Дело № 2-165/2011 года Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 14 сентября 2011 года Юрлинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н., при секретаре Трушевой Е.А., с участием: заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В., представителя Совета депутатов Юрлинского сельского поселения Чащиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района об оспаривании нормативного правового акта в части, у с т а н о в и л: прокурор Юрлинского района обратился в суд с требованиями: о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия пункта 1 Решения Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 25 от 17 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Положение «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории Юрлинского сельского поселения»; о признании п.3.3 Положения «О порядке и счисления и уплаты земельного налога на территории Юрлинского сельского поселения» в редакции Решения № 25 от 17 октября 2010 года нормой, содержащей коррупциогенный фактор. В обоснование заявления прокурором указано, что 16 ноября 2007 года Советом депутатов Юрлинского сельского поселения было принято решение № 36 «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории Юрлинского сельского поселения». Решениями № 42 от 30 ноября 2007 года, № 7 от 28 декабря 2008 года, № 25 от 17 ноября 2010 года, № 20 от 18 мая 2011 года в решение № 36 внесены изменения. Решением № 25 изменения внесены в пункты 3., 3.4 и 4.1 Положения. Согласно данному решению п. 3.3 Положения дополнен следующим содержанием: срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Приведенная норма не соответствует абз.1 ч.1 ст.397 НК РФ, в соответствии с которой сроки, в которые подлежит уплате земельный налог, должны быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Таким образом, правовым актом должен быть установлен конкретный срок уплаты налога, который не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В изложенном варианте п.3.3 Положения в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором, так как устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, а также положения, содержащие неопределенные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции в соответствии с п.п. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикорррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка). Прокуратурой Юрлинского района 21 июня 2011 года на решение № 25 Совета депутатов Юрлинского сельского поселения был внесен протест № 1087. 6 июля 2011 года состоялось очередное заседание Совета депутатов Юрлинского сельского поселения, на котором протест был рассмотрен и принято решение № 28 о внесении изменений, однако нарушения закона, на которые указывалось в протесте, не устранены. Решение № 25 от 17 ноября 2010 года опубликовано в Информационном бюллетене Земского Собрания и администрации Юрлинского района «Вестник Юрлы» № 17 от 23 октября 2010 года, при этом пункты 3.3, 3.4, 4.1 Положения опубликованы без учета принятых изменений, что вводит граждан в заблуждение и является коррупциогенным фактором. В судебном заседании исполняющая обязанности прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. требования заявления поддержала, дополнительно отметила, что 7 сентября 2011 года Советом депутатов Юрлинского сельского поселения было принято решение № 40 о внесении изменений в решение № 25 от 17 ноября 2010 года. Пункт 3.3 изложен в следующей редакции: срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, установить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - 30 апреля. Изменениями несоответствие требованиям законодательства не устранено, кроме того, они по настоящее время не опубликованы. Представитель Совета депутатов Юрлинского сельского поселения Чащина Л.Н., заявив о признании требований в части несоответствия оспариваемой нормы действующему законодательству и непризнании в части признания данной нормы содержащей коррупциогенный фактор, суду пояснила, что несоответствие принятой 17 ноября 2010 года нормы действующему законодательству является ошибкой, которую Совет депутатов намерен устранить. Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. 16 ноября 2007 года Советом депутатов Юрлинского сельского поселения принято решение № 36 «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории Юрлинского сельского поселения», которым утверждено Положение «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории администрации Юрлинского сельского поселения». Пунктов 3.3 Положения установлено, что налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 17 ноября 2010 года решением № 25 Совета депутатов Юрлинского сельского поселения п.3.3 Положения дополнен следующим содержанием: срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Решения № 36 от 16 ноября 2007 года и № 25 от 17 ноября 2010 года опубликованы в информационном бюллетене Земского Собрания и администрации Юрлинского района № 17 от 23 ноября 2010 года. Суд находит установленным факт принятия оспариваемой нормы в пределах полномочий Совета депутатов Юрлинского сельского поселения с соблюдением законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Разрешая вопрос о соответствии приведенных положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее. Как следует из ч.1 ст.397 Налогового кодекса РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса. Положениями ч.3 ст.198 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Частью 1 ст.393 Налогового кодекса РФ обозначено, что налоговым периодом признается календарный год. В совокупности приведенные нормы накладывают на представительные органы муниципальных образований обязанность по утверждению нормативного правового акта, которым должен быть принят срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и он не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Как уже было указано, оспариваемая норма (пункт 1 решения Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 25 от 17 ноября 2010 год) копирует содержание ч.3 ст.198 Налогового кодекса, устанавливая сроки в нарушение данной нормы. Таким образом, не вызывает сомнения, что п. 1 решения Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 25 от 17 ноября 2010 года противоречит действующему законодательству. Разрешая требование заявления в части признания оспариваемых положений содержащими коррупциогенный фактор, суд находит его подлежащим отклонению по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Заявителем обозначено, что оспариваемая норма устанавливает необоснованно широкие пределы усмотрения, а также положения, содержащие неопределенные требования к гражданам и организациям. Суд находит данное утверждение ошибочным. Пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 год № 96, установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов. Анализ названных положений в совокупности с положениями ч.2 ст.1 Федерального закона № 172-ФЗ, приведенными выше, показывает, что неопределенность рассматривается в качестве коррупциогенного фактора при одновременном наличии условий: если положения акта содержат требования к гражданам и организациям и употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера. Оспариваемые положения не содержат требований оценочного характера, неустоявшихся и двусмысленных терминов. Оспариваемая норма не предоставляет правоприменителям необоснованно широких пределов усмотрения, возможности необоснованного применения исключений из общих правил, не создает условий для совершения должностными лицами, муниципальными служащими действий вопреки законным интересам общества и государства. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд р е ш и л: признать пункт 1 решения Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 25 от 17 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Положение «О порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории администрации Юрлинского сельского поселения», утвержденное решением Совета депутатов Юрлинского сельского поселения № 36 от 16 ноября 2007 года, противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия. В удовлетворении остальной части требований прокурора Юрлинского района отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней. Судья Юрлинского районного суда Пермского края Н.Н.Дереглазова