Дело № 2-253/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Юрья Кировской области 29 июня 2012 года Юрьянский районный суд Кировской области в составе: председательствующей судьи Марушевской Н.В., с участием помощника прокурора Юрьянской районной прокуратуры Козловой Е.В., при секретаре Захаровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Сурманидзе М.М. об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Прокурор Юрьянского района Кировской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сурманидзе М.М. об устранении нарушений в области охраны окружающей среды. В обоснование требований указал, что прокуратурой Юрьянского района в период с 20 по 22 июня 2012 года проведена проверка деятельности ответчика в области охраны окружающей среды, которая показала следующее. Так, ИП Сурманидзе М.М. занимается производством пиломатериалов. В предпринимательской деятельности использует земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес>, в районе улиц <адрес>, на территории промзоны бывшего колхоза «<данные изъяты>», на котором находятся 1-этажное деревянного здания пилоцеха, деревянное (бревенчатое) административное здание, и дощаный сарай для готовой продукции. Административное здание отапливается при помощи печи, дымовая труба которой является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Однако в нарушение ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферу осуществляется ответчиком без специального разрешения. На территории, прилегающей к зданию пилоцеха и административному зданию, находится пиломатериал, древесные отходы, отработанные покрышки. Образующийся в ходе производственной деятельности древесный опил вывозиться ответчиком на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный в <данные изъяты> м западнее промплощадки. Данный участок для размещения отходов не оборудован, правоустанавливающих документов нет. Промплощадка не оборудована водопроводом и канализацией, системой сбора и очистки неорганизованных поверхностных (ливневых и талых) сточных вод, туалет с выгребной ямой, которая не вычищается. В результате производственной деятельности ответчика образуются или могут образоваться отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак при замене перегоревших ламп, аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом, масла автомобильные отработанные, отходы твёрдых производственных материалов, загрязнённые нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные замасленные фильтры), обтирочный материал, загрязнённый маслами, покрышки отработанные, мусор от бытовых помещений, древесная зола, лом чёрных металлов, остатки и огарки стальных сварочных электродов, абразивные круги отработанные, отходы древесины. В нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года инвентаризация образующихся отходов и объектов их размещения ответчиком не проведена, не подтвержденоотнесение к конкретному классу опасности следующих видов отходов: отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп, отработанных неповрежденных свинцовых аккумуляторов с неслитым электролитом, отработанных автомобильных масел, отработанных замасленных фильтров, отработанных пневматических шин, мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритый), не оформлены паспорта на эти виды отходов. У ИП Сурманидзе М.М. не представлены первичные документы по движению отходов, первичный учёт движения отходов по форме ОТХ-1 не налажен ни по одному виду отходов. Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2011 год ИП Сурманидзе М.М. в срок до 01.02.2012 в территориальное Управление Росприроднадзора не представлена, Инструкции по безопасному обращению с отходами I -IV класса опасности не представлены, не заключены договоры на передачу отходов. Работники, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, сам ответчик не обучены безопасному обращению с отходами I-IV класса опасности, у них отсутствуют свидетельства (сертификаты) на право работы с данными отходами. Осуществляя негативное воздействие на окружающую среду Сурманидзе М.М. не производил расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не осуществлял плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 и 4 кварталы 2011 года, 1 квартал 2012 года. Ответственное лицо за природоохранную работу приказом работодателя не назначено. Прокурор просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить указанные выше нарушения в области охраны окружающей среды. В судебном заседании представитель прокуратуры Юрьянского района Козлова Е.В. с учетом уточнения, иск подержала по основаниям, изложенным в заявлении. Истец Управление Росприроднадзора по Кировской области ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме. Ответчик Сурманидзе М.М. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласен. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» земля, леса и иная растительность, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух относятся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной деятельности. Исходя из требований ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. В силу ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Как следует из ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На такие отходы должен быть составлен паспорт. В соответствии со ст. 15 вышеуказанного Федерального закона лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Также обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Как следует из ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 утверждён Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который предусматривает взимание платы в том числе, за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; размещение отходов. Расчет платы должен производиться природопользователем самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 утвержден порядок заполнения и предоставления организациями расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. В судебном заседании установлено, что Сурманидзе М.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.04.2004 г., о чём внесена запись в ЕГРИП. Согласно Выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Сурманидзе М.М. является производство пиломатериалов, дополнительным - распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, оптовая торговля лесоматериалами и др. (<данные изъяты>). По договору аренды <№> от 01.01.2008 г. ответчику в аренду передан навес-склад, расположенный по адресу: <адрес> для использования под производственный цех деревообработки площадью <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты>). Право на земельный участок под зданием ответчиком не оформлено (<данные изъяты>). Приведенные прокурором нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования подтверждены актом осмотра территорий, сооружений, помещений и находящихся там вещей и документов от 20.06.2012 г., схемами и фототаблицами к нему (<данные изъяты>) и нашли отражение в справке главного специалиста отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Юрьянскому району КОГУ «Областной природоохранный центр» Ш***. ( <данные изъяты>). Указанные обстоятельства ответчиком в ходе проведения проверки и в настоящее время не оспариваются. Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор Юрьянского района Кировской области правомерно обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, его требования законны и справедливы, и поэтому иск, подлежит удовлетворению. Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют сделать вывод о том, что определенный прокурором срок для устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды - в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения, соответствует принципу разумности. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из требований п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение иска в суде в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Юрьянского района Кировской области к индивидуальному предпринимателю Сурманидзе М.М. удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Сурманидзе М.М. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в области охраны окружающей среды, для чего: - получить в установленном порядке специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников его деятельности, - ликвидировать несанкционированную свалку объемом 30 куб.м древесных отходов, расположенную в <данные изъяты> м западнее промплощадки ИП Сурманидзе на землях, ранее отводимых под производственную базу бывшего колхоза «<данные изъяты>», на площади <данные изъяты> кв.м, - провести инвентаризацию образующихся отходов и объектов их размещения, - подтвердить отнесение к конкретному классу опасности следующих видов отходов: отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп, отработанных неповрежденных свинцовых аккумуляторов с не слитым электролитом, отработанных автомобильных масел, отработанных замасленных фильтров, отработанных пневматических шин, мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), - оформить паспорта на следующие видов отходов: отработанные люминесцентные ртутьсодержащие лампы, отработанные неповрежденные свинцовые аккумуляторы с не слитым электролитом, отработанные автомобильные масла, отработанные замасленные фильтры, отработанные пневматические шины, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), -организовать документальный учет по движению отходов, первичный учёт движения отходов по форме ОТХ-1, - предоставить в территориальное Управление Росприроднадзора по Кировской области форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2011 год, - разработать инструкцию по безопасному обращению с отходами I -IV класса опасности, - организовать свое обучение и обучение работников, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, безопасному обращению с указанным отходами I-IV класса опасности, - в соответствии с составленными и согласованными расчетами внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 квартал 2011 года, 1 квартал 2012 года в доход Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по Кировской области, - назначить приказом ответственное лицо за природоохранную работу. Взыскать с индивидуального предпринимателя Сурманидзе М.М. в доход муниципального образования Юрьянский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня провозглашения с подачей жалобы через Юрьянский районный суд. Судья Н.В. Марушевская