О признании незаконными норм устава Юрлинского муниципального района



Дело № 2-51/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

5 марта 2011 года

Федеральный Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

при секретаре Кониной Л.Д., с участием:

заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В.,

представителя главы Юрлинского муниципального района - Моисеевских А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

прокурор Юрлинского района обратился в суд с требованием о признании противоречащими законодательству и недействующему с момента принятия ч.5 ст.27 и ч.4 ст.38 Устава Юрлинского муниципального района.

Заявителем отмечено, что Устав Юрлинского муниципального района был принят решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района № 290 от 27 ноября 2008 года и зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Пермскому краю 16 января 2009 года за № RU815050002009001. Опубликование Устава состоялось в газете «Вестник Юрлы» от 24 февраля 2009 года.

В соответствии с ч.5 ст.27 Устава председатель Земского Собрания, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе, продолжает получать назначенную ему заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в случаях: упразднения должности в связи с изменением административно-территориального устройства района; неизбрания его депутатом, исполняющим свои полномочия в Земском Собрании на постоянной (профессиональной) основе, после окончания срока его полномочий.

Согласно ч.4 ст.38 Устава глава муниципального района после оставления должности продолжает получать назначенное ему денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года после оставления своей должности в следующих случаях: после окончания срока полномочий при неизбрании главой на новый срок полномочий; при упразднении должности в связи с упразднением, преобразованием муниципального образования либо в связи с изменением структуры органов местного самоуправления; добровольного сложения полномочий, если он проработал в своей должности не менее года; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей.

В случае, если на новом месте работы лицо, оставившее должность главы муниципального района, получает заработную плату ниже размера должностного оклада по прежней должности, ему производится доплата до уровня прежнего должностного оклада, но не более шести месяцев со дня ухода с должности.

Приведенные нормы Устава противоречат действующему законодательству.

Согласно ст.18 Федерального закона от 28 августа 1995 № 154-ФЗ (в редакции от 2005 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим вои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием в этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Данное положение утратило силу 1 января 2009 года.

Гарантии осуществления деятельности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления определялись нормами главы 3 закона Пермской области от 18 ноября 1997 года № 896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области». В соответствии со ст.10 данного закона выборное должностное лицо органа местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: неизбрания на должность после окончания срока его полномочий; упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления либо изменением административно-территориального устройства муниципального образования; увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей.

Если уровень заработной платы лица, освобожденного от должности выборного должностного лица по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой должности выборного должностного лица с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности по решению представительного органа местного самоуправления производится доплата до уровня прежней заработной платы из средств местного бюджета в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренного Уставом муниципального образования.

Приведенный закон утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием закона Пермского края от 29 декабря 2005 года № 2804-632 «О признании утратившими силу отдельных законов Пермской области». Иных региональных законов, предусматривающих оспариваемые социальные гарантии для руководителей органов местного самоуправления после освобождения их от должности, либо наделяющих правом установления таких гарантий в соответствующих Уставах местных органов самоуправления не имеется.

На основании ст.172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Установление гарантий в виде выплат заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.

Такое же положение закреплено в ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа приведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта Российской Федерации.

Ни законы Пермского края, ни законы Российской Федерации таких гарантий не предусматривают.

Таким образом, ч.5 ст.27 и ч.4 ст.38 Устава Юрлинского муниципального района противоречат действующему законодательству и являются незаконными с момента их принятия.

В судебном заседании представитель заявителя - заместитель прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. требования заявления поддержала по приведенным в нем основаниям. Дополнительно отметила, что предыдущие глава Юрлинского района Демин В.Н. и председатель Земского Собрания Юрлинского района Леонтьев Е.И. прекратили свою деятельность в 2002 и 2006 годах, до введения в действие Устава района 2008 года.

Представитель Земского Собрания Юрлинского муниципального района на слушание дела не явился, председателем Земского Собрания Адилбаевым Б.Т. заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель главы Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю., заведующий юридическим отделом администрации Юрлинского муниципального района, заявил о неправомерности требований, поставленных прокурором, по основаниям, обозначенным в возражениях.

