Дело № 2-206/2012 РЕШЕНИЕ п. Юрья Кировской области 24 мая 2012 года Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В., при секретаре Захаровой Н.А., с участием ст. помощника прокурора Юрьянского района Суслова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района в защиту неопределённого круга лиц к администрации Юрьянского района Кировской области о понуждении к приведению защитного сооружения в надлежащее состояние, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Юрьянского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Юрьянского района Кировской области о понуждении к приведению защитного сооружения в надлежащее состояние. Свои требования мотивировал тем, что на территории МО «Юрьянский район» по адресу: <адрес>, размещено противорадиационное укрытие (далее-ПРУ).Собственником указанного здания является МО «Юрьянский район». Согласно паспорту ПРУ № 4 <данные изъяты>. Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ( далее- Правила) требования которых должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (ЗО ГС) - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Согласно п.1.7-1.8, п.3.2.1. данных Правил готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают организации, на учете которых они находятся. В обязанности организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению. В ходе проведённой 04 мая 2012 года прокуратурой Юрьянского района проверки было установлено, что в нарушение указанных Правил не соблюдается сохранность укрытия, входов, выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизация и гидроизоляция всего сооружения. Так, в здании противорадиационного укрытия отсутствуют двери, а также съемные легкие экраны или щиты; имеющиеся окна (26 окон) представляют собой проемы, через которые осуществляется свободный доступ внутрь укрытия, окна закрыты клеенкой, которая повреждена в различных местах; отсутствует инженерно-техническое оборудование. На момент проверки отсутствуют предусмотренные паспортом ПРУ вентиляторы, система отопления (водяная от котельной базы), система энергоснабжения (центральная), система водоснабжения (водопровод). Здание отключено от электроснабжения. Стены и потолок обработаны штукатуркой. Потолок местами обсыпался, видна дранка. Кроме того, отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов. На здании указанного противорадиационного укрытия и около него отсутствуют какие-либо обозначения здания в качестве защитного сооружения и маршрутов движения укрываемых к нему; отсутствует обозначение порядкового номера укрытия. Не подготовлены расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); не назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним. Не выполнены мероприятия, предусмотренные по подготовке защитных сооружений к приему укрываемых: не проведена подготовка проходов к ЗС ГО, установка указателей и световых сигналов "Вход"; открытие всех входов для приема укрываемых; не проведено освобождение помещений от лишнего имущества и материалов; не проведена установка в помещении нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества, проверку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов; не проведено закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах; не проведено закрытие и герметизация воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий); не проведена проверка состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней; не проведена проверка работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; не проведена проверка убежища на герметичность; не проведена проверка наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды; не проведено переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия); не проведено проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО2 (до 0,5%) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий. В сооружении не вывешены сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов. Руководителем по данному объекту не установлено время на проведение указанных выше мероприятий. Несоблюдение ответчиком законодательства в области гражданской обороны нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с тем, что при эксплуатации противорадиационного укрытия в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасности пребывания укрываемых в противорадиационном укрытии, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени прокурор просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - произвести капитальный ремонт строительных конструкций и защитных устройств противорадиационного укрытия по адресу: <адрес>; - разработать документацию, предусмотренную п.3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583; - выполнить мероприятия, предусмотренные п.6.1.1., 6.1.2., 6.1.3., 6.2.1., 6.2.2., 6.2.4. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, установить руководителем по данному объекту время на проведение указанных пунктом 6.1.1. Правил выше мероприятий. В судебном заседании представитель прокуратуры Юрьянского района Суслов А.В. исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил установить срок для исполнения решения суда: полтора года с момента вступления в законную силу. Представители ответчика по доверенности Клабукова Т.В., Казакова А.П., Власихин В.А., не оспаривая факт нахождения ЗС ГО в ненадлежащем состоянии, суду пояснили, что здание столярного цеха, в котором расположено ПРУ имеет большой процент износа, для приведения его в пригодное для эксплуатации состояние согласно сметы требуется выделение из местного бюджета около 2,5 млн. руб. без учета инженерных коммуникаций. На 2012 год денежные средства на указанные цели в бюджете не заложены. Поэтому полагали, что предложенный прокурором срок для исполнения решения суда является разумным. