Дело № 2-380/2011 РЕШЕНИЕ п. Юрья Кировской области 16 сентября 2011 года Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В. при секретаре Кизиловой Е.С. с участием истца Неклюдовой Е.П. представителя ответчика Маракулиной Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неклюдовой Екатерины Петровны к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление и освещение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Неклюдова Е.П. обратилась в суд с иском к администрации Юрьянского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление и освещение жилого помещения. В обоснование иска указала, что с 2004 года по настоящее время она работает в МБ ЛПУ «Юрьянская центральная больница» в пгт. Мурыгино в должности <данные изъяты>. Согласно требованиям статьи 63 « Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 г.) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанного учреждения пользовались этим правом. С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья населения граждан» был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая, которая как указывалось выше, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам устанавливаются Правительством РФ. Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации Меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 г. № 267-ЗО, в действующей редакции, в ст.2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в п.2 ч.1 указаны медицинские и фармацевтические работники учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст.4 данного Закона в редакции от 06 октября 2008 г. размер частичной компенсации расходов в 2008 г. составлял - 137 рублей в месяц, в 2009 г., 2010 г. - 400 рублей в месяц, в 2011 году 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и ее права. За период с 01 августа 2008 года до 01 августа 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ей оплачено за отопление - <данные изъяты> руб., за освещение согласно нормативу <данные изъяты> рублей В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 03 ноября 2004 года, ей начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за этот период в размере <данные изъяты> руб. Просит взыскать с ответчика в ее пользу разницу между уплаченными денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы. В судебном заседании истец Неклюдова Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика по доверенности Маракулина Т.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В адрес суда направила отзыв на исковое заявление, в котором указано, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, передавая федеральные полномочия на уровень местных бюджетов, законодатель с принятием этого решения, не определил размер компенсации. С 01 января 2005 года администрация района исполняет государственные полномочия по предоставлению частичной компенсации медицинским работникам, работающим и проживающим в сельских поселениях и поселках городского типа в соответствии с Законом Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-ЗО. Выслушав участников судебного разбирательства, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ( в редакции до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4,5,6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Пункт 2 ст.153 Закона № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Судом установлено, что до настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения ответчиком не установлены. При этом, Закон Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 года, которым предусмотрены меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и вышедшим на пенсию и проживающих в сельских поселения или поселках городского типа, не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Доводы представителя ответчика об отсутствии у муниципального образования необходимых финансовых средств, не может повлечь нарушения прав медицинских работников, поскольку обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств. Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст.ст.155,156,283 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы РФ. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абзац 3 п.1, п.3ст.86, ст.ст.129,135). Из приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования- за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Как следует из копии трудовой книжки ( <данные изъяты>,), справки ( <данные изъяты>) Неклюдова Е.П. с 03.12.2004 года по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в МУЗ «Мурыгинская участковая больница» ( с 20.06.2011 года в МБ ЛПУ «Юрьянская центральная районная больница»). МУЗ ««Мурыгинская участковая больница» ( с 20.06.2011 года в МБ ЛПУ «Юрьянская центральная районная больница») согласно Уставу, учреждена администрацией муниципального образования «Юрьянский район» Кировской области, финансируется за счет средств районного бюджета на основе сметы. Поскольку заявитель является работником муниципального учреждения здравоохранения, администрация Юрьянского района является надлежащим ответчиком, поскольку ею не приняты меры социальной поддержки указанной категории граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Юрьянского района. Согласно представленного истцом расчета, с которым ответчик согласился, размер компенсационной выплаты за указанный период составил <данные изъяты> руб. за освещение, за отопление жилого помещения <данные изъяты> рублей. Истцом получена частичная компенсация расходов за указанный период <данные изъяты> руб. Разница между уплаченными денежными средствами и полученной компенсацией составила <данные изъяты> руб. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком мер правового регулирования по установлению льгот и компенсаций медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения находящихся на территории Юрьянского района, не принималось, при этом действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, поэтому исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению. Согласно ст.98 ГПК РФ в стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Неклюдовой Екатерины Петровны к администрации Юрьянского района Кировской области удовлетворить. Взыскать с администрации Юрьянского района Кировской области в пользу Неклюдовой Екатерины Петровны за счет казны МО «Юрьянский район» Кировской области денежные средства в размере <данные изъяты> и расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>. На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Марушевская Н.В.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