Дело № 2-61/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «27» апреля 2011 года Юрлинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Тружениковой Т.И., при секретаре Кониной Л.Д., с участием прокурора Подкиной Т.В., представителя ответчика - администрации Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрлинского района к администрации Юрлинского муниципального района и Мелехину Александру Леонидовичу о признании незаконными и коррупциогенными распоряжения главы администрации Юрлиинского муниципального района № 8-р от 02 марта 2011 года и постановления и.о. главы администрации Юрлинского муниципального района № 67 от 03 марта 2011 года, у с т а н о в и л: Прокурор Юрлинского района обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал следующее. Главой администрации Юрлинского муниципального района издано распоряжение № 8-р от 02.03.2011 года «О сложении полномочий главы Юрлинского муниципального района». Пунктом 1 распоряжения глава района Мелехин А.Л. решил добровольно сложить с себя полномочия главы Юрлинского муниципального района с 03.03.2011 года. Пунктом 2 исполнение обязанностей главы района возложено на первого заместителя Топоркову Л.Г.. Пунктом 3 установлено, что распоряжение вступает в силу с момента его подписания. По мнению прокурора, данное распоряжение издано незаконно, с нарушением норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьи 37 Устава Юрлинского муниципального района. В соответствии с п.2 ч.6 ст.36 вышеуказанного Федерального закона полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. В соответствии с ч.1 ст.37 Устава Юрлинского муниципального района полномочия главы района прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно абз.6 ч.3 ст.37 Устава Юрлинского муниципального района полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно со дня вступления в силу соответствующего решения Земского Собрания муниципального района, правового акта Губернатора Пермского края об отрешении от должности главы района, итогов голосования граждан района, решения суда. Из данной нормы Устава района следует, что при прекращении полномочий главы муниципального образования досрочно в случае отставки по собственному желанию полномочия прекращаются со дня вступления в законную силу соответствующего решения Земского Собрания. Т.е. решение главы муниципального района о сложении полномочий (отставке по собственному желанию) должно быть утверждено решением Земского Собрания, опубликовано, только тогда оно будет иметь юридическую силу, и повлечёт соответствующие правовые последствия. На основании изложенного, данное распоряжение издано незаконно и подлежит отмене. На основании вышеуказанного распоряжения главы администрации Юрлинского муниципального района 03 марта 2011 года и.о. главы администрации Юрлинского муниципального района Топорковой Л.Г. издано постановление № 67 «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением им своих полномочий». Пунктом 1 постановления решено установить Мелехину А.Л. ежемесячное содержание в размере 59149 рублей 12 копеек, до устройства на новое место работы в течение одного года в связи с добровольным сложением им своих полномочий. Пунктом 2 решено выплату производить с 03 марта 2011 года. Пунктом 5 установлено, что постановление вступает в силу с момента его подписания. Постановление издано на основании ч.4, 7 ст.38 Устава Юрлинского муниципального района. По мнению прокурора, данное постановление издано незаконно, с нарушением норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.37 Устава Юрлинского муниципального района. В соответствии с ч.4 ст.38 Устава Юрлинского муниципального района глава муниципального района после оставления должности продолжает получать назначенное ему денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях: 1) после окончания срока полномочий при неизбрании главой на новый срок полномочий; 2) при упразднении его должности в связи с упразднением, преобразованием муниципального образования либо в связи с изменением структуры органов местного самоуправления; 3) добровольного сложения им своих полномочий, если он проработал в своей должности не менее года; 4) увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных обязанностей. В случае, если на новом месте работы лицо, оставившее должность главы муниципального района, получает заработную плату ниже размера должностного оклада по прежней должности, ему производится доплата до уровня прежнего должностного оклада, но не более шести месяцев со дня ухода с должности. Однако, учитывая, что решение главы района об отставке не утверждено Земским Собранием, т.е. не вступило в законную силу, то оснований для предоставления соответствующих выплат не имеется. Следовательно, постановление № 67 от 03 марта 2011 года «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением им своих полномочий» издано незаконно и подлежит отмене. Прокурором указано также, что данные правовые акты приняты в период рассмотрения в судебном порядке законности нормы ч.4 ст.38 Устава Юрлинского муниципального района, которая решением Юрлинского районного суда от 05.03.2011 года признана незаконной с момента её принятия. Зная об оспаривании данной нормы, не дождавшись решения суда, глава района Мелехин А.Л. предпринял меры для назначения себе пособия, предусмотренного ч.4 ст.38 Устава района. Тем самым он злоупотребил своими должностными полномочиями, что в соответствии с п. «а» ч.1 ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» попадает под понятие коррупции и при этом действия главы создают конфликт интересов. Т.е. возникает ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. На основании изложенного, решение главы Юрлинского муниципального района по отставке и решение и.о. главы Юрлинского муниципального района по назначению выплат главе района в связи с отставкой необходимо признать коррупциогенными, создающими конфликт интересов, подлежащий урегулированию в порядке, предусмотренном ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции». В судебном заседании заместитель прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. настаивает на требованиях заявления по изложенным в нём основаниям. Суду пояснила, что, не смотря на то, что на момент рассмотрения дела в суде постановление № 67 от 03 марта 2011 года отменено, оно так же, как и распоряжение от 02 марта 2011 года, должно быть признано незаконным и коррупциогенным, поскольку на момент принятия оба они несли коррупциогенный фактор. При их издании глава района руководствовался личными интересами, преследовал цель получения выгоды для себя: назначения пособия. Представитель ответчика - администрации Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю. исковые требования прокурора не признал. Суду пояснил, что постановлением № 155 от 05 апреля 2011 года признано утратившим силу с момента принятия постановление № 67 от 03 марта 2011 года «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением полномочий». Распоряжение № 8-р от 02.03.2011 года «О сложении полномочий главы Юрлинского муниципального района» издано в соответствии с действующим законодательством. Согласно статье 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия главы района прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. Глава района добровольно сложил с себя полномочия. Согласно пункту 2 данного распоряжения исполнение обязанностей главы администрации района в соответствии с п.4 ст.37 Устава района возложено на Топоркову Л.