о взыскании заработной платы в пользу Большаковой Н.В.



№2-149/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

19 августа 2010 года

Федеральный Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

при секретаре Мелехиной Е.А., с участием

представителя процессуального истца - заместителя прокурора Юрлинского района Бурда Е.Ю.

истца Большаковой Н.В.,

представителя ответчика - муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» - Ташкиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов Большаковой Надежды Владимировны к муниципальному учреждению здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» о взыскании заработной платы,

установил:

прокурор обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика в пользу Большаковой Н.В. 6 592, 23 рублей, указывая следующее. Большакова Н.В. на основании трудового договора работает в МУЗ «Юрлинская ЦРБ» санитаркой. Из договора следует, что ее заработная плата состоит из должностного оклада в размере 1 639 рубль, районного коэффициента, выплат за стаж - 30%.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с требованиями ч,1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систем доплат и надбавок стимулирующего характера.

В соответствии с вышеуказанными требованиями закона именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов, базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью выработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст. 133 ТК РФ так же без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.

При проверке начисления заработной платы Большаковой Н.В. с 1 января по 30 апреля 2010 года установлено, что они произведены с нарушением требований трудового законодательства РФ - при полной отработке месячной нормы рабочего времени заработная плата в пределах МРОТ рассчитывалась с учетом районного коэффициента, а также других компенсационных и стимулирующих выплат.

Прокурор Юрлинского района просит взыскать с ответчика в пользу Большаковой Н.В. за период с января по апрель 2010 года 6 592, 23 рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца Бурда ЕЮ., изменив предмет требований, заявила о необходимости взыскания с ответчика в пользу Большаковой Н.В. недоначисленной заработной платы с января по июнь 2010 года с учетом сверхурочно отработанных часов, за фактически отработанное время в соответствии с действующим законодательством.

Истец Большакова Н.В. поддержала требования, заявленные представителем процессуального истца в судебном заседании.

Представитель ответчика Ташкинова А.И. заявила суду о непризнании исковых требований в связи с начислением заработной платы с учетом приказов и распоряжений, обязательных для исполнения

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о целесообразности частичного удовлетворения заявленных истцами требований по следующим основаниям.

Подтверждено трудовым договором, табелями учета рабочего времени, заявлено истцом, представителем ответчика, что Большакова Н.В. состоит в трудовых отношениях с МУЗ «Юрлинская ЦРБ» на постоянной основе, работает санитаркой поликлиники с окладом в 1 741 рубль, с учетом рабочего времени по дням, при пятидневной рабочей неделе.

Как следует из совокупности сведений, полученных из лицевых счетов (расчетных листков) и табелей учета рабочего времени с января по июнь 2010 года, начисления Большаковой Н.В. осуществляются пропорционально отработанному времени по количеству отработанных дней. Стоимость одного рабочего дня определяется как частное оклада и количества рабочих дней в заданном месяце (по данным производственного календаря), сумма умножается на фактически отработанное количество дней. Полученное произведение вносится в строку «оплата по табелю», на него начисляются доплаты. Для расчета районного коэффициента суммируются все начисления за «исключением оплаты по больничным листам, отпускных.

Количество отработанных работником в месяце дней устанавливается как разность между количеством рабочих дней в заданном месяце (поданным производственного календаря) и нерабочих дней - отгулов, больничных, отпускных (пришедшихся на рабочие дни).

По мнению суда применяемые ответчиком правила расчета заработной платы в описанной части являются правомерными, а утверждение истца об определении стоимости одного рабочего часа, исходя из минимального размера оплаты труда, ошибочным.

С 1 сентября 2007 года положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, признано утратившим силу.

В связи с изложенным с 1 сентября 2007 года работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Названные положения отражены в действующем на момент слушания дела определении Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 года № 83-ГО8-11.

Установление системы оплаты труда относится к полномочиям работодателя, который реализует их по согласованию с представительным органом при заключении коллективного договора или с учетом мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта (статья 135 Трудового кодекса РФ).

Особенности установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определены в ст.144 Трудового кодекса РФ. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Работодателем санитарке поликлиники Большаковой Н.В. определен оклад в размере 1 741 рубль в соответствии с ее профессиональной категорией, что с учетом приведенных норм является законным и обоснованным.

Разрешая требование иска в части начисления районного коэффициента, суд руководствуется следующим.

Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с п.5 раздела 3 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2009 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2008 года (применительно к 2010 году аналогичные рекомендации утверждены решением Российской трехсторонней комиссии от 4 декабря 2009 года), обязательными для применения на территории Российской Федерации являются, в числе прочего, размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных ставок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ

Для принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями применяются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Постановлением от 2 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих», утвержденным Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секреториатом ВЦСПС введены районные коэффициенты в размере 1, 15 в районах и городах Пермской области.

Таким образом, законодательно закреплено требование о начислении районного коэффициента сверх суммы тарифной ставки и компенсационных доплат.

Положениями ст. 133 ТК РФ определено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работы в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из совокупности приведенных норм следует, что компенсационная доплата в связи с особыми климатическими условиями (районный коэффициент) должна начисляться, исходя из суммы тарифной ставки и иных компенсационных доплат, но на сумму не менее 4 330 рублей при полной отработке месячной нормы, и иск в данной части подлежит удовлетворению.

Разрешая требование истцов о взыскании заработной платы за сверхурочно отработанные часы, суд учитывает следующее.

Сверхурочной работой согласно ст.99 Трудового кодекса РФ признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени -сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Как следует из табелей учета рабочего времени, расчетных листков и заявлено лицами, участвующими в деле, Большакова Н.В. по основному месту работы осуществляла трудовую деятельность в строго определенных временных рамках - в пределах установленной нормы. Превышение выработки имело место в январе, феврале, марте, апреле 2010 года в связи с выполнением работы по совместительству с дополнительной оплатой.

Работа по совместительству не является сверхурочной работой, в связи с чем требования истцов об оплате сверхурочно отработанных часов подлежат отклонению.

Учитывая вышеприведенное, суд полагает заявленные в судебном заседании требования целесообразными в части и подлежащими взысканию в пользу Большаковой Н.В. за период с января 2010 года по июнь 2010 года 2 476, 28 рублей в соответствии с расчетом, приложенным к решению.

Суд находит целесообразным производить взыскания с муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» за вычетом налогов, предусмотренных действующим налоговым законодательством, поскольку данное учреждение является налоговым агентом - лицом, на которое Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст.24 НК РФ).

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Юрлинского района удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» в пользу Большаковой Надежды Владимировны 2 476 (две тысячи четыреста семьдесят шесть) рублей 28 копеек за вычетом налогов в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части требования иска оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Пермского края через Юрлинский районный суд в течение десяти суток.

Федеральный судья

Юрлинского районного суда Н.Н Дереглазова