Из возражений следует, что заявителем неверно истолкованы действующие нормы, в частности, ст.172 ТК РФ, ч.5.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем вывод, что в Уставе муниципального образования для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законами субъекта Российской Федерации, не подтвержден нормативной базой.

Решение вопросов местного значения муниципальными районами регламентировано ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии со ст.12 Конституции РФ, ч.2 ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительному органу местного самоуправления в пределах своей компетенции предоставлена возможность самостоятельно устанавливать гарантии для выборных должностных лиц за счет средств местного бюджета.

Отсюда следует, что отсутствие норм федерального и регионального законодательства по урегулированию вопроса гарантий для выборных должностных лиц после окончания срока их полномочий не свидетельствует о незаконности норм Устава. Вопрос о введении социальных гарантий выборным должностным лицам за счет местного бюджета после окончания срока их полномочий находится в ведении самих органов местного самоуправления, является вопросом местного значения.

Непонятна позиция прокуратуры в части срока оспаривания Устава, так как он принят 27 ноября 2008 год, а его отдельные положения оспариваются спустя нескольких лет.

Кроме того, оспариваемые нормы применялись в Юрлинском муниципальном районе, выплаты в течение года до устройства на новое место работы были предоставлены председателю Земского Собрания Леонтьеву Е.И., главе района Демину В.Н. Таким образом, нормы Устава не могут быть признаны недействующими с момента принятия.

Администрация Юрлинского муниципального района просит отказать в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемые нормы Устава не противоречат федеральному и региональному законодательству.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Устав Юрлинского муниципального района принят решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района от 27 ноября 2008 года № 290, зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Пермскому краю 16 января 2009 года, опубликован в газете «Вестник Юрлы» от 24 февраля 2009 года, издан брошюрой тиражом 50 экземпляров.

Суд находит бесспорным факт принятии оспариваемого Устава в пределах полномочий Земского Собрания с соблюдением законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Согласно ч.5 ст.27 названного Устава председатель Земского Собрания, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе, продолжает получать назначенную ему заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после освобождения от должности в случаях: 1) упразднения должности в связи с изменением структуры органов местного самоуправления либо изменением административно-территориального устройства района; 2) неизбрания его депутатом, исполняющим свои полномочия в Земском Собрании на постоянной (профессиональной) основе, после окончания срока его полномочий.

Частью 4 ст.38 Устава предусмотрено, что глава муниципального района после оставления должности продолжает получать назначенное ему денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года после оставления своей должности в следующих случаях: 1) после окончания срока полномочий при неизбрании главой на новый срок полномочий; 2) при упразднении его должности в связи с упразднением, преобразованием муниципального образования либо в связи с изменением структуры органов местного самоуправления; 3) добровольного сложения им своих полномочий, если он проработал в своей должности не менее года; 4) увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей. В случае, если на новом месте работы лицо, оставившее должность главы муниципального района, получает заработную плату ниже размера должностного оклада по прежней должности, ему производится доплата до уровня прежнего должностного оклада, но не более шести месяцев со дня ухода с должности.

Разрешая вопрос о соответствии приведенных положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст.172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующим статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 год № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Действующими законами Пермского края и законами федерального уровня гарантии на получение назначенной заработной платы в течение одного года со дня освобождения от должности выборного должностного лица местного самоуправления до момента трудоустройства не предусмотрены.

То обстоятельство, что предоставление данных гарантий было регламентировано законом Пермской области от 18 ноября 1997 года № 896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области», утратившим силу с 1 января 2006 года, не является основанием для сохранения прав выборных должностных лиц местного самоуправления на получение заработной платы после окончания срока полномочий.

Представителем главы Юрлинского муниципального района в обоснование позиции о неправомерности требований, поставленных прокурором, сделана ссылка на ст.12 Конституции РФ (В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.) и на ч.2 ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ (Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.).

