Об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности



Дело № 2-71/2012 года                                                                                                                        

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

2 мая 2012 года

      

    Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

    при секретаре Трушевой Е.А., с участием:

    представителя истца старшего помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г.,

    представителя ответчика МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» Перебатовой З.М.,

    представителя ответчика администрации Юрлинского муниципального района Отегова А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5», администрации Юрлинского муниципального района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с названными требованиями, указывая, что по поручению прокуратуры Пермского края была проведена проверка исполнения муниципальными образовательными учреждениями законодательства, направленного на обеспечение безопасности образовательных учреждений от проявлений террористических угроз.

    27 марта 2011 года (как в иске) обследовано МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» по адресу: <адрес>. Установлено следующее.

    Детский сад размещён в 4 одноэтажных деревянных зданиях по адресам: <адрес>, на обособленных земельных участках. В детском саду функционирует 7 групп детей общей численностью 130 человек.

    В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91 утверждены санитарные правила и нормативы - СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее Правила).

    В нарушение требований п.3.4 Правил хозяйственная зона не разделена с игровой зоной. Игровая зона не соответствует требованиям п.3.9 Правил - для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки для 4 групп имеются лишь 2 теневых навеса.

    Кроме того, в результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

    В силу ст.20 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 269-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах, правилах, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

    Приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации «ППБ 01-03».

    В нарушение п.21 Правил пожарной безопасности у здания детского сада допускается складирование дров без соблюдения противопожарных разрывов (15 м).

    Вышеназванные нарушения требований закона ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, их родителей, сотрудников, то есть, неопределённого круга лиц, следовательно, влекут нарушение их конституционных прав. А имеющее место нарушение требований пожарной безопасности создаёт угрозу возникновения террористического акта.

    В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в числе прочего, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

    Прокурор просит: обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 1» в срок до 30 апреля 2012 года произвести складирование дров с соблюдением противопожарных разрывов в соответствии с требованиями п.21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации «ППБ 01-03»; обязать МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» в срок до 30 мая 2012 года провести на территории дошкольной организации наружное электрическое освещение с уровнем искусственной освещённости не менее 10 лк на уровне земли в соответствии с требованиями п.3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; привести полосы зелёных насаждений на территориях дошкольной организации в соответствии с требованиями п.3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10; установить на территории 2 групповых площадок для защиты детей от солнца и осадков теневые навесы в соответствии с требованиями п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, разделить хозяйственную и игровую зоны (с расстоянием между ними не менее 3 м) в соответствии с требованиями п.3.4 СанПиН 2.4.1.2660-10; обязать администрацию Юрлинского муниципального района профинансировать бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад №5».

    В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Гордеева Н.Г., изменив предмет требований, просила суд: обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 5» в срок до 31 июля 2012 года произвести на территории дошкольной организации по адресу: <адрес> следующие работы: установить наружное электрическое освещение с уровнем искусственной освещенности участка не менее 10 лк на уровне земли в соответствии с требованиями п.3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10; привести в состояние, пригодное для использования по назначению, два теневых навеса; разделить хозяйственную и игровую зоны в соответствии с требованиями п.3.4 СанПин 2.4.1.2660-10; убрать березы, угрожающие жизни и здоровью детей.

    Обязать администрацию Юрлинского муниципального района профинансировать МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» на проведение названных работ.                                                

    Представитель ответчика МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» Перебатова З.М. заявила о полном признании поставленных требований.

    Представитель администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В. указа на признание ответчиком обращённого к нему требования, правомерности возложения обязанности по финансированию работ и готовности администрации его осуществить, но в срок до 31 июля 2012 года (с учётом необходимости составления сметы, получения решения Земского Собрания).

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 5» зарегистрировано администрацией Юрлинского района 24 апреля 2000 года, является юридическим лицом.

    Деятельность образовательного учреждения лицензирована бессрочно.            

