Дело № 2-156/2010
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
07 июля 2010 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелехина А.С.,
при секретаре Епишиной Н.А., с участием
представителя процессуального истца старшего помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г.,
истца Перебатовой Е.П.,
представителя ответчика бухгалтера Штейниковой Л.Л. муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов Перебатовой Елены Петровны к муниципальному учреждению здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница», о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Прокурор Юрлинского района обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика в пользу Перебатовой Е.П. 15204, 39 рубля, указывая следующее. Перебатова Е.П. на основании трудового договора работает в МУЗ «Юрлинская центральная районная больница» санитаркой хирургического отделения. Из договора следует, что ее заработная плата состоит из должностного оклада размером в 1741 рубль, уральского коэффициента в размере 15 %, начислений 100% за работу в ночное время, 100% оплата праздничных и 15% оплата за работу с вредными условиями труда. Кроме того, согласно представленных документов Пербатовой Е.П. ежемесячно начисляется и выплачивается надбавка в размере 30% за непрерывный стаж работы.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст.133 ТК РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систем доплат и надбавок стимулирующего характера.
В соответствии с вышеуказанными требованиями закона именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов, базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью выработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст.133 ТК РФ так же без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.
При проверке начисления заработной платы Перебатовой Е.П. с 1 января 2010 года по апрель 2010 года включительно установлено, что они произведены с нарушением требований трудового законодательства РФ - при полной отработке месячной нормы рабочего времени заработная плата в пределах МРОТ рассчитывалась с учетом районного коэффициента, а также других компенсационных выплат.
Прокурор Юрлинского района просит взыскать с ответчика в пользу Перебатовой Е.П. за период с января 2010 года по апрель 2010 года 15 204, 39 рублей.
В судебном заседании истец в лице его представителя Гордеевой Н.Г. на требованиях заявления настаивает по изложенным в нем основаниям.
Истец Перебатова Е.П. требования заявления прокурора поддержала по изложенным в нем основаниям, с представленными расчетами согласна.
Представитель ответчика Штейникова Л.Л. суду заявила о непризнании исковых требований, пояснила, что всем работникам заработную плату выплачивают не ниже 4300 рублей.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Перебатова Е.П. состоит в трудовых отношениях с муниципальным учреждением здравоохранения «Юрлинскиая центральная районная больница» с 19 ноября 2008 года, в течение всего времени работает санитаркой хирургического отделения.
Приведенные обстоятельства установлены из трудового договора между работодателем и Перебатовой Е.П., датированным 19 ноября 2008 года. В соответствии с данным договором размер заработной платы Перебатовой Е.П. состоит из тарифной ставки (должностного оклада) 1741 руб., районного коэффициента в размере 15 %, 100 % ночных, 100 % праздничных и 15 % за вредность.
Обозначено в трудовом договоре подтверждено лицевыми счетами за период с января по апрель 2010 года.
Данное обстоятельство противоречит положениям трудового законодательства, в том числе, ст.133 ТК РФ (минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда) и ст. 129 ТК РФ, которая определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работы в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из совокупности приведенных норм следует, что размер должностного оклада, определяющего месячную заработную плату работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст.133 Трудового кодекса, без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Основные принципы правового регулирования трудовых правоотношений, закрепленные в ст.2 ТК РФ, предусматривают гарантированное обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Таким образом, минимальный должностной оклад работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2009 года установлен в 4 330 рублей.
Из выше приведенных положений следует также, что компенсационные выплаты начисляются сверх минимального размера оплаты труда.
Санитарке Перебатовой Е.П. установлена компенсационная выплата за вредность в размере 15 % от тарифной ставки (должностного оклада), 100 % надбавка за ночные смены, 100 % надбавка за работу в праздничные дни. Это следует из содержания трудового договора.
Разрешая требование о взыскании районного коэффициента, суд приходит к следующему.
Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п.5 раздела 3 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 декабря 2009 года обязательными для применения на территории Российской Федерации являются, в числе прочего, размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных ставок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ.
Для принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями применяются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего Союза ССР.
Постановлением от 2 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих», утвержденным Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секреториатом ВЦСПС введены районные коэффициенты в размере 1, 15 в районах и городах Пермской области.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональную надбавку.
Таким образом, (применительно к рассматриваемому иску) законодательно установлено начисление районного коэффициента на сумму должностного оклада и доплаты за вредность, ночные и праздничные.
Довод ответчика о том, что районный коэффициент включается в сумму 4330 рублей - минимальный размер оплаты труда, противоречит приведенным выше нормам права, устанавливающим порядок его начисления. Поскольку содержание заработной платы представляет совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, оплата труда по выполнению простых работ в особых климатических условиях без учета установленного для данной территории районного коэффициента не соответствует основным принципам правового регулирования трудовых правоотношений и нарушает право работника на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца, и подлежащим взысканию за четыре месяца (с января по апрель 2010 года) 15204,39 рублей в соответствии с представленным расчетом.
Представленные стороной ответчика письмо от 24 февраля 2009 года № СЭД-20-08-22 аппарата правительства Пермского края «О разъяснении по применению районного коэффициента» в противоречии с выводами суда не находятся.
Суд находит целесообразным производить взыскания с муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» за вычетом налогов, предусмотренных действующим налоговым законодательством, поскольку данное учреждение является налоговым агентом - лицом, на которое Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст.24 НК РФ).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» в пользу Перебатовой Елены Петровны 15 204 (пятнадцать тысяч двести четыре) рубля 39 копеек за вычетом налогов в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение десяти дней.
Судья Юрлинского районного суда А.С. Мелехин