О признании отношений трудовыми, наложении обязанности по заключению трудового договора, взыскании заработной платы



Дело № 2-102/2011                                                                                                                               

З А О Ч Н О Е      Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

22 июля 2011 года                

Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

при секретаре Кониной Л.Д., с участием:

представителя процессуального истца старшего помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г.,

истца Нешатаевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Нешатаевой Марии Григорьевны к Демину Николаю Дмитриевичу о признании отношений трудовыми, наложении обязанности по заключению трудового договора, взыскании заработной платы,

у с т а н о в и л:

прокурор обратился в суд с названными требованиями, указывая, что Нешатаева М.Г. представила заявление о неполноте выплаты заработной платы. При проверке установлено, что 11 января 2011 года Нешатаева М.Г. была принята мастером ООО «Прикамье-Ресурс» Деминым Н.Д. в ООО «Прикамье-Ресурс» для выполнения работ по погрузке и разгрузке материалов, уборке территории с оплатой труда не ниже минимального размера оплаты труда из расчета 60 рублей за один час.

Деминым Н.Д. работнику Нешатаевой М.Г. был установлен рабочий день с 9 до 18 часов, осуществлялся учет рабочего времени. Заработная плата зависела от количества отработанных часов.

Установлено, что Нешатаева М.Г. отработала два месяца. В январе 2011 года ей было выплачено 5500 рублей, в феврале 2011 года - 6550 рублей.

ООО «Прикамье-Ресурс» наличие у Демина Н.Д. полномочий на прием работников отрицает.

Таким образом, трудовые отношения сложились между Нешатаевой М.Г. и Деминым Н.Д. О наличии именно трудовых отношений свидетельствуют определенная трудовая функция, установление режима работы, наличие выходных дней, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка.

Генеральный директор ООО «Прикамье-Ресурс» П* факт наличия трудовых или гражданско-правовых отношений с Нешатаевой М.Г., факт осуществления ей выплат отрицает.

Приведенное является основанием для предъявления исковых требований непосредственно к Демину Н.Д.

В нарушение ст.303 ТК РФ Демин Н.Д. трудовой договор с Нешатаевой М.Г. не заключил. Представить данные о фактически отработанном времени отказался.

Из расчета 60 рублей за час в январе 2011 года Нешатаева М.Г. должна была получить 7200 рублей (120 рабочих часов), а в феврале 2011 года 9060 рублей (151 рабочий час). Недоплата за два месяца составила 4210 рублей.

Истец просит признать отношения между Нешатаевой М.Г. и Деминым Н.Д. трудовыми, обязать Демина Н.Д. заключить с Нешатаевой М.Г. трудовой договор и зарегистрировать его в администрации Юрлинского муниципального района, обязать Демина Н.Д. выплатить в пользу Нешатаевой М.Г. за январь 2011 года 1700 рублей, за февраль 2011 года 2510 рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора Юрлинского района Гордеева Н.Г., заявив об отказе от части требований, просила суд взыскать с Демина Н.Д. и ООО «Прикамье-Ресурс» в пользу Нешатаевой М.Г. 4210 рублей солидарно.

Истец Нешатаева М.Г. поддержала иск в части взыскания с ответчиков в ее пользу недоплаченной заработной платы в сумме 4210 рублей.

По существу иска Нешатаева М.Г. пояснила следующее. Вместе с сестрой Н* она обратилась к Демину Н.Д. по поводу трудоустройства. Он пригласил их в кабинет, в котором находился генеральный директор Олег Юрьевич, сообщил, что может принять их на работу подметать и мыть полы с оплатой в 60 рублей за час.

11 января 2011 года Нешатаева М.Г. вышла на работу и полностью отработала 2 месяца. Деминым Н.Д. был установлен режим рабочего времени с 9 до 18 часов, с обеденным перерывом с 13 до 14 часов. Нешатаева М.Г. просила заключить с ней договор, на что Демин Н.Д. ответил, что является жителем <адрес> и не может обмануть.

Ежедневно, утром и вечером Демин Н.Д. контролировал работников, в конце дня ставил данные в табель. В первое время проставлял по 8 часов, а затем перестал показывать табель.

