 года по настоящее время работает в МУЗ «Мурыгинская участковая больница» в должности <данные изъяты>.

    МУЗ «Мурыгинская участковая больница» согласно Уставу, учреждена администрацией муниципального образования «Юрьянский район» Кировской области, финансируется за счет средств районного бюджета на основе сметы.

     Поскольку заявитель является работником муниципального учреждения здравоохранения, администрация Юрьянского района является надлежащим ответчиком, поскольку ею не приняты меры социальной поддержки указанной категории граждан.

Одновременно суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что возмещению подлежат расходы на освещение, а не за потребленную электроэнергию, поскольку указанные понятия не являются тождественными.

    Согласно СНИП 23-05-95 под понятием освещения предполагается искусственное и естественное освещение помещений. Согласно Правил технических электроустановок (п.1.2.5) под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией, которая может быть использована для бытовых нужд. Ранее законодательными актами не было предусмотрено и не гарантировалось право указанной категории граждан на бесплатное электроснабжение.

    Поэтому исковые требования в части взыскании расходов на электроснабжение подлежат удовлетворению исходя из нормативов потребления освещения, которые были установлены указанной категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года согласно распоряжению администрации Юрьянского района Кировской области от 23.03.1998 года № 233-р - 300 кв./ч в год, поскольку это не ухудшает положения медицинских работников, существовавшего до отмены ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

      За период с 01.07.2008 года по 30.06.2011 года расходы по освещению подлежат взысканию в размере <данные изъяты> руб. ( за 6 месяцев 2008 года - 150 квт/ч -<данные изъяты> руб.; за 2009 год -<данные изъяты> руб.; за 2010- <данные изъяты> руб., за 6 месяцев 2011 года -<данные изъяты> руб.)

      Согласно представленного ответчиком расчета, с которым истец согласился, размер компенсационной выплаты составил <данные изъяты> руб. за освещение, за отопление жилого помещения <данные изъяты> руб. Истицей получена частичная компенсация расходов за указанный период <данные изъяты> рубля. Разница между уплаченными денежными средствами и полученной компенсацией составила <данные изъяты> руб.

       Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком мер правового регулирования по установлению льгот и компенсаций медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения находящихся на территории Юрьянского района, не принималось, доказательств об обращении за предоставлением субвенций для финансирования льгот и компенсаций указанной категории граждан не представлено, поэтому исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.

    Согласно ст.98 ГПК РФ в стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Семаковой Нины Георгиевны к администрации Юрьянского района Кировской области удовлетворить.

    Взыскать с администрации Юрьянского района Кировской области в пользу Семаковой Нины Георгиевны за счет казны МО «Юрьянский район» Кировской области денежные средства в размере <данные изъяты> и расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.

    На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья                                          Марушевская Н.В.