об оспаривании нормативного правового акта в части



Дело № 2-230/2011 года                                                                                                                          

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

13 декабря 2011 года

    Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

    при секретаре Топорковой Н.М., с участием:

    заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В.,

    представителя администрации Юрлинского муниципального района, Земского Собрания Юрлинского муниципального района - Отегова А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района об оспаривании нормативного правового акта в части,                              

у с т а н о в и л:

прокурор Юрлинского района обратился в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 2.1, 2.6, 3, абзаца 1 пункта 4.1., абзацев 2, 3 и 5 пункта 4.3, пунктов 4.5, 4.7., 4.8, абзаца 5 пункта 4.10.1, первого предложения пункта 4.10.2, пунктов 5.3, 6.6, 10.1, 11.4, 12.1, 12.3, 12.4, 12.5.

     В обоснование требований заявитель указал следующее.

    Земским Собранием Юрлинского муниципального района 29 февраля 2008 года принято решение № 219 «Об утверждении положения «Об аренде муниципального имущества Юрлинского муниципального района». Решение опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Юрлы» № 6 от 30 апреля 2008 года.

    29 ноября 2010 года прокуратурой на названное решение внесен протест № 1889.

    Решением № 413 от 28 января 201 года в решение Земского Собрания № 219 от 29 февраля 2008 года внесены изменения, однако, нарушения, обозначенные в протесте, устранены не в полном объеме.

    В соответствии с п.2.1 Положения отдел совместно с балансодержателем сдает в аренду объекты муниципальной собственности, временно не используемые и излишние, с согласия Балансодержателя на срок не более 363 дней и в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

    Как следует из п.2.6 Положения решение о сдаче в аренду объектов муниципальной собственности по конкурсу, аукциону принимает глава района или заведующий Отделом по согласованию с Балансодержателем объекта.

    Согласно п.1.3 Положения Балансодержатели - это структурные подразделения администрации района, муниципальные учреждения, предприятия, имеющие на своем балансе объекты муниципальной собственности.

    Таким образом, в соответствии с Положением допускается представление администрацией район в аренду муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении и на праве хозяйственного ведения, что не соответствует ст.294 ГК РФ, в соответствии с которой муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

    Следует из ст.295 ГК РФ, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

    Более детально взаимоотношения предприятия и собственника имущества регламентированы Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

    Кроме того, данная норма противоречит ст.296 ГК РФ, в соответствии с которой учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.

    Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

    Таким образом, администрация района не вправе сдавать в аренду имущество, переданное на праве оперативного управления учреждениям, предприятиям, данные вопросы решаются самими Балансодержателями в пределах, разрешенных законом.

    По тем же основаниям противоречат требованиям действующего законодательства пункты 4.1, 4.7, 4.8, 5.3, 6.6, 10,1, 11.4, 12.1, 12.3, 12.4, 12.5, абзацы 2, 3 и 5 пункта 4.3, абзац 5 пункта 4.10.1 Положения.

    Пунктом 3 Положения предусматривается порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление объектов муниципальной собственности в аренду целевым назначением на основании решения собственника, без проведения конкурсных процедур, что попадает под понятие муниципальных преференций, то есть, предоставления органами местного самоуправления, иными организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного и муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Исходя из этого, предоставление муниципального имущества в аренду без проведения конкурсов должно соответствовать требованиям Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

    Первое предложение пункта 4.10.2 Положения противоречит основным началам гражданского законодательства, закрепленным в ст.1 ГК РФ, из которых следует, что гражданское законодательство основывается на свободе договора, граждане и юридические лица свободны в установлении своих обязанностей и прав на основе договора.

    В судебном заседании представитель заявителя заместитель прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. заявила требование о признании не соответствующими действующему законодательству пунктов 2.1, 2.6, 3, первой части первого предложения пункта 4.1, абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 4.3, пункта 4.4, первого предложения пункта 4.10.2 Положения по основаниям, приведенным в заявлении.

    Представитель администрации Юрлинского муниципального района, Земского Собрания Юрлинского муниципального района Отегов А.В. представил суду заявление о признании заинтересованными лицами требований о признании не соответствующими законодательству пункта 3 и первого предложения пункта 4.10.2 Положения. В остальной части требований просил суд принять решение об отказе в их удовлетворении в связи с соответствием пунктов положения действующему законодательству. Отметил, что заключение трехсторонних, с участием Арендодателя (администрации района в лице Отдела), Балансодержателя (муниципального предприятия, которому имущество передано на праве оперативного управления), Арендатора договоров, не противоречит закону.

    Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

    29 февраля 2008 года Земским Собранием Юрлинского муниципального района Пермского края принято решение № 219, которым утверждено Положение «Об аренде муниципального имущества Юрлинского муниципального района» (далее Положение).

    Решение опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Юрлы» № 6 от 30 апреля 2008 года.

    Суд находит установленным факт принятия оспариваемых положений в пределах полномочий и с соблюдением законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

    В соответствии с п.2.1 Положения отдел совместно с Балансодержателем сдает в аренду объекты муниципальной собственности за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.6 - 1.8 настоящего Положения. Балансодержатель несет ответственность за техническое обслуживание, профилактику, своевременное проведение неотложного (аварийного), текущего и капитального ремонта, сохранность объектов муниципальной собственности.

    Балансодержатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, если он не предупредил об этом Арендатора и не отразил их в акте приема-передачи.

    Балансодержатель обязан хранить имеющуюся у него техническую документацию на объект, сдаваемый в аренду, и предоставлять ее Арендатору по требованию.

    Пунктом 2.6 Положения определено, что решение о сдаче в аренду объектов муниципальной собственности по конкурсу или аукциону принимают глава района или заведующий Отделом по согласованию с Балансодержателем.

    Пунктом 3 Положения определен порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление объектов муниципальной собственности в аренду целевым назначением.

    Согласно п.4.1 Положения на основании решения главы района или заведующего Отделом о целевом выделении объекта муниципальной собственности, а также по результатам аукциона или конкурса заключается договор аренды, который является основанием для занятия и использования объекта муниципальной собственности и определяет взаимоотношения Отдела, Балансодержателя и Арендатора на период действия договора аренды.

    Пунктом 4.3 Положения предусмотрено следующее. Для заключения договора аренды муниципальной собственности Арендатору выдаются три экземпляра проекта договора.

    После подписания проекта договора Арендатор передает его для рассмотрения Балансодержателю, который обязан подписать проект договора в десятидневный срок. В случае несоблюдения срока оформления договора со стороны Балансодержателя лица, ответственные за оформление договора, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Не более чем через двадцать дней с момента выдачи проекта договора все экземпляры договора должны быть собственноручно подписаны уполномоченными лицами Балансодержателя и Арендатора, скреплены печатями и возвращены в Отдел.

    Если Арендатор, при отсутствии вины других сторон, участвующих в заключении (причастных к заключению) договора, в течение календарного месяца с момента получения проекта договора в Отделе не подписал его в установленном настоящим Положением порядке, договор считается незаключенным, а заявка аннулированной, решение главы района или заведующего Отделом о передаче объекта в аренду в отношении данного Арендатора утрачивает силу.

    В течение десяти дней с момента получения Отделом подписанного Арендатором и Балансодержателем проекта договора все экземпляры договора подписываются уполномоченным лицом Отдела, скрепляются печатью и после регистрации в Отделе договор выдается Арендатору.

    Согласно п.4.4. Положения при наличии возражений со стороны Арендатора по проекту договора аренды Арендатор в течение десяти дней с момента получения проекта договора представляет в департамент подписанный проект договора с протоколом разногласий к нему.

    Договор подписывается Отделом лишь в том случае, когда между всеми сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, подписан протокол согласования разногласий.

    Из первого предложения п.4.10.2 Положения следует, что за месяц до окончания срока действия договора аренды Арендатор обязан подать заявку на заключение нового договора.

    Представителем администрации Юрлинского муниципального района и Земского Собрания Юрлинского муниципального района Отеговым А.В., уполномоченным доверителями, в числе прочего, на признание требований, указано на правомерность заявления в части п.3 и первого предложения п.4.10.2 Положения. Позиция заинтересованных лиц в данной части представлена в письменном виде.

    Участникам процесса разъяснены последствия признания требований.

    Принимая во внимание то, что признание заинтересованными лицами части поставленных требований не нарушает интересов иных лиц, суд находит правомерным его принятие.

    Заявителем перечень требований сужен относительно первоначально поставленных.

    В соответствии с ч.3 ст.252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.

     В соответствии с положениями ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, но связан предметом требований.

    Участниками процесса указано на соответствие действующему законодательству пунктов 4.5, 4.7, 4.8, 5.3, 6.6, 10,1, 11.4, 12.1, 12.3, 12.4, 12.5.

    Суд не находит оснований для признания названных пунктов недействующими.

    Разрешая вопрос о соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пунктов 2.1, 2.6, первой части первого предложения пункта 4.1, абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 4.3, пункта 4.4 Положения суд принимает во внимание следующее.

    Согласно п.1 ст.120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 ГК РФ. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

    Поэтому собственник (применительно к рассматриваемому делу администрация Юрлинского муниципального района), передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или согласия учреждения.

    В то же время согласно пункту 1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.

    Оспариваемые заявителем нормы недвусмысленно предписывают принятие решений о сдаче объекта муниципальной собственности, находящегося на балансе муниципального предприятия, по решению главы района или заведующего Отделом, наложение на муниципальное предприятие (обозначенное в Положении как Балансодержатель) обязанности по подписанию проекта договора аренды, договора аренды.

    Тогда как в соответствии со ст.ст. 295, 296 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников или посетителей), рационального использования такого имущества и может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

     Пункты 4.3 и 4.4 Положения противоречат нормам, закрепленным Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договора безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.

    С учетом не опровергнутой заявителем информации о применении оспариваемых положений с момента их принятия по настоящее время, суд находит приемлемым признать не соответствующие законодательству нормы недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.

    Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать пункты 2.1., 2.6., 3, 4.1., абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 4.3., пункт 4.4., первое предложение пункта 4.10.2. положения «Об аренде муниципального имущества Юрлинского муниципального района», утвержденного решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района Пермского края № 219 от 29 февраля 2008 года № 219, противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда.                                                           

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 дней.

               

               Судья Юрлинского районного суда                

Пермского края                                                                                      Н.Н.Дереглазова