РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Юрья Кировской области 21 декабря 2011 года Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В. при секретаре Кислицыной Т.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюлькиной Веры Сергеевны к администрации ЗАТО Первомайский о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, У С Т А Н О В И Л: Тюлькина В.С. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО Первомайский о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и обязании предоставить субсидию по месту пребывания, указав, что она проживает с сыном по адресу: <адрес> по договору коммерческого найма от 11.05.2010 г. № 69. По данному адресу имеет временную регистрацию. Она имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что её ежемесячные расходы на оплату жилого помещения составляют более 22 процентов её дохода. Однако ответчик в предоставлении данной субсидии ей отказал на том основании, что по месту пребывания субсидия не предоставляется. Просит признать незаконным отказ ответчика от 14.11.2011 г. в предоставлении ей субсидии и обязать ответчика предоставить ей субсидию по месту пребывания с 01.12.2011 г. В судебном заседании истец иск поддержала по основаниям, изложенным в нём, отказалась от взыскания с ответчика государственной пошлины. Суду пояснила, что проживает по указанному адресу с 11 мая 2010 года по настоящее время. Ее ежемесячный доход состоит из пособия на ребенка одинокой матери и пособия уходу за ребенком до полутора лет. При этом размер коммунальных платежей за квартиру превышает 22 процента ее дохода. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его присутствия, в адрес суда направил отзыв, в котором просил в иске Тюлькиной В.С. отказать, поскольку субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги предоставляются гражданам по месту постоянного жительства, а не по месту пребывания. При наличии указанных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по представленным суду доказательствам. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 159 ЖК РФ, п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.12.2005 г. № 761 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона Кировской области от 17.09.2005 N 362-ЗО "Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения" областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере: 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи из трех и более человек; 21 квадратный метр - на одного члена семьи из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающего человека. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг право на субсидии имеют граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно ч. 3 ст. 159 ЖК РФ, п. 7 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением по заявлению гражданина. В судебном заседании установлено, что Тюлькина В.С. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 20.05.2010 г. по 10.04.2011 г, с 15.04.2010 г. по 10.04.2012 г. (<данные изъяты>) и проживает там по договору коммерческого найма. (<данные изъяты>). Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. Доход истицы в настоящее время состоит из пособия на ребенка одинокой матери <данные изъяты> рублей и пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет. (<данные изъяты>). Согласно карточкам нанимателя (<данные изъяты>) ежемесячные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истицы составляют <данные изъяты>., т.е. более 22 процентов максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из представленных суду доказательств. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица имеет право на предоставление субсидии. 14.11.2011 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии. Однако в предоставлении субсидии было отказано на том основании, что субсидия предоставляется гражданину, владеющему и пользующемуся жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, а Тюлькина В.С. зарегистрирована по месту пребывания. Данное решение нельзя признать законным по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Местом жительства гражданина, исходя из положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Исходя из положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами субъектов РФ. Учитывая, что истица владеет и пользуется указанным выше жилым помещением на основании договора коммерческого найма, по адресу этого жилого помещения она зарегистрирована, указанное жилое помещение является местом её постоянного жительства, по которому она оплачивает жилищно-коммунальные услуги, поэтому имеет право на получении субсидии на территории ЗАТО Первомайский. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что факт незаконного отказа в предоставлении Тюлькиной В.С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нашёл своё подтверждение. Поэтому исковое заявление подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации ЗАТО Первомайский Кировской области в предоставлении Тюлькиной Вере Сергеевне субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязать администрацию ЗАТО Первомайский предоставить Тюлькиной Вере Сергеевне субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания: <адрес> с 01 декабря 2011 г. На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Марушевская Н.В.