Г. - первого заместителя главы района. Представитель администрации Юрлинского муниципального района считает, что Земское Собрание не должно утверждать своим решением досрочное прекращение полномочий главы района в связи с его добровольной отставкой. Решением Земского Собрания утверждается лишь досрочное прекращение полномочий главы района по другим основаниям, указанным в Уставе района и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ответчик Мелехин А.Л. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно распоряжению № 8-р от 02.03.2011 года «О сложении полномочий главы Юрлинского муниципального района» глава администрации Юрлинского муниципального района Мелехин А.Л. добровольно слагает с себя полномочия главы Юрлинского муниципального района с 03.03.2011 года. Исполнение полномочий главы района временно возложено на первого заместителя главы администрации Юрлинского муниципального района Топоркову Л.Г.. Пунктом 3 установлено, что распоряжение вступает в силу с момента его подписания. Согласно постановлению № 67 от 03 марта 2011 года «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением им своих полномочий» и.о. главы администрации Юрлинского муниципального района Топоркова Л.Г. на основании ч.4, 7 Устава Юрлинского муниципального района и личного заявления постановила: установить Мелехину А.Л. ежемесячное денежное содержание в размере 59149 рублей 12 копеек, до устройства на новое место работы в течение одного года в связи с добровольным сложением им своих полномочий. Выплату назначить с 03 марта 2011 года. Производить выплату за счёт средств местного бюджета, которая состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет с учётом общего трудового стажа, премий за квартал и год и иных выплат. Администрации Юрлинского муниципального района производить выплату ежемесячно в срок до 05 числа следующего месяца. Пунктом 5 установлено, что постановление вступает в силу с момента его подписания. Согласно решению Юрлинского районного суда от 05 марта 2011 года часть 5 статьи 27 и часть 4 статьи 38 Устава Юрлинского муниципального района, принятого решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района от 27 ноября 2008 года № 290, признаны противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия. Данное решение вступило в законную силу 05 апреля 2011 года. Согласно постановлению № 155 от 05 апреля 2011 года «О признании утратившим силу постановления № 67 от 03.03.2011 года «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением полномочий» и.о. главы администрации Юрлинского муниципального района Л.Г. Топоркова на основании решения Юрлинского районного суда от 05 марта 2011 года постановила: признать постановление № 67 от 03.03.2011 года «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением полномочий», противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания. Согласно п.2 ч. 6. статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. Согласно ч.7 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Суд не может входить в обсуждение вопроса законности либо незаконности постановления № 67 от 03 марта 2011 года «Об установлении и выплате денежного содержания главе муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» в связи с добровольным сложением им своих полномочий», поскольку установлено, что 05 апреля 2011 года данное постановление признано недействующим с момента принятия. Следовательно, утратили силу все правовые последствия, связанные с его изданием. Обсуждая вопрос о законности распоряжения № 8-р от 02.03.2011 года «О сложении полномочий главы Юрлинского муниципального района», суд считает необходимым согласиться с позицией представителя ответчика, поскольку приходит к выводу, что досрочное прекращение полномочий главы Юрлинского муниципального района в связи с отставкой по собственному желанию не требует утверждения Земским Собранием района и опубликования, как считает прокурор. Часть 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающая исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования не содержит положения о том, что решение главы муниципального образования о досрочном прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию должен принимать представительный орган муниципального образования. Данная часть содержит пункт 10, указывающий на необходимость принятия представительным органом решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Однако данная норма относится к процедуре удаления главы муниципального образования в отставку, установленной статьёй 74.1 указанного Федерального закона. Позиция суда не находится в противоречии и с Уставом Юрлинского муниципального района, статья 37 которого устанавливает, что полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Часть 3 статьи 37 Устава Юрлинского муниципального района устанавливает иные основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального района, которые должны быть утверждены решением Земского Собрания района. К данным основаниям не относится досрочное прекращение полномочий главы района в связи с отставкой по собственному желанию. Согласно части 4 Устава Юрлинского муниципального района в случае досрочного прекращения полномочий главы Юрлинского муниципального района его полномочия до избрания нового главы муниципального района временно исполняет первый заместитель (заместитель) главы администрации муниципального района. Таким образом, в судебном заседании не установлено оснований для признания распоряжения главы Юрлинского муниципального района № 8-р от 02 марта 2011 года незаконным. Суд не усматривает оснований и для признания распоряжения № 8-р от 02.03.2011 года «О сложении полномочий главы Юрлинского муниципального района» коррупциогенным, создающим конфликт интересов, как требует того прокурор. Поскольку из содержания данного распоряжения не усматривается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости оставления без удовлетворения заявленных прокурором исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковое заявление прокурора Юрлинского района к администрации Юрлинского муниципального района и Мелехину Александру Леонидовичу о признании незаконными и коррупциогенными распоряжения главы администрации Юрлиинского муниципального района № 8-р от 02 марта 2011 года и постановления и.о. главы администрации Юрлинского муниципального района № 67 от 03 марта 2011 года оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней. Федеральный судья Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова