Дело № 2-62/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 апреля 2012 года Юрлинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Тружениковой Т.И., при секретаре Топорковой Н.М., с участием: заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В., представителя заинтересованного лица - администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным непринятия мер по внесению изменений в проекты организации дорожного движения на дороги, принадлежащие Юрлинскому муниципальному району, признании незаконными действий по установке дорожных знаков и возложении обязанности по устранению нарушений, у с т а н о в и л: Прокурор Юрлинского района обратился в суд с данным заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в деятельности администрации Юрлинского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии с информацией, представленной администрацией Юрлинского муниципального района, в муниципальной собственности района находятся следующие автомобильные дороги местного значения, расположенные вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, на которые имеются дислокации дорожных знаков: Юрла -Касатнина, Лопва - Дубровка, подъезд к д.Титова, Чужья - Деткина, Пиукова - Вятчина, Вятчина - Конина, подъезд к д.Бадья, подъезд к д.Новосёлова, Юрла - Ч-Хутор, Пож - Булдыри, Юм - Чус, Петракова - Ивановская, Елога - Галечник, Галечник - Сюзьва, Юрла - У-Берёзовка, У-Берёзовка - В-Коса. Дислокации дорожных знаков (проекты организации дорожного движения) на данные дороги были разработаны и утверждены в 2001-2002 годах. С момента разработки изменения в них не вносились. Согласно нормам Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения», содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района относится к вопросам местного значения района. Следовательно, работы по разработке проекта организации дорожного движения (схем дислокации дорожных знаков и разметки) должны проводиться администрацией района, в административных границах которого имеются дороги местного значения. Также в ходе проверки установлено, что имеющиеся дислокации дорожных знаков не соответствуют фактически установленным дорожным знакам: на автомобильных дорогах имеется ряд дорожных знаков, которые отсутствуют в дислокации дорожных знаков, и их установка не согласована с органами ГИБДД, что является нарушением Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах. Выявленные нарушения не отвечают правовым основам обеспечения безопасности дорожного движения, задачам по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, свидетельствуют о бездействии со стороны администрации Юрлинского муниципального района. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Юрлинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений и переутверждению имеющихся проектов организации дорожного движения (дислокации дорожных знаков) на дороги, принадлежащие Юрлинскому муниципальному району, и обязать администрацию района в срок до 01 декабря 2013 года произвести в соответствии с требованиями действующего законодательства внесение изменений и переутверждение имеющихся проектов организации дорожного движения на дороги, принадлежащие Юрлинскому муниципальному району. Кроме того, прокурором заявлено требование о признании незаконными действий администрации района по установке дорожных знаков без внесения изменений в проекты организации дорожного движения (дислокацию дорожных знаков) и без проведения согласования с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России. В судебном заседании заместитель прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. настаивает на требованиях заявления по изложенным в нём основаниям. Суду пояснила, что считает целесообразным исключить из списка подлежащих переутверждению и внесению изменений проект организации дорожного движения на автодороге Галечник - Сюзьва, поскольку она практически не функционирует. Учитывая, что дорожные знаки, установленные с нарушением действующего порядка, необходимы на указанных в заявлении участках автодорог, на признании незаконными действий администрации района по их установке прокурор не настаивает. Представитель заинтересованного лица - администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В. согласился с требованием прокурора о признании незаконным бездействия администрации района по непринятию мер по внесению изменений и переутверждению имеющихся проектов организации дорожного движения (дислокации дорожных знаков) на дороги, принадлежащие Юрлинскому муниципальному району. Однако, учитывая, что указанные работы требуют значительного вложения денежных средств, просит суд установить срок их выполнения - до 01 декабря 2014 года. С требованием прокурора о признании незаконными действий администрации района по установке дорожных знаков без внесения изменений в проекты организации дорожного движения (дислокацию дорожных знаков) и без проведения согласования с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России представитель администрации района не согласился. Суду пояснил, что указанные дорожные знаки на данных участках автодорог необходимы, они соответствуют дорожным условиям. Ему известно, что установка каждого дорожного знака согласовывается с ГИБДД. Однако в настоящее время представить документы, подтверждающие согласование, затруднительно, поскольку дорожные знаки устанавливались подрядчиками, отвечающими за содержание автодорог. Свидетель М* - старший госинспектор безопасности дорожного движения группы (с дислокацией с.Юрла) отдела ГИБДД МО МВД России «Кочёвский» суду пояснил, что в настоящее время имеющиеся в администрации района проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги требуют доработки. Поскольку в ходе проверки выявлено, что на некоторых участках автодорог нет необходимых дорожных знаков в соответствии с дислокацией дорожного движения. И наоборот, установлены дорожные знаки, которые необходимы, но которых нет в имеющихся проектах организации дорожного движения. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.5 статьи 6 Устава муниципального образования «Юрлинский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.10 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Статья 17 вышеуказанного Федерального закона предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Согласно ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст.22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения (ПОДД) на автомобильных дорогах указывает, что целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения по автомобильной дороге или на её отдельных участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Одной из задач ПОДД является обеспечение безопасности участников дорожного движения. Изменения к ПОДД должны быть согласованы с подразделением ГИБДД. Внесение изменений в утверждённый ПОДД производится и переутверждается не реже, чем 1 раз в 3 года. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с нормами действующего законодательства администрация Юрлинского муниципального района, являясь собственником автомобильных дорог местного значения, расположенных вне границ населённых пунктов в границах Юрлинского муниципального района, обязана содержать указанные автодороги, в том числе, своевременно вносить изменения в утверждённые проекты организации дорожного движения и переутверждать их. Однако никаких мер в данном направлении деятельности администрацией района не принимается. В связи с чем суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить, обязать администрацию Юрлинского муниципального района в срок до 01 декабря 2013 года произвести работы по внесению изменений и переутверждению имеющихся проектов организации дорожного движения (дислокации дорожных знаков) на автомобильные дороги: Юрла-Касаткина, Лопва-Дубровка, Пиукова-Вятчина, Юрла-Ч.Хутор, Юм-Чус, Юрла-У-Берёзовка; в срок до 01 декабря 2014 года - на автомобильные дороги Чужья-Деткина, Вятчина-Конина, подъезд к д.Титова, подъезд к д.Бадья, подъезд к д.Новосёлова, Пож-Будлыри, Петракова-Ивановская, Елога-Галечник, У-Берёзовка-В-Коса. Учитывая, что для признания незаконными действий администрации района по установке дорожных знаков без внесения изменений в проекты организации дорожного движения (дислокацию дорожных знаков) и без проведения согласования с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России имеются лишь формальные основания, прокурор в судебном заседании на данном требовании не настаивает, суд не находит оснований для его удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации Юрлинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по внесении изменений и переутверждению имеющихся проектов организации дорожного движения (дислокации дорожных знаков) на дороги, принадлежащие Юрлинскому муниципальному району. Обязать администрацию Юрлинского муниципального района произвести в соответствии с требованиями действующего законодательства внесение изменений и переутверждение имеющихся проектов организации дорожного движения (дислокации дорожных знаков) на дороги, принадлежащие Юрлинскому муниципальному району: Юрла-Касаткина, Лопва-Дубровка, Пиукова-Вятчина, Юрла-Ч.Хутор, Юм-Чус, Юрла-У-Берёзовка - в срок до 01 декабря 2013 года; подъезд к д.Титова, Чужья-Деткина, Вятчина-Конина, подъезд к д.Бадья, подъезд к д.Новосёлова, Пож-Будлыри, Петракова-Ивановская, Елога-Галечник, У-Берёзовка-В-Коса - в срок до 01 декабря 2014 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца. Федеральный судья Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова