Гр. дело 2-191/2012



Дело № 2-191/2012

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Юрья Кировской области                                               14 мая 2012 года

      Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Марушевской Н.В.,

с участием помощника прокурора Юрьянской районной прокуратуры Козловой Е.В.,

при секретаре Кизиловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской областив интересах неопределенного круга лиц к администрации Юрьянского района Кировской области о принятии мер по открытию 160 дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Юрьянского района с учетом потребностей населения,

У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Юрьянского района Кировской области о принятии мер по открытию 160 дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Юрьянского района Кировской области с учетом потребностей населения.

        В обоснование указывает, что на территории Юрьянского района функционирует 12 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений и 3 дошкольные группы при образовательных учреждениях, плановая наполняемость которых составляет 999 мест.

        Количество детей в возрасте от полутора до 4 лет, состоящих в очереди на предоставление мест в детских садах, составляет 245 человек, их них в <адрес> - 96 детей, в <адрес> - 111 детей, <адрес> -2 детей, <адрес> - 2 детей, <адрес> - 4 детей, <адрес> - 6 детей, <адрес> - 8 детей, <адрес> - 16 детей. Следовательно, количество мест в детских садах не обеспечивает потребностей населения.

       По решению Юрьянского районного суда от 2010 года администрацией Юрьянского района Кировской области из 142 мест открыты только 3 дошкольные группы на 57 мест. В остальной части решение суда не исполнено.

        Статья 43 Конституции РФ закрепляет за каждым право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

        На основании ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

        Согласно пункту 3 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (пункты 2,3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

        Пункт 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципальных районов относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

       Прокурор просит обязать ответчика принять меры по открытию дополнительно 160 мест в образовательных учреждениях для общедоступного дошкольного образования с учетом потребностей населения: в <адрес>- 66 мест, в <адрес>- 56 мест, в <адрес> - 2 места, в <адрес> - 2 места, в <адрес> 4 места, в <адрес> -6 мест, в <адрес> -8 мест, в <адрес> - 16 мест.

        В судебном заседании представитель прокуратуры Юрьянского района Козлова Е.В. уточнила исковые требования, просит обязать ответчика принять меры по открытию 185 дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях <адрес> : в. <адрес>- 72 места, в <адрес> -75 мест, в <адрес> - 2 места, в <адрес> - 2 места, в <адрес>- 4 места, в <адрес> -6 мест, в <адрес> -8 мест, в <адрес> - 16 мест в срок до 01 сентября 2013 года.

        Представитель ответчика Вылегжанина В.А. уточненные требования прокуратуры Юрьянского района признает, указывает, что администрация Юрьянского района Кировской области принимает меры к открытию дополнительных мест в детских садах Юрьянского района. В 2012 году будет проведена реконструкция здания детского сада «<данные изъяты>» <адрес>, что позволит создать 68 мест. В Правительство Кировской области, Департамент образования направлены письма с обоснованием необходимости выделения финансовых средств на строительство дошкольных образовательных учреждений в <адрес>, <адрес>, <адрес>. В <адрес> детям, стоящим в очереди в образовательное учреждение будут выделены путевки в детский сад при предоставлении медицинских заключений на разрешение посещения ими детского сада.

        Представители третьих лиц Савинова З.Н., Хлебникова Л.А., Ярополова Н.Г., Кудрявцева Н.А., Косолапова Г.Л., Мерлинкина И.М., Шайдурова С.И. считают требования прокурора подлежащими удовлетворению.     

        Представители МКДОУ детский сад «<данные изъяты>», МКДОУ детский сад «<данные изъяты>», МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их присутствия, с требованиями прокурора согласны.

       Представитель МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» Медведева Н.Н. ходатайствовала о рассмотрении дела без ее присутствия, с требованиями прокурора в отношении детского сада <адрес> не согласна, поскольку дети, стоящие в очереди в образовательное учреждение не имеют медицинского заключения на разрешение для посещения детского сада, при его предоставлении будут приняты в детский сад.

     Представитель МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

      При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Пункт 2 статьи 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Пункт 11 части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Пункт 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

       Как установлено в судебном заседании и материалами дела подтверждено ( <данные изъяты>) в Юрьянском районе Кировской области функционируют 12 дошкольных образовательных учреждений, а также открыто 5 дошкольных групп при общеобразовательных школах. Плановая наполняемость в совокупности составляет 999 мест.

       По состоянию на 19 апреля 2012 года, и на момент вынесения решения суда, как следует из объяснений представителя ответчика, очередь на предоставление места в детском саду составляет 245 человек. (<данные изъяты>)

Из вышеизложенного следует и не оспаривается сторонами вывод, что количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не обеспечивает потребность населения Юрьянского района в таких местах. Следовательно, нарушается конституционное право граждан Юрьянского района на общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно решению Юрьянского районного суда от 23.09.2010 года, администрация Юрьянского района в срок до 01 октября 2011 года обязана была принять меры по организации открытия 142 в образовательных учреждениях для дошкольного образования <адрес> и <адрес>.

Как следует из объяснений представителя ответчика по решению суда открыты дополнительно 6 мест в детских садах <адрес>, 76 мест в детских садах <адрес>. Остальные места для детей организованы по вариативной форме. Таким образом, решение суда от 23.09.2010 года исполнено частично.

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 10 ст. 8 Устава муниципального образования «Юрьянский район» Кировской области к вопросам местного значения района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории района.

        Пункт 2.12 Положения об администрации МО Юрьянский район организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района также относит к компетенции администрации района.

        При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

        При этом отсутствие медицинских заключений на разрешение посещения детского сада ( <адрес>), не является препятствием для выдачи путевок в дошкольное образовательное учреждение детям и снятии их с очереди.

Суд считает, что прокурором предложен разумный срок исполнения требования о принятии мер к открытию дополнительных мест в детских образовательных учреждениях Юрьянского района, исходя из запланированных мероприятий, в том числе по реконструкции здания детского сада «<данные изъяты>» и возможности финансирования затрат на вышеуказанные мероприятия.

        Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:                                                                                                                                

        Исковое заявление прокурора Юрьянского района Кировской области удовлетворить.

        Обязать администрацию Юрьянского района Кировской области принять меры по открытию 185 дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях Юрьянского района : в <адрес> - 72 места, в <адрес>- 75 мест, в <адрес> - 2 места, в <адрес> - 2 места, в <адрес>- 4 места, в <адрес> -6 мест, в <адрес> -8 мест, в <адрес> - 16 мест.

        Установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, до 01 сентября 2013 года.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня провозглашения с подачей жалобы через Юрьянский районный суд.

        Судья                                                                Н.В.Марушевская