Дело № 2-464/2011 РЕШЕНИЕ п. Юрья Кировской области 29 ноября 2011 года Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В. с участием помощника прокурора Кировской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Бусловой Е.В. при секретаре Кислицыной Т.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц об обязании ЗАТО Первомайский Кировской области в лице администрации ЗАТО Первомайский Кировской области организовать обеспечение необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива, МУП ЖКХ «Теплосети» обеспечить наличие нормативного эксплуатационного запаса топлива, У С Т А Н О В И Л: Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ЗАТО Первомайский Кировской области, МУП ЖКХ «Теплосети», просил обязать администрацию организовать обеспечение нормативного эксплуатационного запаса топлива, а МУП ЖКХ «Теплосети» обеспечить наличие нормативного эксплуатационного запаса топлива-мазута на котельной в размере 1968 тонн в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 15, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, для чего должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива. Согласно п. 39 «Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной приказом Минэнерго России от 04.09.2008 года № 66, информационного письма Правительства Кировской области от 20.07.2009 года №7422-08-03, фонд топливных ресурсов для котельной, работающей на мазуте, должен обеспечивать бесперебойную работу котельной в течение 30 дней. Применительно для котельной, эксплуатируемой МУП ЖКХ «Теплосети», расположенной по адресу: <адрес> нормативный эксплуатационный запас топлива должен составлять не менее 1968 тонн. Фактически на момент прокурорской проверки 10 ноября 2011 года запас резервного топлива не заготовлен, основной запас топлива на котельной составил 450 тонн, что может создать угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жизни, здоровью и имуществу граждан,поскольку указанная котельная обеспечивает тепловой энергией многоквартирные дома и социально значимые объекты ЗАТО Первомайский. В судебном заседании помощник прокурора Буслова Е.В. исковые требования поддержала, по указанным основаниям. Суду пояснила, что в настоящее время имеющийся на котельной, эксплуатируемой МУП ЖКХ «Теплосети», нормативный эксплуатационный запас топлива не обеспечит бесперебойную работу котельной в течение 30 суток, данного запаса хватит лишь на 7 суток, что создает угрозу нарушения прав жителей п. Первомайский. Представитель ответчика администрации ЗАТО Первомайский Филиппова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку организация теплоснабжения населения в границах поселения не означает, что органы местного самоуправления должны сами осуществлять теплоснабжение населения. Для этих целей создаются муниципальные предприятия и учреждения, в данном случае МУП ЖКХ «Теплосети», которые и обязаны в соответствии с нормами законодательства обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей на территории городского округа ЗАТО Первомайский, и создавать нормативно-эксплуатационный запас топлива. По состоянию на 28.11.2011 года нормативный эксплуатационный запас топлива составил 419 тонн, в ближайшие дни ожидается поступление 240 т. и 420 т. мазута. Представитель МУП ЖКХ «Теплосети» Новоселов М.А. в судебном заседании иск прокурора признал в полном объеме, отсутствие нормативно-эксплуатационного запаса топлива на котельной мотивировал трудным финансовым положением предприятия, наличием задолженности перед поставщиками топлива, арестом расчетного счета службой судебных приставов, ростом цены мазута. Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.2, 18, 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав человека и гражданина в РФ гарантируется. Согласно п.51 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Часть 5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, п.9, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 г. содержит требование о том, что исполнитель обязан оказывать потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм. При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах необходимых потребителю. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 10 Устава ЗАТО Первомайский к полномочиям муниципального образования городской округ ЗАТО Первомайский относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Судом установлено, что согласно Уставу МУП «Теплосети» является юридическим лицом и осуществляет предоставление услуг по горячему водоснабжению и обеспечению тепловой энергией населения ЗАТО Первомайский Кировской области(п.2.1., п.2.2. и п.