    Из акта санитарно-эпидемиологического обследования от 29 марта 2012 года, составленного врачом по общей гигиене М* окружного (Коми-Пермяцкого) филиала ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Пермском крае» при участии помощника прокурора Юрлинского района Копытовой Н.А. по результатам проверки МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» по адресу: <адрес>, проведенной по инициативе прокуратуры Юрлинского района следует: зелёные насаждения (деревья) высажены на расстоянии от 2 до 5 м от помещений детского сада, что не соответствует требованиям п.3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10; наружное искусственное освещение отсутствует, что не соответствует требованиям п.3.3 СанПиН 2.4.12660-10; хозяйственная зона не разделена и не огорожена от игровой зоны, что не соответствует требованиям п.3.4 СанПиН 2.4.11.2660-10; для защиты детей от солнца и осадков на территории групповых площадок для 4 групп установлено 3 теневых навеса, что не соответствует требованиям п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10. Площади теневых навесов недостаточны, что не соответствует требованиям п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, согласно которым теневой навес должен быть площадью из расчёта не менее 2 м2 на одного ребёнка.

    Согласно информации, предоставленной 18 апреля 2012 года пожарным инспектором по Юрлинскому муниципальному району С*., у зданий детского сада допускается складирование дров без соблюдения противопожарных разрывов (15 м).

    Приведённые в акте и в информации данные подтверждены участниками процесса, равно как и неустранение нарушений на момент слушания дела.

СанПиН 2.4.1.2660-10 предусмотрено: территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли (п.3.3); на территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны - игровая зона, хозяйственная зона. Расстояние между игровой и хозяйственной зоной должно быть не менее 3 м (п.3.4); для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м (п.3.9).

    Согласно п.24 Правил (ППБ 01-01), утверждённых приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.

     Приведённое в совокупности свидетельствует о законности требований истца в части, касающейся установки освещения, введения в эксплуатацию навесов, переноса дров.

     Оценивая правомерность иска в части наложения обязанности по приведению полос зелёных насаждений в соответствие с санитарными Правилами, а именно по ликвидации берёз, суд руководствуется следующим: как следует из п.3.1. СанПиН 2.4.1.2660-10, территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации. При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей, и колючих кустарников. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При размещении территории дошкольной образовательной организации на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

    Заявлена представителем МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» Перебатовой З.М., не опровергнута иными участниками процесса, и принята судом в качестве достоверной следующая информация: год посадки берёз не известен, они располагаются с восточной стороны от здания, в которых размещаются детские группы, тень от берёз здания не достигает, их характеристики (включая степень риска падения) специалистами не оценивались, берёзы образуют естественный теневой навес, с их ликвидацией зелёных насаждений на территории игровых площадок практически не останется, представление на ликвидацию берёз не вносилось.

    Принимая во внимание изложенное, учитывая положения Правил, содержащие запрет именно на высаживание деревьев и кустарников с их нарушением, суд полагает целесообразным отказать в удовлетворении требования о приведении полос зелёных насаждений в соответствие с СанПиН.

    Решая вопрос о возможности возложения финансирования мероприятий по устранению нарушений на администрацию Юрлинского муниципального района суд руководствуется следующим. В соответствии с п.1 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального округа.

    Согласно п.3 ч.1 ст.17 названного Закона реализация указанного положения закона осуществляется путем создания органами местного самоуправления муниципальных детских учреждений и их финансирования.

    В силу п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

    В судебном заседании установлено, что учредителем детского сада является администрация Юрлинского муниципального района, следовательно, финансирование деятельности дошкольного учреждения, в том числе и мероприятия по его содержанию и обеспечению безопасных условий для находящихся в нем детей, осуществляется данным органом. Данный факт в ходе судебного разбирательства администрацией Юрлинского муниципального района не оспаривался.

    С учётом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

                                                              р е ш и л:

исковые требования прокурора Юрлинского района удовлетворить частично.

    Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 5» в срок до 31 июля 2012 года произвести на территории дошкольной организации по адресу: <адрес> следующие работы:

- установить наружное электрическое освещение с уровнем искусственной освещенности участка не менее 10 лк на уровне земли в соответствии с требованиями п.3.3 СанПин 2.4.1.2660-10;

- привести в состояние, пригодное для использования по назначению, два теневых навеса;

- разделить хозяйственную и игровую зоны в соответствии с требованиями п.3.4 СанПин 2.4.1.2660-10.

    Обязать администрацию Юрлинского муниципального района профинансировать МБДОУ «Юрлинский детский сад № 5» на проведение названных работ.                                               

    В остальной части требования иска оставить без удовлетворения.     

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится 3 мая 2012 года.

         

           

Судья Юрлинского районного суда

<адрес>                                                                                Н.Н. Дереглазова