Приведенные нормы права на установление оспариваемых гарантий органам местного самоуправления не предоставляют, в противоречии с выводами суда не находятся, более того, они также предписывают органам местного самоуправления действовать в пределах полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в случаях, обозначенных в федеральных законах.

Статьей 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» право установления гарантий депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам органов местного самоуправления было передано в ведение субъектов Российской Федерации. Названный закон утратил силу с 1 января 2009 года.

Таким образом, нормы материального права, устанавливающие вышеназванные гарантии, утратили силу, и законные основания на получение выплат отсутствуют, поскольку нормы материального права применяются на момент возникновения правоотношения, в рассматриваемом случае - на момент прекращения полномочий выборных должностных лиц.

С учетом изложенного, не вызывает сомнения, что оспариваемые заявителем части ст.ст.27 и 38 Устава Юрлинского муниципального района противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ является основанием для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно представленным материалам 2 марта 2011 года главой администрации Юрлинского муниципального района Мелехиным А.Л. издано распоряжение № 8-р «О сложении полномочий главы Юрлинского муниципального района».

3 марта 2011 года исполняющей обязанности главы администрации района Топорковой Л.Г. принято постановление № 67 «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением им своих полномочий». Из постановления следует, что на основании ч.ч.4, 7 ст.38 Устава Мелехину А.Л. установлено ежемесячное денежное содержание в размере 59 149, 12 рублей до устройства на новое место работы в течение одного года. Выплата назначена с 3 марта 2011 года, за счет средств местного бюджета и состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет с учетом общего трудового стажа, премий за квартал и год, иных выплат. Обязанность по выплате возложена на администрацию Юрлинского муниципального района ежемесячно, в срок до 5 числа следующего месяца.

Приведенные сведения о фактах позволяют сделать вывод о применении оспариваемых положений Устава. Срок первой выплаты Мелехину А.Л., сложившему полномочия главы района 2 марта 2011 года, установлен до 5 апреля 2011 года.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд находит целесообразным признание оспариваемых положений Устава недействующими с момента их принятия, учитывая при этом, что законодателем обязанность на признание недействующим нормативного правового акта с момента вступления решения в законную силу в случае его применения до разрешения дела, на суд не возложена.

Положительное разрешение требований, заявленных прокурором Юрлинского района, обусловлено и подтвержденным в ходе слушания дела фактом нарушения оспариваемыми положениями интересов Юрлинского муниципального района, его жителей.

28 января 2011 года Земским Собранием Юрлинского муниципального района Пермского края принято решение № 410 «О внесении изменений и дополнений в решение Земского Собрания № 399 от 26 ноября 2010 года «О бюджете муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов». В соответствии с приложением № 6 к решению № 410 на 2011 года запланировано на решение общегосударственных вопросов расходование 20 242, 7 тыс. руб., в том числе на функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования 1 283 тыс. руб. (вся сумма на выплату главе муниципального образования), на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований - 1 531 тыс. руб., из них на выплаты председателю представительного органа - 1 216 тыс. руб.

Заявлено представителем главы района Моисеевских А.Ю., не опровергнуто представителем прокурора, что расходование средств на выплаты главе муниципального образования и на выплаты председателю представительного органа запланировано с учетом сумм, предназначенных выплате бывшему главе района и бывшему председателю Земского Собрания, и осуществляется за счет собственных доходов района, которые составляют около 8% бюджета района за год.

Таким образом, не вызывает сомнения у суда, что Юрлинский муниципальный район, являясь дотационным более, чем на 92%, оспариваемыми положениями Устава обременен на осуществление бывшему главе района и бывшему председателю Земского Собрания выплат в общей сумме более 1 249 тыс. руб., что приводит к нарушению интересов муниципального района.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление прокурора Юрлинского района удовлетворить.

Признать часть 5 статьи 27 и часть 4 статьи 38 Устава Юрлинского муниципального района, принятого решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района от 27 ноября 2008 года № 290 противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья

Юрлинского районного суда Н.Н.Дереглазова