Получив в конце февраля заработную плату за январь 2011 года в сумме 5500 рублей, Нешатаева М.Г. обратилась к Демину Н.Д., заявив о недоплате, на что он ответил, что работать стали плохо.

Зарплату выдавал Н2*, приезжал для этого из <адрес>, работники расписывались в ведомостях.

За неделю до окончания февраля Н* прекратила работать, а Нешатаева М.Г. отработала полный месяц. При выдаче заплаты в марте 2011 года оказалось, что обеим начислено по 6550 рублей. Сразу обратилась в прокуратуру.

Считает, что задолженность работодателя перед ней составляет 4210 рублей, из расчета 60 рублей за один час, хотя речь велась о том, что тяжелая работа - разгрузка краски, аквапанелей, другого материала должна была оплачиваться по 80 рублей за час.

Ответчик Демин Н.Д. в судебное заседание не явился, не сообщив о причинах неявки, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Представитель ответчика ООО «Прикамье-Ресурс» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

11 января 2011 года Нешатаева М.Г. по поручению представителя ООО «Прикамье-Ресурс» Демина Н.Д., являвшегося мастером Общества, была фактически допущена к работе на строительстве лечебного корпуса центральной районной больницы в <адрес> в качестве разнорабочей. Трудовые отношения между предприятием-работодателем и работником Нешатаевой М.Г. продолжались до марта 2011 года.

Нормативным основанием для обозначенных судом выводов является следующее.

Согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Как следует из ст.16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии с положениями ст.68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Приведенные положения, необходимость предоставления доказательств разъяснялись ООО «Прикамье-Ресурс» в определении о принятии дела к производству суда, в определении от 1 июля 2011 года о привлечении соответчика, отложении слушания.

В обоснование своей позиции ООО «Прикамье-Ресурс» представлены табели учета рабочего времени, ведомости за январь и февраль 2011 года с данными о трудовых отношениях с четырнадцатью лицами, выполняющими квалифицированную работу (менеджер, кассир и т.п.). Иных доказательств, возражений по иску ответчиком не представлено.

Согласно сообщению ООО «Прикамье-Ресурс» от 11 мая 2011 года, полученному прокуратурой, Демин Н.Д. является мастером с 3 января 2011 года. Как следует из табелей рабочего времени и ведомостей, представленных Обществом, Демин Н.Д. является его работником и ему осуществляется выплата заработной платы. Ответчиком обозначено, что Нешатаева М.Г. в ООО «Прикамье-Ресурс» не трудоустраивалась, заработная плата ей не начислялась и не выплачивалась.

Наряду с этим отмечено опрошенными в соответствии со ст.22 ФЗ «О прокуратуре» Н2* - начальником строительства ООО «Прикамье-Ресурс», Деминым Н.Д., мастером, что после Нового года Нешатаева М.Г. работала на строительстве лечебного корпуса в <адрес> с ведома Демина Н.Д. разнорабочей. Договор с ней не заключался.

Свидетелями Т*, Н*, Ш*, М* обозначено, что все они работали на строительстве лечебного корпуса одновременно с Нешатаевой М.Г., без заключения договоров. Кроме них там же работали без оформления отношений до восьмидесяти человек.

Каждый из работавших на объекте, включая Нешатаеву М.Г., подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка: рабочий день был установлен с 9 до 18 часов с обеденным перерывом с 13 до 14 часов, рабочая неделя пятидневная, выходные в субботу и воскресенье. Мастер Демин Н.Д. вел учет рабочего времени, составлял табеля, которые по завершению месяца направлялись в контору в <адрес> для начисления заработной платы. Выдача зарплаты производилась один раз в месяц по ведомостям. В трудовую функцию Нешатаевой М.Г. входила уборка помещений, вынос строительного мусора, погрузка и разгрузка строительных материалов, мытье полов и прочее.

Свидетелями обозначено, что Нешатаева М.Г. отработала в названном качестве январь и февраль 2011 года, полные рабочие дни, без прогулов.

Изложенное в совокупности не оставляет сомнений в том, что, во-первых, мастер Демин Н.Д. является представителем ООО «Прикамье-Ресурс» на строительстве лечебного корпуса в <адрес>, во-вторых, Нешатаева М.Г. была допущена им к выполнению работы в период с 11 января по 28 февраля 2011 года, в-третьих, между Нешатаевой М.Г. и ООО «Прикамье-Ресурс» имели место трудовые отношения.