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К мероприятиям по гражданской обороне относятся организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 утверждён Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны. Согласно п. 2, 4 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, противорадиационные укрытия, которые создаются для защиты работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления. В соответствии с п. 9 данного Порядка органы местного самоуправления на соответствующих территориях создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Согласно п. 1.2. требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ). В соответствии с п. 3.2.1 данных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. В силу п. 3.2.5 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему. Согласно п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационные схемы систем вентиляции, водоснабжения и канализации ЗС ГО; инструкции по технике безопасности при обслуживании оборудования, по использованию средств индивидуальной защиты, по противопожарной безопасности, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, список телефонов. Согласно п. 6.1.1 данных Правил мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают: подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход"; открытие всех входов для приема укрываемых; освобождение помещений от лишнего имущества и материалов; установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества; проверку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов; закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.); закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий); проверку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней; проверку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; проверку убежища на герметичность; проверку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды; переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия); проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО2 (до 0,5%) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий. В соответствии с п. 6.1.2 данных Правил на видных местах в сооружениях вывешиваются сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели помещений дизельных и фильтровентиляционных, мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов. В соответствии с п. 6.1.3 Правил время на проведение указанных выше мероприятий устанавливается руководителем объекта для каждого ЗС ГО в отдельности, однако оно не должно превышать времени, установленного проектом. Согласно п. 6.2.1 Правил все ПРУ подлежат обозначению, которое осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в убежище (ПРУ). В соответствии с п. 6.2.2 Правил на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения, для чего в соответствии с п. 6.2.4 должны быть подготовлены расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним. В судебном заседании установлено следующее. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Положению об администрации Юрьянского района Кировской области администрация Юрьянского района Кировской области является юридическим лицом, к компетенции которого согласно п. 2.1, 2.26 Положения относится осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (<данные изъяты>). Согласно инвентаризационной описи противорадиационных укрытий по состоянию на 01.07.2006 г. (<данные изъяты>) на территории МО «Юрьянский район» по адресу: <адрес>, размещено противорадиационное укрытие, собственником которого согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.12.2007 г. является МО «Юрьянский район». Как следует из информации главы администрации Юрьянского района на 03.10.2011 г. данное противорадиационное укрытие ограничено готово к приёму укрываемых, требует ремонта, в том числе: закладки оконных проёмов, монтаж инженерно-технического оборудования, герметичность ПРУ не обеспечена (<данные изъяты>). Согласно паспорту данного противорадиационного укрытия № 4 (<данные изъяты>) <данные изъяты>. Приведенные прокурором нарушения правил эксплуатации ЗС ГО, расположенного в <адрес> подтверждены актом проверки противорадиационного укрытия от 04.05.2012 г., фототаблицами к нему (<данные изъяты>). Сам факт наличия нарушений, перечень которых приведен прокурором, представителями ответчика не оспаривается. Таким образом, требования прокурора, заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей Юрьянского района Кировской области, которые имеют право на защиту от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при ведении военных действий являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд считает, что прокурором предложен разумный срок для исполнения решения суда, исходя из того объема работ, которые необходимо провести для приведения ПРУ в пригодное для эксплуатации состояние и возможности финансирования затрат на вышеуказанные мероприятия. В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области удовлетворить. Обязать администрацию Юрьянского района Кировской области в течение полутора лет со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт строительных конструкций и защитных устройств противорадиационного укрытия по адресу: <адрес>, для чего установить в здании защитно-герметические и герметические двери и ставни, съемные легкие экраны, щиты; провести герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения; установить инженерно-техническое оборудование, вентиляторы, систему отопления, систему энергоснабжения, систему водоснабжения; подключить здание к электроснабжению; оштукатурить стены и потолок здания. Обязать администрацию Юрьянского района в течение полутора лет со дня вступления решения суда в законную силу разработать документацию на противорадиационное укрытие по адресу: <адрес>, а именно: план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО; инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцию по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схему эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов. Обязать администрацию Юрьянского района в течение полутора лет со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, предусмотренные п.6.1.1., 6.1.2., 6.1.3., 6.2.1., 6.2.2., 6.2.4. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, для чего провести подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов "Вход"; открытие всех входов для приема укрываемых; провести освобождение помещений от лишнего имущества и материалов; провести установку в помещении нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества, проверку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов; провести закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах; провести закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий); провести проверку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней; провести проверку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; провести проверку убежища на герметичность; провести проверку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды; провести переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия); провести проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО2 (до 0,5%) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий; в сооружении вывесить сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов; установить руководителем по данному объекту время на проведение указанных пунктом 6.1.1. Правил выше мероприятий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня провозглашения с подачей жалобы через Юрьянский районный суд. Судья Марушевская Н.В.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