п. 2.2.1.) Из материалов дела следует, что котельная, эксплуатируемая МУП ЖКХ «Теплосети», расположенная по адресу: <адрес> обеспечивает тепловой энергией и горячей водой жителей п. Первомайский, а также социально-значимые объекты: <данные изъяты> Указанная котельная работает на жидком топливе- мазуте, поставляемом железнодорожным транспортом. В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 15, п. 39 «Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной приказом Минэнерго России от 04.09.2008 года № 66, МУП ЖКХ «Теплосети» обязано иметь нормативно-эксплуатационный запас топлива на 30 дней работы котельной в количестве 1968 тонн ( <данные изъяты>). Фактически на предприятии нормативный запас жидкого топлива составлял на момент проверки 450 т. ( <данные изъяты>), как пояснил представитель ответчика по состоянию на 28.11.2011 года 419 тонн. Следовательно, требования приведенных нормативных правовых актов и состояние нормативного эксплуатационного запаса топлива МУП ЖКХ «Теплосети» не соблюдается. Часть 1 ст.10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом ограничение или ущемление интересов других, в том числе физических лиц. Судом установлено и ответчиками не оспаривается, что МУП ЖКХ «Теплосети» занимает монопольное положение по предоставлению тепловой энергии по горячему водоснабжению и отоплению на рынке ЗАТО Первомайский Кировской области. Иные ресурсоснабжающие организации, которые могли бы производить и осуществлять продажу коммунальных ресурсов по горячей воде и тепловой энергии потребителям и социально-значимым объектам, отсутствуют. Таким образом, непринятие ответчиками мер по обеспечению наличия нормативно-эксплуатационного запаса топлива - мазута на котельной создает угрозу нарушения прав, интересов и жизнеобеспечения жителей п. Первомайский, может повлечь нарушения требований ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, привести к непредоставлению коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период отопительного сезона, и, как следствие к росту социальной напряженности среди населения и тяжким последствиям. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе и путем пресечения действий (бездействия), нарушающих право и создающих угрозу. Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор, выступая представителем неопределенного круга лиц, действуя в их интересах, правомерно обратился в суд с иском, его требования законны и справедливы, и поэтому иск подлежит удовлетворению. При этом доводы представителя ответчика Филипповой Ю.В. о том, что обязанность по организации обеспечения необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельной законом на администрацию не возложена, основаны на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению. В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об электроэнергетике» отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом установленным настоящим Федеральным законом особенностей… Обязанность по организации в границах городского округа надежного теплоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств. Таким образом, из данных правовых норм следует, что органы местного самоуправления, в целях недопущения нарушения прав, интересов жителей п. Первомайский, во избежание чрезвычайной ситуации и остановке работы котельной, обязаны контролировать и организовать обеспечение нормативно-эксплуатационного запаса топлива. Распоряжением Правительства Кировской области от 23 мая 2011 года № 115 « Об итогах прохождения отопительного сезона 2010/2011 года и организации сезонной подготовки объектов жизнеобеспечения области к работе в осенне-зимний период 2011/2012 года» главам администраций муниципальных районов и городских округов, ресурсоснабжающим предприятиям указано взять на контроль заготовку топлива и принять меры по обеспечению нормативных запасов топлива на котельных, отапливающих жилищный фонд и объектов социальной сферы муниципального образования; главам администраций городских округов области рекомендовано еженедельно осуществлять мониторинг заготовки топлива и его наличия с учетом создания нормативных запасов топлива. При таком положении, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о необоснованности заявленных требований прокурора. Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют суду сделать вывод о том, что определенный прокурором срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу для организации и создания нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельной соответствует принципу разумности. Судебные расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию с МУП ЖКХ «Теплосети» в доход государства согласно ст.103 ч.1 ГПК РФ, однако, в соответствии со ст.333.20 ч.2 НК РФ суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию госпошлины в доход государства, исходя из имущественного положения плательщика до 200 рублей. Ответчик -ЗАТО Первомайский Кировской области в силу п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождается. Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Кировской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАТО Первомайский Кировской области в лице администрации и к МУП ЖКХ «Теплосети» ЗАТО Первомайский удовлетворить. Обязать администрацию ЗАТО Первомайский Кировской области организовать обеспечение необходимого нормативного эксплуатационного запаса топлива в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МУП ЖКХ «Теплосети» ЗАТО Первомайский обеспечить наличие нормативного эксплуатационного запаса топлива - мазута на котельной в объеме 1968 тонн в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с МУП ЖКХ «Теплосети» ЗАТО Первомайский государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья Марушевская Н.В.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