Статьей 57 ТК РФ условия оплаты труда отнесены к числу существенных условий трудового договора.

Заявлено истцом Нешатаевой М.Г., подтверждено свидетелем Н*, очевидцем устного соглашения между истицей и мастером Деминым Н.Д., что размер заработной платы в соответствии с условиями представителя работодателя составлял 60 рублей за отработанный час.

Из объяснений Демина Н.Д. следует, что Нешатаевой М.Г. была гарантирована оплата в пределах минимального размера оплаты труда, а при качественном выполнении работы повышение до 5000 рублей. Аналогичные сведения представлены в объяснениях Н2*

Суд находит приведенные данные недостоверными ввиду их полного опровержения доказательствами, исследованными в рамках слушания дела.

Из совокупности сведений, полученных в результате допроса нейтральных по отношению к обеим сторонам спора свидетелей Т*, Ш*, М*, а также из объяснений Т2*, работавшего на строительстве лечебного корпуса в период с 29 октября 2010 года по 5 апреля 2011 года, Ш*, Т*, М* следует, что каждому из них Деминым Н.Д. была обозначена почасовая оплата, зависевшая от характера выполняемой работы.

Свидетелями указано, что размер оплаты варьировался от 30 до 100 рублей, в том числе от 30 до 60 рублей при выполнении несложной работы (мытье полов), от 80 до 100 рублей при выполнении трудоемкой - разгрузка стройматериалов. Одновременно обозначено, что наряды на выполнение тех или иных работ не оформлялись, учет рабочего времени осуществлялся по часам без отражения характера труда.

С учетом приведенных сведений суд находит приемлемым принять при проведении расчетов оплату в размере 60 рублей за час отработанного времени, поскольку среднее арифметическое от минимальной оплаты в 30 рублей за час и максимальной в 100 рублей за час составляет 65 рублей.

Как следует из ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Как следует из производственного календаря на 2011 года, при 40-часовой неделе в январе 2011 года было 120 рабочих часов, а в феврале - 151 рабочий час.

С учетом не опровергнутых ответчиками данных о полной отработке Нешатаевой М.Г. рабочего времени оплата ее труда в январе 2011 года должна составлять 7200 рублей (из расчета 120 часов х 60 рублей), а в феврале - 9060 рублей (из расчета 151 час х 60 рублей).

Фактически, как установлено судом из объяснений истца Нешатаевой М.Г., свидетеля Н*, оплачено в январе 5500 рублей, а в феврале 6550 рублей, задолженность за оба месяца составила 4210 рублей. Данные о размере оплаты подтверждены объяснениями Демина Н.Д., полученными 22 апреля 2011 года.

Суд находит правомерным взыскание обозначенной суммы в пользу Нешатаевой М.Г. с ООО «Прикамье-Ресурс», фактического работодателя.

Требование процессуального истца о наложении на ответчиков солидарной ответственности по выплате задолженности суд находит неправомерным по следующим основаниям.

Согласно положениям ст.20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности; физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Бесспорно то, что Демин Н.Д. осуществил наем работника Нешатаевой М.Г. не в целях личного обслуживания, а в связи с исполнением обязанностей мастера Общества.

Представленные ООО «Прикамье-Ресурс» табели учета рабочего времени, ведомости за январь и февраль 2011 в противоречии с выводами суда не находятся.

В соответствии со ст.103 ГПК Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Юрлинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным судом требованиям, поскольку истец при подаче иска был освобождён от её уплаты.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Прикамье-Ресурс» в пользу Нешатаевой Марии Григорьевны в счет заработной платы 4 210 (четыре тысячи двести десять) рублей за вычетом налогов в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Прикамье-Ресурс» в доход бюджета Юрлинского муниципального района госпошлину в сумме 200 рублей.

Ответчики могут подать в Юрлинский районный суд заявления об отмене решения в течение 7 суток со дня получения его копии.

Решение может быть обжаловано в суд Пермского края через Юрлинский районный суд в течение десяти суток.

Судья Юрлинского районного суда

Пермского края                                                                                           Н.Н.Дереглазова